Казахстан-2016: земли хватит на всех

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Программа «Нурлы жер», разработка которой стала одним из первых «проверочных заданий» для правительства Бакытжана Сагинтаева, по мнению экспертов, может зарядить социальным оптимизмом миллионы казахстанцев. Ее ключевое условие – выделение 600 тыс. участков под строительство домов – предоставляет внутренним мигрантам из депрессивных районов редкую возможность преодолеть «черту оседлости» и самостоятельно построить жилье в экономически активных регионах. Однако эксперты предостерегают, что эффект может быть прямо противоположным, если программа станет очередной площадкой для обкатки непрозрачных схем распределения земли.
Казахстан-2016: земли хватит на всех
Казахстан-2016:земли хватит на всехПрограмма«Нурлы жер», разработка которой стала одним из первых «проверочных заданий» дляправительства Бакытжана Сагинтаева, по мнению экспертов, может зарядитьсоциальным оптимизмом миллионы казахстанцев. Ее ключевое условие – выделение 600тыс. участков под строительство домов – предоставляет внутренним мигрантам издепрессивных районов редкую возможность преодолеть «черту оседлости» и самостоятельнопостроить жилье в экономически активных регионах. Однако эксперты предостерегают,что эффект может быть прямо противоположным, если программа станет очереднойплощадкой для обкатки непрозрачных схем распределения земли. Земельныйвопрос испортил казахстанцев?Напомним, что президентпоручил разработать программу жилищного строительства «Нурлы жер» на памятномрасширенном заседании правительства в сентябре, когда Бакытжан Сагинтаеввпервые предстал в публичном пространстве в новом качестве главы Кабмина.Возможно, это обстоятельство мотивирует премьера для того, чтобы и разработка,и реализация программы оказались на высоте.Законное право казахстанцевна получение 10 соток земли под индивидуально жилищное строительство было законодательнозакреплено еще в Земельном кодексе 2003 года. Однако до последнего времени этанорма фактически бездействовала. Акиматы – администрации областей и городов – находилимножество отговорок для отказа, ссылаясь на отсутствие подведеннойинфраструктуры и даже на… нехватку земли, что для девятого по территории в миреКазахстана звучит несколько неожиданно. Таким образом, за 13 лет бездействиянормы образовалась очередь из 1,2 млн человек, желающих получить землю.Политолог Берик Абдыгалиев указывает на то, что вопросо выделении участков для индивидуального строительства актуализировался вовремя дебатов вокруг земельной реформы, развернувшихся весной нынешнего года:«Хотя поправки вЗемельный кодекс касались, прежде всего, земель сельхозназначения, длянаселения оказались более актуальными не столько вопросы аренды землииностранцами, сколько невозможность реализовать свое законное право наполучение участка», - подчеркивает Абдыгалиев.Эксперт, входивший всостав общественной комиссии по земельной реформе, также напомнил, что свыше70% звонков, поступивших в кризисные call-центры, касались именно этоговопроса.Общественный деятель,кандидат экономических наук ТалгатАбдижапаров считает, что «Нурлы жер» это, пожалуй, первая за долгое времяпрограмма экономического блока, которая позволит добиться мощного социальногоэффекта – снять напряженность, связанную с жилищными проблемами и внутреннимимигрантами.«В последние годы,особенно в период кризиса, наше правительство стало провайдером услуг дляпредпринимателей и банков, которые заняли по отношению к государствуиждивенческую позицию. Принимаются различные дотационные программы, которыестимулируют бизнес – будь то агросектор, дорожно-строительная отрасль, машиностроение.Так вот, «Нурлы жер» - это первая программа для людей и про людей. Самыйглавный эффект, который невозможно просчитать, но который мы сразу получили, -это социальный оптимизм», - считает эксперт.Абдижапаров отмечает, чтовокруг Астаны и Алматы сегодня, по сути, сформировались «пояса бедности» -стихийные жилые массивы с беспорядочной застройкой и неустроенным населением,не имеющим ни прописки, ни постоянных доходов.«Проблему этих «поясовбедности» можно решить в рамках программ развития алматинской и астанинскойагломерации с помощью инструментов предоставления земельных участков», - говоритэксперт.По мнению Абдижапарова,программа также создаст мощнейший стимул для развития внутреннего потенциаларегионов. В частности, он привел пример Кызлординской и Актюбинской областей,руководство которых, не ожидая директив от разработчика программы, Министерстванациональной экономики, внесли изменения в генеральные планы, определили районыиндивидуальной застройки, изыскали резервы и привлекли средства банков развитиядля подведения инженерной инфраструктуры – дорог, воды, электричества. Вчастности, в Кызылординской области по такой схеме сегодня выделяется 6 600участков. Подводныекамни земельной инициативыНесмотря на внушаемый программыоптимизм эксперты не исключают, что при отсутствии должной проработки онасоздаст благодарную почву для спекуляции и коррупции.«Главное, чтобы раздачаземельных участков не привела к появлению спекулятивных схем получения земли иее перепродажи, как это у нас нередко случается. Думаю, чтобы избежать этого,необходимо установить определенные ограничения: передавать землю в собственностьтолько после строительства дома, запретить продажу участка в течение пяти лет»,- говорит Берик Абдыгалиев.Талгат Абдижапаровсчитает, что главным условием успешной реализации программы является отказ от«ложного стимулирования» строительного сектора путем наделения отдельныхкомпаний эксклюзивными правами на застройку новых жилых массивов.«Строительным компаниямтам делать нечего – люди сами должны выбирать подрядчиков. Сегодня на возведенииобъектов ЭКСПО-2017 в Астане задействовано 10-12 тыс. строителей, после ихсдачи в эксплуатацию высвободятся десятки тысяч рабочих рук – именно из ихчисла можно создавать бригады для частных подрядов. Это позволит существенноснизить себестоимость строительства. Необходимо убрать любые препоны –бюрократические, административные – установить понятные правила оформленияпроектов жилых домов. Это должны быть добротные проекты, соответствующие эстетическомувиду городов и там, где это надо, требованиям сейсмостойкости», - подчеркиваетобщественный деятель.Абдыгалиев акцентирует ещеодин важный аспект программы. Участки должны передаваться населению только сготовой инженерной инфраструктурой: с подведенной водой, электроэнергией,канализацией, дорогами – считает эксперт.«У нас был печальныйопыт, когда народ набрал участки под Алматы и Астаной, построил дома и долгиегоды прозябал без воды и света, поскольку по генеральному плану развитиягородов подводка инженерных сетей к этим стихийно образовавшимся жилым массивампредусмотрена не была. Учитывая, что строительство инфраструктуры - вопросдорогостоящий, думаю, это ключевая проблема программы «Нурлы жер», - считаетполитолог.Пару месяцев назад Министерствонацэкономики заявило в СМИ, что государство будет строить инженерные сети и предоставлятьгражданам участки при условии возмещения затрат на инфраструктуру. Однако сбольшой долей вероятности это требование будет пересмотрено, поскольку, какправило, на участки претендуют люди невысокого материального достатка. Чтобыне получилось, как всегдаДепутат Мажилиса, нижнейпалаты казахстанского парламента, от Коммунистической народной партииКазахстана Айкын Конуров, комментируя перспективы программы, отметил, что, ксожалению, без президентского «нагоняя» и здесь не обошлось.«Поражает, с какойскоростью чиновники меняют свои взгляды на вопрос обеспечения гражданземельными участками с инфраструктурой. Чуть больше года назад правительстводоказывало, что ни денег, ни возможностей нет, и только после «нагоняя» президентаих взгляды изменились и средства нашлись. Считаю важным, чтобы правительство иакиматы обеспечили прозрачный механизм распределения участков и абсолютнопонятный процесс ценообразования на подведенную к участкам инфраструктуру. Безэтих условий программа рискует превратиться в очередное «хотели, как лучше, аполучилось, как всегда» со всеми вытекающими последствиями в виде разоблачений,обвинений, арестов и покаяний», - констатирует депутат.По мнению мажилисмена, вданном случае не помешало бы внедрить институт личной ответственности акимов зареализацию программы.«Без реального общественногоконтроля избежать злоупотреблений будет трудно. Необходимо «развязать руки»местным ревизионным комиссиям и общественным советам, превратив их в реальныеинституты контроля, а не «друзей акимов», - подчеркивает Конуров.Депутат согласен сэкспертами в том, что одно только заявление и предоставлении земельных участковповысило оптимистический настрой граждан. В то же время он указывает насоциальные риски в случае срыва программы.«Строительство хозспособомдля многих сегодня является едва ли не единственным шансом обрести крышу надголовой. Если программа будет пробуксовывать по вине чиновников, то это станетеще одним камнем в стене непонимания между простыми людьми и органами власти»,- подытоживает мажилисмен.Надеемся, пожеланияэкспертов будут учтены разработчиками программы, презентация которой, возможно,состоится до конца года.Жанар Тулиндинова (Астана

Поделиться: