Умеренный ислам или умеренность в исламе?

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
После сентябрьской трагедии 2001 г. в Нью-Йорке, когда в массовом порядке начались нападки на мусульманскую религию, особенно популярной стала пропаганда лозунга т.н. "умеренного ислама". Сразу появилась масса сторонников этого словосочетания, именуемых себя "либеральными", "прогрессивными", "просвещенно-умеренными" и т.д. мусульманами. А в 2006 г. зампредседателя Еврокомиссии, комиссар по вопросам юстиции, свободы и безопасности Франко Фраттини выступил с предложением создать т.н. "Европейский ислам". Говоря другими словами, под предлогом "обучения" мусульман европейским "принципам прав человека" фактически осуществлялся призыв признать ряд законов, никоим боком не могущих быть воспринимаемыми ни одной из мировых религий.




После сентябрьской трагедии 2001 г. в Нью-Йорке, когда в массовом порядке начались нападки на мусульманскую религию, особенно популярной стала пропаганда лозунга т.н. "умеренного ислама". Сразу появилась масса сторонников этого словосочетания, именуемых себя "либеральными", "прогрессивными", "просвещенно-умеренными" и т.д. мусульманами. А в 2006 г. зампредседателя Еврокомиссии, комиссар по вопросам юстиции, свободы и безопасности Франко Фраттини выступил с предложением создать т.н. "Европейский ислам". Говоря другими словами, под предлогом "обучения" мусульман европейским "принципам прав человека" фактически осуществлялся призыв признать ряд законов, никоим боком не могущих быть воспринимаемыми ни одной из мировых религий.
В начале текущего года занимающаяся аналитическими и стратегическими разработками для американского правительства исследовательская RAND Corporation, по заказу Пентагона, проанализировав готовность США противостоять "исламистам", пришла к выводу о "крайней сложности" этого. Назвав в докладе "Война другими средствами" (War by Other Means: Building Complete and Balanced Capabilities for Counterinsurgency) "исламский экстремизм одной из серьезнейших угроз безопасности США", авторы отметили тенденцию к распространению "исламистских идей". Резюмировав, что для успеха в "борьбе с исламом" (по-другому и не интерпретируешь) "США должны в большей степени опираться не на военных, а на гражданских специалистов. Международное сотрудничество в этой сфере не просто желательно, но жизненно важно".

Вроде красиво и заманчиво звучит последняя фраза, но в реалии за ней стоят довольно значимые идеи, особенно с учетом предшествовавшего доклада этой же исследовательской корпорации "Формирование умеренных исламских сетей" (Building Moderate Muslim Networks), в котором "разделительной линией между умеренными мусульманами и радикальными исламистами" определялось "признание нерелигиозных источников права", говоря другими словами, отказ от базовых исламских ценностей. Не случайно (по данным портала "islam.ru"), имам Исламского центра в Техасе (США) Мухаммад аль-Шинтики обращал внимание на использование в докладе термина "ложно умеренный" (false-moderate), направленного в адреса выдающегося теолога современности, председателя Европейского совета по фетвам и исследованиям Юсуфа аль-Карадави и швейцарского философа, автора концепции реальной интеграции мусульман в западное общество (при неизменяемости Акыды) Тарика Рамадана; причем с представлением Ю.аль-Кардави "салафитским проповедником, несмотря на его сильную критику жестких салафитских интерпретаций ислама", а Т.Рамадана экстремистом, "несмотря на активность, развернутую им в мировом масштабе по противодействию радикализму". На основе чего президент американской Школы исламских и общественных наук Таха аль-Альвани пришел к выводу, что "настоящей целью, с которой борется RAND, является не радикализм под знаменами ислама, а исламская умеренность".

С его слов, согласно логике доклада мусульмане подталкиваются к осознанию того, что если они будут продолжать настаивать на своей "приверженности исламу, вере в Аллаха и Его посланника, то будут восприниматься, как экстремисты". Подход такого рода, продолжает ученый, является "призывом к уничтожению умеренности в исламском мире и подталкиванию мусульман к самому крайнему экстремизму. Это попытка устами RAND сказать всему исламскому миру, что нет другого пути перед вами, кроме пути экстремизма и насилия".

Таким образом, отношение большей части мусульманского мира к "пробиваемой" концепции "глобализационно-умеренного ислама" не может быть положительным. В т.ч. и по причине намерения авторов проекта внедрить эту идею в ряды мусульман путем искусственного отталкивания от лидерства мусульманских авторитетов, реально пытающихся противостоять экстремизму, осуществляемому под прикрытием исламского знамени. Целью чего видится намерение включить в рождаемые "умеренные" центры управляемых людей. Под прикрытием, скажем, понятия "Ислам lite", оперируемым, согласно "Associated Press", мусульманами Косово. Что тоже не случайно вследствие озвучивания исполнительным директором Вашингтонского центра исламского плюрализма Стивеном Шварцем возможности для Приштины стать "моделью религиозного плюрализма" в Европе": "Албанцы, хотя и в большинстве являются мусульманами, если в чем-то и фанатичны, так это в своей симпатии к Америке. Албанский ислам - ислам умеренный и может служить преградой для радикализации европейских мусульман".

Таким образом, ракурс "умеренного" ислама ставит целью как-бы "подогнать" мусульманский вероустав под "стандартный пакет" пробиваемых мировым бомондом "общемировых" "глобалистских ценностей" стадного образца. В качестве ответа на данные "околоумеренные" игры приводятся слова премьер-министра Малайзии Мухаммада Махатхира: "Ислам - по определению умеренная религия...[она] никоим образом не препятствует личным достижениям, приветствует активность и целеустремленность в людях. В Исламе нет ничего экстремистского, если мы должным образом следуем его учению. Мы мусульмане: и точка!". Другое дело, что, как пишет в The Daily star мусульманский автор Мухаммад Замир, "сегодня мусульмане обязаны научиться адекватно представлять миру умеренную природу своей религии... Нам необходимо напоминать людям всего мира о позитивном и умеренном характере ислама. Надо, чтобы они знали, чему нас учит Священный Коран. Многие его аяты содержат обращенный к верующим призыв помогать друг другу и выполнять свои обязанности перед людьми".

В целом, противники концепции "умеренного ислама" убеждены, что фиксируемая именно с 2006 г. активизация движения в этом направлении не спонтанна, так как заключительное заявление участники завершившегося в конце 2005 г. в Мекке внеочередного саммита Организации Исламская конференция (ОИК) призвало пропагандировать ислам как "религию терпимости, взаимного диалога и мирного сосуществования". Не исключено, что следующим шагом авторов проекта будет мягкое противопоставление друг другу сторонников различных течений в исламе. Довольно симптоматично, что в уже цитируемом докладе об "исламских сетях" идет противопоставление "умеренных традиционных мусульман" и суфиев "модернистам" и салафитам. Подтверждением чего является заявление на недавней пресс-конференции председателя Управления мусульман Кавказа шейх-уль-ислама гаджи Аллахшукюра Пашазаде по итогам своего визита за океан, подчеркнувшего: "В США хотят, чтобы ислам носил характер суфизма".

Умеренность в исламе или идеи Аль-Васатыйя

Нередко проводится параллель между концепцией "умеренного" ислама и принципами аль-Васатыйи, ранее раскрываемыми "Эхо". Однако васатизм, подразумевая концепцию "срединности" ("Мы сделали вас общиной, придерживающейся середины, чтобы вы свидетельствовали обо всем человечестве, а Посланник свидетельствовал о вас самих" (сура "Корова", 143), изначально исходит из однозначного соблюдения мусульманами Акыды с учетом приверженности кораническим постулатам без каких-либо "поблажек". Так как никто, как бы он себя не позиционировал, не может быть выше Откровения. Другое дело, что понятие аль-Васатыйя, подразумевающее наличие конструктивизма и сбалансированности, направленных на отказ от конфликтов внутри мусульманской уммы, включает в себя компромиссный подход к решению противоречий между различными исламскими течениями.

А во взаимоотношениях с представителями других конфессий идеи аль-Васатыйя направлены на поиск точек соприкосновения на основе слов Всевышнего: "О люди! Воистину, Мы создали вас из мужчины и женщины и сделали вас народами и племенами, чтобы вы узнавали друг друга, и самый почитаемый перед Аллахом среди вас - наиболее богобоязненный" (Сура "Комнаты", 13); "Среди Его знамений - сотворение небес и земли и различие ваших языков и цветов. Воистину, в этом - знамения для обладающих знанием" (Сура "Румы", 22). Так что принципы срединности основываются исключительно на положениях Корана и Сунны, с их реализацией в окружающем нас мире без изменения вероустава: "Следует принимать и использовать... проявления западной культуры, которые не идут вразрез с исламом" (Тарик Рамадан). При, повторимся, неизменности Акыды, не могущей быть приглушенной или отброшенной даже на мгновение. А то вспоминается, как в свое время предлагалось, исходя из "различной направленности" коранических сур мединского и мекканского периода, взять за основу мусульманства более "либеральную тенденцию" - мединскую. Но ведь в таком случае нивелируется Божественное происхождение Книги...

Нужно ли бояться открытия европейских мусульманских школ?

В последнее время в Европе наблюдается тенденция к открытию мусульманских школ и факультетов. Так, в Стокгольме начал функционировать колледж исламских наук (в Швеции проживают около 120 тыс. мусульман). При этом ученики-мусульмане шведских школ по своему желанию имеют возможность включить в программу обучения предмет "Исламоведение". Данный шаг далеко не спонтанный, а явно программный, свидетельством чего является тот факт, что в начале текущего года министр образования и науки Швеции Ларс Лейонборг (обратите внимание, даже не лидер государственной структуры, занимающейся вопросами религии) объявил о планах открытия в стране факультета подготовки имамов (при государственном финансировании). С его слов, "возможность получения подобного диплома вуза за счет государства... будет противодействовать радикализации ислама в королевстве".

В свою очередь, на заседании представителей исламских школ Великобритании, Голландии, Швеции, Дании, Германии и Бельгии, "в целях содействия сотрудничеству и координации" между учебными заведениями этих стран, создана т.н. Лига исламских школ со штаб-квартирой в том же Стокгольме. Кроме того, в Европе действует огромное количество воскресных школ с преподаванием арабского языка и исламской этики, а во многих школах арабский язык и основы мусульманской веры преподаются факультативно. В Англии обсуждается вопрос бюджетного финансирования мусульманских школ, хотя на сегодня в стране всего две школы с государственной поддержкой. Мало этого, в начале года глава Англиканской церкви архиепископ Кентерберийский Роуэн Уильямс высказался о "неизбежности включения некоторых норм шариатского права в британское законодательство" (заявление было озвучено на прочитанной им лекции в рамках цикла дискуссий "Ислам в английском законодательстве", проходящей под эгидой "Фестиваля Тампля"). Со слов архиепископа, включение определенных правил шариата в юридическую практику способствовало бы сохранению единства в британском обществе, поскольку в таком случае мусульманам "не пришлось бы выбирать между преданностью национальной культуре и верностью стране". Р.Уильямс также подчеркнул, что "не следует считать какую-либо систему несостоятельной в отношении соблюдения прав человека только потому, что мы не до конца понимаем ее".

Так вот, в связи с вышеизложенным, у ряда мусульман могут возникнуть вопросы, типа: а стоит ли радоваться таким изменениям, происходящим в Европе; не являются ли данные акции шагом для распространения "умеренного" ислама? Вопрос не праздный, конечно. Однако, как представляется, в рамках предоставляемого исламом индивидууму права думать и размышлять, проводить аналогию, изучать науки ничего страшного здесь нет. В конце концов, ТВ, к которому всегда тяготеют школьники, так и так обрушивает на молодое поколение огромный поток информации. А обучение в школах исламской направленности, как минимум, азам ислама, безусловно, сыграет важнейшую роль в формировании личности. И молодежь обязательно запомнит аят: "Воистину, те, которые уверовали и совершали праведные деяния, являются наилучшими из тварей. Их воздаянием у их Господа будут сады Эдема, в которых текут реки. Они пребудут в них вечно. Аллах доволен ими, и они довольны Им" (Сура "Ясное знамение", 6-8). И прислушается к хадису, переданному Ахмадом ат-Тирмизи: "Посланник Аллаха (мир ему и благословение) говорил: "Аллах сделает прекрасным лик того, кто услышит мои слова, запомнит и сохранит их и передаст другим. Возможно, он донесет знание и до тех, кто знает более него. Сердце мусульманина никогда не преисполнится злобы, пока он вершит праведные дела искренне ради Аллаха, наставляет имамов и держится вместе с мусульманами. Воистину, ваша мольба окружает и тех, кто рядом с вами". Так что данное начинание можно лишь приветствовать.

Теймур АТАЕВ, политолог (teymur-ogtay@rambler.ru)

Эхо

Теги: США , Ислам

Поделиться: