Казахстан-2016. Нуркент: Мы построим город

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
В первую очередь это центр приграничного сотрудничества. Сюда граждане Казахстана с одной стороны и граждане Китай – с другой могут въехать без оофрмления визы. Территория центра поделена на китайскую и казахстанскую части. Внутри этой зоны созданы условия для торговли – не стихийной базарной, а вполне цивилизованной. Здесь располагаются цеха по производству, пошиву, переработке, упаковке товаров, действуют транспортные, логистические, юридические компании. Не выходя из центра можно заключить сделку, юридически оформить ее, договориться о транспортировке груза.
Казахстан-2016. Нуркент: Мы построим город
К новости о строительствесовременного комфортабельного города Нуркент на границе с Китаем, вПанфиловском районе Алматинской области, казахстанцы отнеслись без особого энтузиазма.Прозвучали даже мнения, что строительство 50-тысячного города в приграничье – идеясумасбродная, попахивающая прожектерством в духе Нью-Васюков.Вместе с тем, если отброситьобывательские суждения, очевидно, что проект этот вписывается в процессыразвития приграничной торговли с Китаем, потенциал и возможности рынкакоторого, действительно, огромны. Помимо этого, авторы явно опираются на китайскийопыт строительства свободных экономических зон в приграничье. Мы побеседовали сдепутатом Мажилиса, нижней палаты казахстанского парламента, членом комитета поэкономической реформе и региональному развитию Павлом Казанцевым о том, каковыперспективы этого проекта:- Павел Олегович, с чем связананеобходимость строительства города на границе с Китаем? Не окажется ли он вбудущем заброшенным городом-призраком?-Поясню, о чем идет речь, чтобы казахстанцы понимали, что этот город будет строитьсяне на пустом месте. Нуркент будет возведен на границе с Китаем внепосредственной близости от специальной экономической зоны «Хоргос – Восточныеворота». Сегодня вокруг СЭЗ создается масштабная инфраструктура.Впервую очередь это центр приграничного сотрудничества. Сюда граждане Казахстанас одной стороны и граждане Китай – с другой могут въехать без оофрмления визы. Территорияцентра поделена на китайскую и казахстанскую части. Внутри этой зоны созданыусловия для торговли – не стихийной базарной, а вполне цивилизованной. Здесьрасполагаются цеха по производству, пошиву, переработке, упаковке товаров,действуют транспортные, логистические, юридические компании. Не выходя изцентра можно заключить сделку, юридически оформить ее, договориться отранспортировке груза.Буквальномесяц-полтора назад группа депутатов Мажилиса, членов комитета по экономическойреформе и региональному развитию, съездила в Хоргос, ознакомилась с ситуацией,поговорила с китайской стороной. И что мы увидели? С китайской стороныразвернута вся необходимая инфраструктура. Это не только дорога и коммуникации,это целый город, в котором есть гостиницы, офисы, рестораны, развлекательныецентры. Для людей, которые приезжают сюда для заключения контрактов, созданывсе условия для комфортного проживания и работы.Мыотстаем тотально. Обидно видеть, что на китайской стороне стоит современный,пусть и небольшой, но город со всей необходимой инфраструктурой, а с нашейстороны - пограничный пункт и маленький павильон, в котором стоит макетбудущего города. И все.Китайцы– это прирожденные торговцы. И если они зажглись интересом к этому проекту и сосвоей стороны сделали все для его реализации, то, наверное, мы что-то здесь,мягко говоря, недорабатываем.- Хорошо, возразят вам, китайцы сбываютнам свой ширпотреб, а что можем поставлять китайцам мы?-У китайцев есть колоссальный интерес к казахстанским продуктам питания. Ониуходят с лету! Фасовать и упаковывать продукцию можно здесь – к СЭЗ «Хоргос –Восточные ворота» примыкает индустриальная зона. Однако сегодня она пустует. У отечественныхпредпринимателей есть интерес к открытию производства на ее территории, потомучто буквально в двух шагах огромный рынок сбыта Китая. Но первое, чтоинтересует бизнес – это рабочие руки. Где их взять? В близлежащем поселке, гдеживут пограничники и сотрудники «Казахстан Темир жолы», в Жаркенте,административном центре Панфиловского района, избыточной рабочей силы нет.Прибавьтек этому сухой порт СЭЗ «Хоргос – Восточные ворота». Сегодня объемы перевозок черезстанцию «Достык» составляют 100 тыс. контейнеров в год. Это, как заявил недавнона XIIIфорумемежрегионального сотрудничества России и Казахстана Нурсултан Назарбаев, неболее 0,1% всех объемов грузов, перемещаемых всеми видами транспорта между Азиейи Европой. Поставлена задача увеличить до 2025 года пропускную способностьсухого порта «Хоргос» до 1 млн контейнеров. Безусловно, расширение грузопотоковозначает увеличение числа персонала.Такимобразом, мы подходим к вопросу строительства города. Ведь не стоит вопрос отом, чтобы построить там вторую Астану. Все очень элементарно и прагматично: дляподдержания инфраструктуры СЭЗ «Хоргос – Восточные ворота» нужны рабочие руки,нужно местное населения. Никакого прожектерства тут нет.Длялюдей, которые приедут работать в центре приграничного сотрудничества,индустриальной зоне, сухом порту нужно строить жилые дома, гостиницы, заведенияобщепита, школы, детские сады, больницы, поликлиники.- Вы думаете, казахстанцы тудапоедут?-А почему бы и нет? Я даже предложил, по аналогии с программой «С дипломом всело», запустить молодежный проект по переезду в Нуркент для выпускниковучебных заведений, особенно рабочих специальностей. Там нужны специалистыразличного профиля. Возможно, казахстанцы будут приезжать сюда на нескольколет, подкалымить, заработать подъемные и снова вернуться к себе в регионы.Ещеодин момент. Сегодня у нас южные регионы трудоизбыточные. Вместе с тем на северюжане ехать не хотят из-за сурового климата, да и условия земледелия там совсемдругие. Так вот, Нуркент может стать хорошей альтернативой для внутренних мигрантов.Это тоже юг, только юго-восток.Влюбом случае, рабочие и специалисты будут приезжать сюда с семьями, с детьми, аим нужна вся социальная инфраструктура – детские сады, школы, поликлиники,больницы. Так вырисовывается идея города или, скажем, поселка городского типа.Не нужно бояться таких названий. Нуркент – это не пустой прожект, негород-призрак. У этого проекта есть очень простое и внятное обоснование.Нужноработать на опережение: инфраструктура в СЭЗ «Хоргос – Восточные ворота» будеттак или иначе создана. В конце концов – это экономика, это огромные перспективыосвоения китайского рынка. Мы должны уже сегодня – не завтра, а сейчас – закладыватьоснову, чтобы через год-два не выяснилось, что там некому работать.Жанар Тулиндинова (Астана)

Поделиться: