Эсен уулу Кылыч: Енисейские кыргызы

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Как видим, кыргызам никто серьезно уже не угрожал. В этих условиях надобности в существовании сильного каганата не было, и племена занимались вполне мирными делами, вплоть до возвышения кара-китаев. Принцип, объединяться в сильную структуру начинал работать, когда появлялась угроза -сильный враг. Не следует исключать конечно и наличие локальных конфликтов, междуусобицы среди самих енисейских племен, живших за Когменом (Сайлюгемский хребет и прилегающая часть Саянских гор).
Эсен уулу Кылыч: Енисейские кыргызы
Енисейские кыргызы Автор:Эсен уулу КылычИсторик,тюркологБишкек,КыргызстанKylychesenuulu215@mail.ruFund214@mail.ru100009659625130@facebook.com  Древние кыргызы (гегунь, гяньгунь древнекит. источников) обитали вВосточном Притяньшанье. В конце IIв. н. э. или в III в.н. э. часть кыргызов (Восточные кыргызы) по каким-то причинам отделилась ( илибыла отделена ) и волею судьбы оказалась на севере, и поселилась в междуречьеАбакана и Кема (Енисей), в Койбальской степи.  Другая  же часть  древних  кыргызов (Западные кыргызы) продолжала  жить  на  своих  прежних   землях. Восточные кыргызы,  вскоре  перешли на  левый  берег Абакана,  в левобережнюю часть Минусинских степей.В  первое время  центр кыргызских кочевий  располагался в  Койбальской  степи, где на  горе Изых-тахнаходился  их  основной некрополь,  усыпальницы вождейвосточных кыргызов. Затем уже, в последующее время, центр кыргызскихкочевий  перешел  в степи  Уйбата,   которые и   поныне  считаются лучшими  пастбищами Минусинских  степей.  Здесь и были расположены стойбища самых богатых и  сильных  скотоводов,  возглавлявших кыргызскийплеменной союз на Енисее.Весь кыргызский племенной союз, первоначально, в значительной мере состоял  из местныхэтнических групп населения,  которые доэтого  обитали  в этих краях. Динлины, частично быливытеснены на другие территории, но в значительной мере, были подчиненыкочевниками кыргызами, которые образовали Кыргызско-Динлинский племенной союз.Затем, он перерос в государство, располагавшееся  по  обе  сторонысреднего течения реки Кем (Енисей). Динлины, составляли большинство населения государства,   но  находились   в  зависимом положении.  Это были,  в общем, белокурые,  голубоглазые, светлокожие люди,  европеоидного типа,  которые  обитали на этих землях  с незапамятныхвремен. Это были люди  искусные в  обработке металлов, земли, выращивании  различных земледельческих  культур, занимавшиеся охотой,  рыбной ловлей,   строительством,  ювелирным  и  кузнечным делом, домашнимхозяйством. Именно на их основе  сложился  так  называемый народ  енисейских  кыргызов.  В целом,  этногенез народаенисейских (Кемских)  кыргызовпроисходил, первоначально в левобережней части среднего течения Кема(Енисея).  Население  же правобережней части,  хотя и находилосьв зависимом и подчиненном положении от  "левобережников"  (т.е.восточных  кыргызов),  тем не менее оно  в течение  долгого времени сохраняло свое этническоесвоеобразие,  т.е. признаки, которые былиприсущи собственно динлинам, которые на востоке обитали до Байкала.              Правобережние  племена Енисея    были, в общем, рослы, белокуры,голубоглазы, светлокожи и вели динлинский образ жизни.  На них, как на  жителей восточной  части государства,  так же  распространялся  термин Кыргыз,  как  и на  все население страны кыргызов.Поэтому, китайское посольство,  шедшее вставку кыргызского правителя по  такназываемой  "восточной" дороге,посетило восточные районы Кыргызского государства и, описало земли, природу,обычаи, нравы, образ жизни, внешний вид и занятия местного населения, и они(т.е. китайские послы)  записали, что"жители, вообще рослы, с  рыжимиволосами,  с румяным  лицом, и голубыми глазами", что и  ввело  путаницу в  исследования историков,  которые начали утверждать, что кыргызыиспокон веков были белокурым, голубоглазым народом. На  самом же  деле, кыргызы, были типичными кочевымитюрками, хорошо сохранившие свое этническое своеобразие, характерное для исконно тюркского типа, т.е. монголоидныйантропологический тип с определенной примесью европеоидных  соматических признаков, с соответствующим укладом хозяйства, образа жизни, культуры.Правобережняя часть Енисея, гор­но-таежные племена этого края в меньшеймере подвергались чужеземному влиянию с запада, чем левобережняя частьнаселения Минусинской котло­вины. Поэтому, там, во время прохождения по ихземлям китайского по­сольства действительно преобладало белокурое население,среди ко­торых мог быть незначительным черноволосый и кареглазый элемент.    Кстати, в средние века, в правобережнейчасти Кема (Енисея) в большом количестве обитали самодийские и самоедские племена. По словам китайскогопосла,    они именовали государя кыргызовАжо, а юрту, где он  располагался -Мидичжи.  Ученые установили, чтопервое,  т.е.  Ажо, ничто иное, как самоедское"ассе" ("асо") - "отец",  в значении  "отец  страны". Что касается  второго (т.е.Мидичжита),  то  оно  происходит  от   самодийского "миди (меади)" - место палатки ("место, где располагалсяправитель").                                  Западные кыргызы долгое время жили в пределах мест традиционногообитания отцов и дедов, вплоть до VI-VIIвв. Они входили в состав господствовавших в свое время в Центральной Азиикочевых держав.  Во  время обитания  в  выше  указанных  районах   Азии Западные кыргызы, входили в конфедерацию тюркских племен, известную как- Теле китайских источников( огузы). Причем соседями кыргызов было племя«уйгур».                                 У теле  были,  в общем, схожие  этнические признаки,  начиная от головного убора, языка и т.д.,и  кончая   погребальным обрядом (погребения  с  конем). Даже  согласно  эпосу "Манас" кыргызы  иуйгуры являются   частями   одного народа.   Кыргызы,  здесь  обозначаются  как байгуры,  одна часть  народа,  другой частью  которого были  уйгуры. Это полностью согласуется систорическими данными, по которым Среднеазиатские   кыргызы,  потомки   Алтайских    (Западных)  кыргызов  описываются  как один  из  огузских народов, т.е. исторические сведения указывают на огузское происхождениеАлтайских (Западных) кыргызов.                Действительно, подобные известия об Алтайских   (Западных) кыргызах  верны, поскольку они в свое   время входили   в  огузскую общность  образовавшейся  из ряда   восточно-тюркских  племен. Этих племен было десять.  К началу VIIв.  или в  нач. VII в. кыргызы -теле отделились от прочих телесцев,  и   переселились на   север  Алтая. Впоследствии,   оставшиеся в  степи  огузы создали  новое кочевое  объединение - Тогуз-огузы (Девять    огузов). Длительное проживание среди племен Теле сказалось на их культуре,которая если не полностью, то во многом стала похожа на телесскую. Тем неменее, кыргызы все таки не полностью интегрировались в телесскую среду и в VI  веке отделились от них. А поселились они насевере Алтая, в верховьях Оби, вклинившись своеобразным буфером междуберельскими племенами, к западу от Минусы. В это время прекращает своесуществование верхнеобская культура. Это хорошо прослеживается на основеархеологических источников. Затем они уже вступают в непосредственный контакт сенисейскими кыргызами и вообще населением Минусинской котловины.     Для енисейских кыргызов был характерен обряд трупосожжения и рядхарактерных для них элементов  культуры,которые хорошо известны, и сохранялись у них вплоть до XVIII века.  Алтайские кыргызы были  типичными кочевниками, а енисейскиекыргызы  вели смешанное хозяйство, в которомбыло и скотоводство, и земледелие. Сильно отличалась и их культура,погребальный обряд, возможно, скорее всего небольшие различия могли быть и вдиалекте. Именно с кыргызами-Теле было связано образование Кыргызского Каганата.Проникнув в Минусу, они постепенно выходят на ведущее положение, руководятЕнисейской коалицией, время от времени вмешиваются в Центрально-азиатские дела.Наличие двух групп кыргызов на Енисее, явление новое для исторической наукиКыргызстана. Это подтверждается анализом письменных источников, содержащимисятам сведениями, а также, что очень важно, археологическими источниками.Погребения, выполненные по обряду трупоположения в сопровождении коня,датированные VI-IX вв. н.э.  расположены в западных частях  Минусинской котловины и на севере Алтая.Ученые старались обходить этот вопрос стороной, ибо не могли дать на неговразумительный ответ. Но с течением времени их количество настолько возросло,что археологи были вынуждены обратиться к ним.По мнению Гумилева, Гавриловой, Савинова, Трифонова погребения сконем  относятся не к тюркам - тугю, а кдругим тюркоязычным племе­нам, в первую очередь, телесским, входившим в составдревнетюркских каганатов. По мнению Киселева и Евтюховой, в разных районахпогребения с конем имеют разную этническую принадлежность - в Мон­голии ониоставлены древними тюрками, на Алтае - племенами теле, в Минусинской котловине- енисейскими кыргызами.      С.А.Теплоухов, относивший раскопанное им погребение на р. Таштык к VIIв., отмечал, что подобного рода могилы являются новым типом для Минусинскогокрая". Л.Р.Кызласов считает, что, погребения с конем, как и другиенетипичные для енисейских кыргызов захоронения, оставили представители иныхэтнических групп. Наиболее верным, на наш взгляд является заключение проф.Д.Г.Савинова, ведущего специалиста по археологии Южной Сибири древнетюркскогопериода. Приведем его дословно: «Погребения с конем, на территории Мину­синскойкотловины образуют определенный хронологический ряд: Усть Тесь и Кривинское(VI-VII вв.); Капчалы II, Тепсей III (VII-VIII вв., скорее всего VIII в.); Taштык (VIII-IX вв.,); Уйбат II, гденайдены уже плоские ромбические наконечники стрел (IX-X вв.), что можно рассматри­ватькак отражение длительного проживания на протяжении всей второй половины I тыс.в Минусинской котловине какой-то группы населения, хоронившей своих покойниковв сопровождении коня».     Это были кыргызы-Теле и проникли они наЕнисей с северного Алтая в  VII веке.  Кыргызские погребения с конем не идентичны,но очень похожи на телесские. Население Минусы, скорее всего представляло собой конгломерат различныхэтнических групп населения, довольно небольших. Но их было довольно много, ибыли они разные, по языку, образу жизни, культуре.  Еще в XVI-XVIIвв.  русские переселенцы застали наЕнисее довольно разнообразное население. Кроме Енисейских кыргызов тампроживало большое количество не кыргызского населения, которое находилось вподчинении у первых. Среди них были как тюркоязычные, так и кеттоязычные,самоедоязычные группы. При этом, в политическом отношении страна былараздроблена и делилась на ряд улусов или княжеств.Так, в бассейне Абакана, от верховья его до реки Уйбата включи­тельно,находился Алтырский улус с центром на реке Нине, правом при­токе Уйбата.Господствующее население его составляли кыргызы (частично и телеуты). Данниками(кыштымами) этого улуса были сагаи, западные иркиты, бельтиры, саяны и точжи.По обеим рекам Июсам, около Божьего озера, частично по Чулыму и в бассейнеправого притока Енисея - Сисима был Алтысарский улус. Ядро его составляликыргызы, частью тюркоязычные каш (качинцы), саха (или соккы) и аргын, околокоторых жили разноплеменные кыштымы, именуемые в документах: ачи, тинцы,басагары, шусты, комлары, кызылы, аринцы, ястынцы и др. На правой сторонеюжного Енисея простирался большой Тубинский улус с центром на реке Упсе илиТубе, охватывавший бассейны рек Сыды, Тубы, Ои и степь между Енисеем иправобережьем Абакана. Господствующим населением здесь были тубинцы,  южносамоедского происхождения, далекиепотомки Дубо китайских летописей (Танской династии). Они скрещивались исмешивались путем браков с тюркоязычными кыргызами (частично и качинцами).Кыштымами же князей Тубинского улуса, состоявших в брачном родстве с княжескимисемьями кыргызов, источники называют камасинцев, богоджы, мингатов,байкотовцев, кайдынцев, иркитов, иногда качинцев и некоторые группытюркоязычных шорцев, обитавших по рекам Кондоме и Мрассе.Езерский улус (он же иногда называется в документах Керетским)простирался по левобережью Енисея от реки Абакана на север, примерно доБатеневского хребта. Господствующей группой здесь также были кыргызы.В VI-VII вв. картина конечно жемогла быть  еще более пестрой. Тем неменее, все эти разрозненные и различные этнические группы населения тоговремени, объединяла одна  главная цель, вкоторую они вступали добровольно и с особым старанием-это защита от сильных имногочисленных внешних врагов, в первую очередь кочевых империй Великой степи,которые, постоянно совершали свои военные походы на север, за Когмен.  Там было много хлеба, кузнецов-оружейников, мастеров по обработке металлов,которые в большом количестве выделывали различные виды оружия, шедшее наэкспорт. Всех, кто входил в Кыргызский племенной союз на Среднем Енисееобъединяла единая территориально-географическая общность и стремление защититьсебя от сильных врагов. Поэтому, находясь в определеном гео-политическомпространстве, этнические группы объединялись, во главе которых стояло болееактивное и предприимчивое племя. Если до VII века таковыми были енисейские кыргызы, то после VII века эта инициативаперешла к Алтайским  кыргызам. Различиеинтересов племен Енисея сказались после известных событий сер. IX века н.э. Речь идет о 840годе, когда кыргызское войско атаковало столицу Уйгурского каганата  город Орду-балык. Вскоре, после смертикагана, в 847 году походы кыргызов прекратились, и племена стали возвращатьсяна свои прежние земли, к которым они так привыкли. Несомненно, могли быть сторонникисоздания каганата в степи. Это конечно же Алтайские кыргызы. Но они былималочисленнее других. Многочисленной была группировка енисейских кыргызов,  которая разумеется была за то, что бывозвратиться назад. Их несомненно поддержали другие этнические группы населенияСреднего течения Кема (Енисея)-самодийцы, самоеды, кетты и др. Енисейскиекыргызы заселили только Туву. Горнотаежники и рыболовы разумеется не желали переселяться в Великую степь. Врезультате, мы допускаем, что в орде была междуусобица, в результате чегоалтайские кыргызы  были вынужденыдвинуться в Прииртышье, к югу от Алтая, а некоторая их часть проникла далее,на  Тянь-Шань. Этим и объясняются причины развала Каганата. После крушения Уйгурскогокаганата в степи больше не было серьезного врага. Что касается империи Тан, тоот нее в IX векеоставалось только одно название. В IХ веке Танское  государство было  ослабленным, лишеннымпрошлых завоеваний и не имела контроля над территориями Западного края. В  стране царила разруха,  голод и междуусобица. Генерал-губернаторы (цзедуши) фактически   являлись  независимыми  правителями   в своих   провинциях, вели  ожесточенную борьбу  друг с другом и  с центральнойгосударственной властью. Танское государство было  почти полностью изолированоот центрально-азиатских дел.  Положениеусугублялось также  интригами ираспрями  при  императорском дворе. Более того, странаподвергалась постоянному военному и дипломатическому давлению со   стороны Уйгурского каганата, Тибетского  государства  и Южного  Чжао  (Наньчжао). При этом, она теряла большиетерритории или вынуждена была откупаться "богатыми подарками"  (так танские вельможи   именовали  уплату громадных  контрибуций и дань).  Танское  государство медленно, но неуклонно приближалось к гибели,  и ничто  не могло остановить этот процесс.Что же касается Тибета, то уже в первом десятилетии IХ  века там началось постепенное ухудшениеобстановки внутри  самого государства,приведшее к его ослаблению и распаду. Уже к 840 году страна была развалена,раздираемая междоусобной войной. Как видим, кыргызам никто серьезно уже не угрожал. В этих условияхнадобности в существовании сильного каганата не было, и племена  занимались вполне мирными делами, вплоть довозвышения кара-китаев. Принцип, объединяться в сильную структуру начинал работать,когда появлялась угроза -сильный враг. Не следует исключать конечно и наличиелокальных конфликтов, междуусобицы среди самих енисейских племен, живших заКогменом (Сайлюгемский хребет и прилегающая часть Саянских гор).            Подробнеев кн.: Хагяс. История Енисейских кыргызов (С древнейших времен до нач. XVIII века).- Автор: Эсен уулу Кылыч - Ассоциация историков Кыргызской Республики;Кыргызский государственный университет им. И. Арабаева.-Бишкек.-2013.-(второйвариант)-438 стр.   

Поделиться: