Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Казахстан-2016: Победа над ценами или конкурентами?

10.11.2016

Автор:

Теги:

Победанад ценами или конкурентами?

Чтознаменует вхождение российского лоукостера «Победа» на казахстанский рынокавиаперевозок – победу над высокими ценами или потерю клиентов для местных авиакомпаний?Насколько лояльно отнесутся казахстанские пассажиры к предложению российскойкомпании – покажет время. Однако отечественные авиаперевозчики уже высказываютнедовольство в связи с появлением на местном рынке явно демпингующегоконкурента.

 

«ЭйрАстана»: нашу озабоченность вызывает демпинг

Этой осенью российскаяавиакомпания «Победа» взялась за освоение неба над Казахстаном, запустив рейс изАлматы в Самару. Первый перелет из южной столицы Казахстана в российский городзапланирован на 18 ноября. Пассажирам из Алматы компания предлагает также стыковкичерез Самару в Москву, а с двумя пересадками – и в другие российские города и вдальнее зарубежье.

«Победа» известнасвоими заманчивыми ценами – минимальная стоимость билета из Алматы в Самару дляпассажира, путешествующего налегке (вес багажа не должен превышать 10килограмм) и без претензий (стоимость питания не входит в базовый тариф),составляет около 5300 тенге. Путешествие в Москву со стыковкой через Самару иобратно жителям южной столицы Казахстана обойдется в 30 тыс. тенге.

Способны ликазахстанские авиперевозчики предложить пассажирам сопоставимые цены? Не последуетли за приходом российского лоукостера на казахстанский рынок отток клиентов уотечественных авиакомпаний, а значит и упадок отечественной авиационнойотрасли? Эти вопросы мы задали национальному регулятору в сфере гражданскойавиации, самим авиакомпаниям и эксперту в авиационной сфере.

В Комитете гражданскойавиации Министерства по инвестициям и развития РК вхождение на казахстанскийрынок авиаперевозок российского лоукостера расценивают позитивно.

«Если они соответствуютвсем стандартам безопасности полетов международной организации гражданскойавиации и требованиям Соглашения о воздушном сообщении, а также ведут своюдеятельность на основе справедливой рыночной конкуренции», - подчеркивают вКомитете.

На последнюю оговоркуобращает внимание Ибрагим Жанлыел,старший вице-президент по маркетингу и продажам национального авиаперевозчикаКазахстана, крупнейшей авиакомпании страны «Эйр Астана».

«Нас беспокоит неконкуренция как таковая, поскольку мы успешно конкурируем с крупнымиперевозчиками мира, которые являются членами крупнейших альянсов, и навнутреннем рынке мы конкурируем с тремя местными авиакомпаниями. Нашуозабоченность вызывают неравные условия на рынке и возможность демпинговатьцены, благодаря субсидиям в более чем 500 миллионов долларов США ежегодно», -заявляет Ибрагим Жанлыел.

 

Позаконам конкуренции

Действительно, «Аэрофлот»,дочкой которого является «Победа», получает финансирование от государства путемперечисления средств за перелет европейских авиакомпаний через Сибирь, и роялтисоставляет свыше 500 млн долларов ежегодно.

Однако казахстанскийэкономист Денис Кривошеев напоминает,что «Эйр Астана» сама долгое время пребывала в тепличных условиях, пользуясь поддержкойгосударства.

«Исходя из простыхзаконов рынка, любые изменения в сторону увеличения конкуренции благоприятныдля потребителя и вводят действующие практически монопольно компании в стресс.В Казахстане долгое время существует доминирующий перевозчик, которогоподдерживает государство – «Эйр Астана». Эта поддержка настолько сильна, чтокомпания в принципе не может работать в конкурентной среде», - считает эксперт.

По его словам, любыепопытки выровнять условия работы национального авиаперевозчика в соответствие стребованиями конкурентного рынка приводили к проявлениям недовольства состороны «Эйр Астаны».

«Стоит выровнять ценына топлива в соответствие с рыночной стоимостью – недовольство. Стоит появитьсяновому предложению – недовольство. Стоит измениться экономической ситуации –провал. При этом сама компания настолько закрыта, что не допускает к отчетностидаже главного акционера – государство. Частные компании в условиях кризисаоптимизируют расходы, чтобы сохранить тарифы и поднимают их крайне осторожно,чтобы не спугнуть клиента. А вот «Эйр Астана» исчисляет тарифы в евро иподнимает цены как раз в тот момент, когда глава государства говорит одедолларизации экономики», - подчеркивает Кривошеев.

По мнению эксперта,появление конкуренции на рынке – это прекрасно, особенно когда она складываетсямежду двумя компаниями, поддерживаемыми государством.

 

Торгтут не уместен

Ситуацию усугубляет,пожалуй, тот факт, что у «Эйр Астаны» сложились натянутые отношения сроссийскими авиационными властями. Конфликт разразился в марте нынешнего года,когда Росавиация отказала казахстанской компании в пролете над небольшимучастком РФ, из-за чего открытие нового рейса Астана – Улан-Батор сорвалось.

«Действительно, намотказали в разрешении на пролет 299 км над территорией России несколько раз внеделю, хотя российские авиакомпании выполняют свыше 600 рейсов в неделю,пролетая над Казахстаном. Предоставление казахстанским перевозчикамограниченного права на пролет нарушает принцип паритетности и являетсянеобоснованным решением», - подчеркивает топ-менеджер «Эйр Астаны».

Напомним, что в обменна разрешение пролетов над территорией РФ российский авиационные властитребовали впустить второго российского перевозчика по маршрутам Москва-Астана иМосква-Алматы.

Получается, теперь,когда «Победа» вошла на отечественный рынок авиаперевозок, Казахстан можеттребовать преференции и открытия новых маршрутов в Россию для своихавиакомпаний? Однако в Комитете гражданской авиации нам пояснили, что никакихпряников для казахстанской стороны не будет.

«Авиакомпания «Победа»планирует начать выполнение рейсов в соответствии с Соглашением о воздушномсообщении. Согласно установленным договоренностям г. Самара являетсяразрешенным пунктом для российских перевозчиков, и они имеют право навыполнение полетов в Казахстан. Так как пункт согласован, дополнительныепреференции не предусмотрены», - уточняют в Комитете.

Денис Кривошеев объяснил,что согласно межправсоглашению россияне не заходят туда, где у казахстанскихавиаперевозчиков нет маршрутов. «Эйр Астана» долгое время обслуживала рейсАлматы – Самара, однако в 2015 году закрыла его из-за нерентабельности.

«Вышедшему на казахстанскийрынок лоукостеру «Победа» не дали разрешения летать из Алматы в Москву напрямую.Россияне, более изощрённые в конкурентной борьбе, пошли другим путем. Так уавиакомпании «Победа» появился рейс в Самару, с короткой стыковкой до Москвы. Соглашениео воздушном сообщении это не нарушает, возразить казахстанской стороне нечего. Уверен,что вскоре «Победа» начнет летать через Казань и стыковку делать и в Санкт-Петербург,и в Симферополь, и в Милан, а со временем по всем направлениям, например, такимлакомым и прибыльным для нацперевозчика, как Лондон. Никакого торга не будет - будеттолько обострение конкуренции», - прогнозирует экономист.

Впрочем в Комитетегражданской авиации подчеркивают, что казахстанским авиаперевозчикам также никтоне препятствует осваивать небо над Российской Федерацией.

«На сегодняшний деньмежду РК и РФ выполняется 145 рейсов в неделю по 29 направлениям. Казахстанскиеназначенные авиакомпании планируют открытие новых рейсов, в частности врегиональные города России. В следующем году авиакомпания «СКАТ» планируетоткрыть новые направления в Томск, Челябинск и Тюмень, с текущего годаперевозчик уже начал выполнять рейсы по новому маршруту Тараз-Сургут. Впоследующем, в случае заинтересованности казахстанских перевозчиков, в рамкахустановленной правовой базы, география полетов в Россию будет толькорасширяться», - отмечают в Комитете.

 

Открытоенебо над Казахстаном

Денис Кривошеевнапоминает также о необходимости ввести режим «открытого неба» хотя бы на времяпроведения выставки ЭКСПО-2017.

«АсетИсекешев, мэр столицы Казахстана, требует открыть небо над столицей впреддверии ЭКСПО 2017. Будет неловко, если люди захотят прилететь в Астану, ане на чем. Эксперты не раз обращали внимание казахстанских властей на угрозусрыва выставки из-за проблем с логистикой и необходимость срочно двигаться всторону демократизации неба. Нам нужно определиться, наконец, что нам важнее:конкуренция в небе, развитие авиации или сохранение интересов «Эйр Астана»», -говорит экономист.

Надо отметить, что государствоприслушалось к мнению экспертов. Как сообщили недавно в Министерстве поинвестициям и развитию, в период ЭКСПО в Казахстане будет введена система«открытого неба». А начиная с весны 2017 года, как минимум, пять зарубежных авиакомпанийначнут летать в Казахстан: на рынок вернутся австрийские и чешские авиалинии,также ведутся переговоры с авиакомпаниями Венгрии, Польши и Финляндии.

 

Приманкадля туристов

Ибрагим Жанылел в своюочередь предупреждает казахстанцев, что главное и зачастую единственноеконкурентное преимущество лоукостеров – цена – нередко является толькоприманкой для клиентов. Вместе с дополнительными сборами стоимость их услугможет даже превысить цены билетов авиакомпаний полного цикла, отмечаеттоп-менеджер «Эйр Астаны».

«Лоукостеры работают подругой ценовой модели. Пассажирам необходимо отдельно платить за услуги,которые являются стандартными у авиакомпаний полного цикла. Это касается нетолько питания. Например, пассажиры обычно оплачивают отдельно провоз ручнойклади, пакетов с duty free, багажа, регистрацию и т.д. Пассажирам важно помнитьэто, когда они сравнивают цены. Базовая цена только за транспортировкупассажира тоже довольно специфична. Она может быть очень высокой по меренаполнения самолета или ближе к дате вылета, и превысить цену авиабилетов уавиакомпаний полного цикла», - подчеркивает топ-менеджер «Эйр Астаны».

ЖанарТулиндинова (Астана)


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение