Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Б. Усманов: Водные проблемы Центральной Азии

26.09.2008

Автор:

Теги:

 

Усманов Б.Х. аспирант Института  Истории  АН РУз

 

Водные  проблемы  Центральной  Азии

 

В  XX веке  человечество  пережило  две  мировые  войны,  количество  жертв  которых  исчислялось  миллионами.  В 60-70 годах XX века  мир  столкнулся  с еще  более  сложными проблемами. Эти  проблемы,  возникновение  которых  связано  с  научно-техническим  прогрессом,  с  воздействием  человека  на  природную  среду,  обеспечением  материалами  и  энергоресурсами,  быстрым  темпом  роста  населения  и  другими.

Сегодня  во  всем  мире, и  в том  числе  в  Центральной  Азии, одной  из  основных проблем, является  водная.  По  статистике  вода  покрывает  более  70 %  земной  поверхности, и  объем  ее  равен  примерно  1,4 млрд. куб.  км.  Реально  же  используется   лишь  0,003%.  Больше  всего  воды - около  97% - находятся  в морях  и  океанах.  Из  оставшихся  3%  почти  вся - около  87% - заточена  в  плен  полярных  льдов  или  в  глубинах  земли.  Гидрологическая  система  планеты  ежегодно  прокачивает  и  переносит  на  сушу  около  44 тыс. куб. км    воды,  из  которых  на  каждого  жителя  нашей  планеты  приходится  6900 куб. м.[1]  Но  значительная  часть  приведенного  объема  приходится   на  неподвластные  паводковые  воды  или  же  слишком  удаленную  от  него  воду,  которую  эффективно  использовать  невозможно. В  среднем  за  год  остается  более  40000 куб. км.  пресной  воды  в  реках  планеты.

Даже  с  этой  поправкой  запасы  воды  в  мире  значительно  превышают  минимальный  пороговой  показатель  1700 куб.  м. на  человека,  который  (достаточно  произвольно)  установлен  гидрологами  в  качестве  минимального  объема,  необходимого  для  выращивания  продовольственных  сельскохозяйственных  культур,  промышленных  нужд  и  сохранения  окружающей  среды.

К  сожалению,  в  данном  случае  международный  средний  показатель  в  значительной  степени  бесполезен. Потому  что  в  глобальном  аспекте  воды  более  чем  достаточно: проблема  состоит  в  том,  что  некоторые  страны  получают  ее  значительно  больше,  чем  другие.

Центральная  Азия является  один  из  регионов, который испытывает  дефицит  воды. На  территории  Центральной  Азии (бассейн  Аральского  моря)  расположены  пять  государств: Казахстан (2724,4тыс. км  кв.)[2],  Кыргызстан (198,5тыс. км  кв.)[3], Таджикистан (145,1 тыс. км  кв.)[4], Туркменистан (488,1 тыс. км  кв.)[5]  и  Узбекистан (447,4 тыс. км).[6]  Водные ресурсы  государств  Центральной  Азии  оцениваются  в  170 км куб  год.[7] В регионе  находятся  реки:  Амударья, Сырдарья, Зерафшан, Мургаб, Пяндж, Вахш, Чу, Иртыш, Или и другие; озера: Аральское  море,  Балхаш,  Иссык-Куль и другие. Основные  ледниковые  запасы  находятся  в  горах  Кыргызстана и  Таджикистана, и основные  центральноазиатские  реки  начинаются  именно  здесь. Большая  часть  водных  ресурсов  используется  на  орошение  земель  всех  центральноазиатских  республик  и  это  приводит  к  взаимозависимости  между  странами.

В настоящее время  существуют  такие  проблемы,  как  конструктивное  решения  совместного, согласованного  управления  ограниченными  водными  ресурсами  бассейна  Аральского  моря  в  интересах  всех  государств  региона  и  с  учетом  экологических  требований,  обеспечения  пропуска  воды. Республики  Казахстан,  Туркменистан  и  Узбекистан  зависят  от  рек  текущих  с  территории  их  соседей, в  объеме  двух  третей (или  более )  используемой  ими  водами. Изменение  способа  использования  воды  в  странах  находящихся  выше по  течению, серьезно  повлияет  на  сельскохозяйственные  системы  и  жизнь  сельских  хозяйств  ниже  по  течению.

В Центральной  Азии  Кыргызстан может  контролировать  время  и  объемы  пуска  воды  вниз  по  течению,  а  Узбекистан  и  Казахстан  зависят  от  ее  поступления  для  своих  ирригационных нужд.  Огромное  Токтогульское  водохранилище  в  Кыргызстане  в  1970-е гг. использовалось  для  наполнения  ирригационной  воды  и  поддержания  баланса  водоснабжения  в сухие  и  влажные  сезоны  в  Узбекистане  и  Южном  Казахстане. В советскую эпоху  ¾ попусков  воды  производилось  в  летние  месяцы  и  ¼ зимой. Электричество,  производимое  в  результате  попуска  воды,  экспортировалось, и  Кыргызстан  получал  в  обмен  на  него  газ  от  Казахстана  и  Узбекистана,  чтобы  обеспечить  себя  энергией  на  зиму[8].

С  обретением  независимости  это  сотрудничество  было  нарушено. После  либерализации  рынков  торговля  электроэнергией  было  поставлена  на  коммерческую  основу,  при  этом  властям  Кыргызстана  пришлось  платить  за  импортное  топливо  по  мировым  ценам. По  этому  власти  Республики  Кыргызстана  начали  увеличивать зимние  попуски  воды  из  Токтогульского  водохранилище,  чтобы  производить  электроэнергию,  уменьшая  тем  самым  количество  воды  для  орошения  Казахстана  и   Узбекистан   летом. В 1990-е гг. летний  попуск  снизился  на  половину,  что  привело  к  острому  дефициту  воды  для  орошения.

Сложившаяся  ситуация  заставила  лидеров  республик Центральной  Азии  сесть  за  стол  переговоров. Переговоры  по  вопросам  общего  использования  воды  и  энергоресурсов  начались  в  1992 году. 18 февраля  1992 года  было  принято  соглашение между  республиками о координировании использования   воды. Была заложена  основа  для  регионального  сотрудничество  путем  создания  Межгосударственной  координационной  водохозяйственной    комиссии (МКВК), ответственной  за  определение  и  утверждение  годовых  лимитов  воды  для  каждого  государства  и  графиков   эксплуатации  водохранилище.

Однако  эти  соглашения  не  принесли желаемых практических  результатов.  Несмотря на  это, все  республики  признали,  что  содержание  водохранилища  является  экономической  услугой  и  что  следует  разработать  программы  бартерных  поставок  гидроэлектроэнергии  и  топлива, однако  достичь  соглашения  по  вопросам  цен  и  объемов  оказалось  не  таким  простым  делом. В 2003 и  2004 гг.  правительства  не  смогли  договориться  даже  о  минимальных  ежегодных  планах.[9]

Другой  важной  проблемой  региона является усыхание и праткическое исчезновение  Аральского  моря.  Аральский  кризис  - одна  из  самых крупных  экологических  катастроф  в  истории  человечества,  под  воздействием которого  оказалось  около  35 миллионов  человек,  проживающих  в  бассейне  данного моря.

Уровень  Аральского  моря  в  1911-1962 годы  находился  на  абсолютной  отметке  53,4 м. Объем  воды  1064 куб.  км. при  площади  зеркала  воды  66 тыс. кв.[10]

В 1960 году Аральское  море  было  размером  с  Бельгию  и  считалось четвертым  в мире.[11] Использование  воды  из  Амударьи  и  Сырдарьи  для  орошения  хлопковых  полей  с применением   неэффективной  ирригационной  системы  привело  к  стремительному  уменьшению  объемов Аральского  моря. С 1974 года воды  Сырдарьи  не  поступают  в море,  а  воды  Амударьи  очень  уменьшилась.[12]

В  1994 году  уровень  воды  в  Арале  снизился  до  отметки  32,5 м,  объем - менее  400 куб  км,  а площадь  зеркала  - до  32,5 тыс. кв. км.[13] 

В 1989-1990 гг.  Аральское  море  разделилось  на  две  части: Большой  и  Малый  Арал.  Его  берега  отступили  на  60-80 км. Осушенное  дно  обнаружилось  на  площади  более 4 млн. га,  появилась  песчано-солончаковая  пустыня. С высохшего дна  Аральского  моря  ветры  поднимают  в  воздух  соль  и  пыль,  и  уносят  их  на сотни  километров. С 1983 года Арал  перестал  существовать  как  место  добычи  рыбы.

Учитывая  сложившуюся  ситуацию  вокруг  Аральского  моря,  состоялись  неоднократные  встречи  глав   государств  Центральной  Азии. В  марте  1993 года в  г. Кызыл-Орде (Казахстан) главы  государств  пяти  независимых  республик  подписали  соглашение  о  совместных  действиях  по  решению  кризиса  Аральского  моря. Был  создан  межгосударственный  совет  по  проблемам  Аральского  моря  и  его  рабочий  орган - Исполнительный  комитет,  а также  Международный  фонд  спасения  Арала.

На  второй  встрече  государств  республик   Центральной  Азии,  которая  состоялось  в  г.  Нукусе (Узбекистан)  в январе 1994 года,  была  утверждена  «Программа  конкретных  действий  по  улучшению  экологической  обстановки  в  бассейне  Аральского  моря»  на  ближайшие  3-5 лет  с  учетом  социально-экономического  развития  региона.

На  третьей  встрече - в г. Дашховузе (Туркменистан) в марте  1994 года  уже был  заслушан  отчет  Междугосударственного  совета по  выполнению  ранее  принятой  программы. 20 сентября  1995 года  в  г. Нукусе (Узбекистан)  была  принята  Декларация  государств  Центральной  Азии  и  международных  организаций  по  проблемам  устойчивого  развития  бассейна  Аральского  моря.

Декларация  предусматривала строгую  приверженность  принципам  устойчивого  развития   и  сосредоточила  внимание  на  решение  таких  важнейших  проблем, как:

- переход  к  более  сбалансированной  и  научно  обоснованной  системе  развития  сельского  и  лесного  хозяйства;

- повышение  эффективности  ирригации  посредством  выработки  экономических  методов  использования  водных  ресурсов,  применения  совершенных  технологий   в  орошении  и  охране  окружающей  среды;

 - усовершенствование  системы  комплексного  управления  природными  ресурсами  региона.[14]

В  феврале  1997 года  на  встрече  в  г. Алматы (Казахстан)  глав  пяти  центральноазиатских  государств  с  участием  представителей  ООН,  Мирового  банка  и  других  международных  организаций,  приняли  решение  о  совершенствовании  организационных  структур  по  решению  проблем  Арала. Был сформирован  более  действенный  состав  Международного  фонда  спасения  Арала  и  на  его  базе  мобильный  Исполнительный  комитет.

Сегодня  есть,  хотя  и  небольшие,  хорошие   новости. В  2001 году,  Казахстан  в  совместном  проекте  с  Всемирном  банком,  было  начато  строительство  Кок-Аральской  плотины,  а  также  ряда  дамб  и  каналов,  в  целях  восстановления  уровня  воды  в  северной  (и  со  временем  южной)  частях  Аральского  моря. Проект  уже  приносит  плоды  - площадь  северной  части  моря  увеличилось  на  треть,  а  уровень  воды  поднялся  с  30  до  38 м.[15] Если  этот  прогресс  будет  устойчивым,  перспективы  возрождения  водной  безопасности  выглядят  вполне  реальными.

Понимая  всю  остроту  Аральской  проблемы,  государства  Центральной  Азии  уделяют  постоянное  внимание  улучшению  обстановки  в  регионе,  привлечению  к  решению  этих  проблем  международного  сообщества. Совместно  с  международными  организациями  и  фондами  осуществляется  реализация  регионального  проекта  «Управление  водными  ресурсами  и  окружающая  среда».[16]

Кроме  того,  при  содействии  международных  организаций,  была  разработана  Программа  конкретных  действий  по  улучшению  экологической  и  социально-экологической  обстановки  в  бассейне  Аральского  моря  на  период  2003-2010гг.  Одним  из  первоочередных  приоритетов  ПБАМ (Программа  бассейна  Аральского  моря)  является  проведение  единой   политики  устойчивого  развития  в  бассейне  Аральского  моря,  управление  речными   бассейнами  на   основе  гидрографического  принципа, реализация  продовольственных  программ  за счет  роста  продуктивности  орошаемых  земель. ПБАМ  предполагает  разработку  региональной  системы  управления  на  основе  усовершенствования  существующей  структуры (МФСА,  МКВК,  БВО), учитывающей  интересы  стран  участниц.[17]

Сегодня  реализуется  проект  «Переход  на  интегрированное  управление  водными  ресурсами  в  низовьях  рек  Сырдарья  и  Амударья». Проект  является  региональным  и  реализуется  Научно-информационным  центром  Межгосударственной  координационной  водохозяйственной  комиссии  (НИЦ  МКВК)  совместно  с  партнерами  из  Казахстана,  Туркменистана  и  Узбекистана.  При  осуществлении  проекта  будет  учтен  двухлетний  опыт  реализации  проекта  по  внедрению  принципов  ИУВР (интегрированное  управление  водными  ресурсами)  в  Ферганской  долине  (на  территории  трех  республик - Кыргызстана,  Таджикистана  и  Узбекистана),  который  осуществляется  при  содействии  Швейцарского  агентства  развития (SDC). 

Цель  проекта  - усиление  сотрудничества  стран  Центральноазиатского  региона  в  совместном  использовании  водных  ресурсов  в  низовьях  трансграничных  рек  Амударья  и  Сырдарья,  подготовка  предложений  по  переходу  на   интегрированное  управление  водными  ресурсами  через  обоснование  основных  положений  перехода  на  четырех  пилотных  объектах  в  Казахстане (в Кзыл-ординской  области), Туркменистане (в  Дашховузской)  и  Узбекистане (в Хорезмской  области  и  Каракалпакстане)[18].

В настоящее  время,  несмотря  на все  усилия  по ре­ше­нию вопросов   водного  дефицита  региона,  остаются еще много нерешенных  проблем. Исходя  из  существующих  проблем,  Узбекистан  стремится  в  настоящее  время  к снижению  зависимости  от  Токтогульского  водохранилища (Кыргызстан) и  пытается опереться  на  собственные  водные  ресурсы.  Это  стремление  привело  к  строительству  водохранилищ  совокупным  объемом  в  2,5 млрд. куб. м.

Казахстан  также  разработал  собственное  решение  региональной  проблемы  и  исследует  возможность  строительства  Коксарайского  водохранилища  объемом  в  3 млрд. м. куб. А  Кыргызстан  стремится  достичь  самодостаточности  в  энергообеспечении. 

Таким  образом,  мы  видим,  что  среди  государств  Центральноазиатского   региона  существуют  общие  проблемы  по  водным  ресурсам.  Как  показывает  опыт  прошлых  лет  и  настоящего  времени,   имеющиеся  проблемы,  как с  использованием  общих  водных  ресурсов  региона,  так  преодоления  экологических  последствий  влекущих  за  собой  высыхание  Аральского  моря,  необходимо  решать  совместными  усилиями.  При  этом,  как  видится,  необходимо   широко  опираться  на  международные нормы  по  использованию  природных  ресурсов,  с  привлечением  к  преодолению  имеющихся  в  регионе   проблем  соответствующих  международных  организаций.        

 

 

 


 

[1]Доклад  о  развитии  человека  2006.  Что  кроется  за  нехваткой  воды: Власть,  бедность  и  глобальный  кризис  водных  ресурсов.  М. «Весь Мир». 2006.  С.135.

[2] Ўзбекистон  Миллий  Энциклопедияси (Национальная Энциклопедия  Узбекистана). №11.  Т. 2005. С.47.

[3] Там  же. С.15.

[4]Ўзбекистон  Миллий  Энциклопедияси (Национальная Энциклопедия  Узбекистана). №8.  Т. 2004. С.462.

[5]Там  же. С.664.

[6] Ўзбекистон  Миллий  Энциклопедияси (Национальная Энциклопедия  Узбекистана). №12.  Т. 2006. С.7.

[7] Хамраев  Н.Р. Водные  ресурсы  Центральной  и  Южной  Азии. Сценарий  совместного  использования. Т. «Фан». 1996. С.21.

[8]Доклад  о  развитии  человека  2006.  Что  кроется  за  нехваткой  воды: Власть,  бедность  и  глобальный  кризис  водных  ресурсов.  М. «Весь Мир». 2006.  С.214.

[9] Там  же.

[10] Каримов  И.А. Узбекистан  на  пороге  XXI века: угрозы  безопасности, условия  и  гарантии  прогресса.  М. «Дрофа». 1997. С.119.

[11]Доклад  о  развитии  человека  2006.  Что  кроется  за  нехваткой  воды: Власть,  бедность  и  глобальный  кризис  водных  ресурсов.  М. «Весь Мир». 2006.  С.143. 

[12] Тиловов Т. Основные  проблемы  экологии.  К. «Насаф».2003.С.17.

[13] Каримов  И.А. Узбекистан  на  пороге  XXI века: угрозы  безопасности, условия  и  гарантии  прогресса.  М. «Дрофа». 1997. С.119.

 

[14] Там  же. С.123.

[15] Доклад  о  развитии  человека  2006.  Что  кроется  за  нехваткой  воды: Власть,  бедность  и  глобальный  кризис  водных  ресурсов.  М. «Весь Мир». 2006.  С.213. 

[16] Водное  видение  бассейна  Аральского  моря  на  2025 год  // ЮНЕСКО  в  сотрудничестве  с  Научно-консультативном  советом  по  бассейну  Аральского  моря  (SABAS) .  2000.С.159-165.

[17] Касымов  О. Развитие  системы  регионального  управления  водными  ресурсами  в  Центральной  Азии. //Общественное  мнение. Права  человека.  2005. №1. С.72.

[18] Там  же.


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение