Что не поделили в небе Россия и Таджикистан?

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Конечно, если увеличение количества рейсов способствует снижению цен на авиабилеты и улучшит сервис, таджикские пассажиры будут только рады. Если же российские перевозчики стремятся выдавить с рынка таджикских конкурентов, то, очевидно, что намеченные на конец ноября двухсторонние переговоры по вопросу авиасообщения между Россией и Таджикистаном будут крайне тяжелыми, и начавшиеся разногласия могут получить затяжной характер, что сегодня крайне невыгодно обеим странам.
Что не поделили в небе Россия и Таджикистан?
B российско-таджикских отношениях назревают острые разногласия, связанные с авиасообщением между двумя странами. Российская сторона заявила о намерении в одностороннем порядке прекратить начиная с 8 ноября воздушное сообщение с Таджикистаном. Связывают это с тем, что официальный Душанбе не хочет пускать в Таджикистан новые рейсы российских авиакомпаний из подмосковного аэропорта «Жуковский».Минтранс Таджикистана поясняет, что таким образом он стремится защитить внутренний рынок и отечественные авиакомпании от конкуренции со стороны российских авиаперевозчиков. 3 ноября стороны пытались решить разногласия в ходе встречи в Бишкеке на саммите ШОС, однако к общему мнению не пришли. Давайте попробуем разобраться, что же стало причиной этих непримиримых разногласий. Без московской прописки30 мая нынешнего года в Подмосковье открылся новый аэропорт «Жуковский», расположенный в 23 км от Москвы. Странность этой воздушной гавани заключается в том, что согласно распоряжению правительства РФ, он относится не к Москве, а к подмосковному Раменскому. Об этом, со ссылкой на пресс-службу Минтранса России, сообщила газета «Коммерсантъ», отметив, что к Москве относятся только аэропорты федерального значения – Внуково, Шереметьево и Домодедово.Таджикистан, в свою очередь, причисляет «Жуковский» к воздушным гаваням с федеральным статусом и поэтому настаивает на пересмотре межгосударственного соглашения об авиасообщении. В Минтрансе России «Коммерсанту» заявили, что, определяя статус российского аэропорта, таджикская сторона нарушает суверенитет властей РФ на их территории.Примечательно, что на официальном сайте аэропорта говорится, что «Жуковский» стал четвертым в составе московского авиационного узла. Действительно, нецелесообразно было бы строить аэропорт с пассажирооборотом 2 млн человек в год для города с населением в 100 тыс. Дело пахнет керосиномИнтерес к таджикскому направлению со стороны российских авиакомпаний вполне объясним: ведь из Душанбе в Москву и обратно перевозится огромный пассажиропоток, состоящий преимущественно из трудовых мигрантов. А главное, в Таджикистане самые дорогие авиабилеты в Центрально-Азиатском регионе. К примеру, билет из Душанбе в Москву и обратно стоит в два раза дороже, чем из Бишкека или Астаны. Такие цены установлены в таджикских авиакомпаниях, и российские с удовольствием осуществляют рейсы по таким расценкам.Дороговизна авиабилетов объясняется тем, что в Таджикистане самое дорогое авиатопливо в СНГ. Связано это с тем, что поставкой в страну авиационного керосина занимается одна компания-монополист - «Топливно-заправочная компания». Долгие годы она стопроцентно владеет рынком авиатоплива в Таджикистане и устанавливает цены, которые в два раза выше российских.Даже таджикские авиакомпании вынуждены заправляться в соседнем Кыргызстане и Казахстане. Антимонопольная служба Таджикистана неоднократно заявляла, что она обращалась к местным и зарубежным предпринимателям с предложением составить конкуренцию и наладить поставку авиационного керосина в Таджикистан, но до сегодняшнего дня никто не отозвался. Поговаривают, что у «Топливно-заправочной компании» есть высокопоставленные покровители, которые ставят препоны для вхождения на рынок авиатоплива конкурентов. Таким образом, компания-монополист наживается на сотнях тысячах таджикских мигрантов, которые ежегодно вылетают в Россию на заработки.К слову, на днях спикер нижней палаты Парламента Таджикистана Шукурджон Зухуров отчитал министра транспорта Шерали Ганджалзода, потребовав детально изучить обоснованность цен на внутренние и международные авиабилеты и особенно пристально изучить расходы на приобретение топлива. Для этого была создана межведомственная комиссия. Сможет ли она хоть немного изменить ситуацию, покажет время. Выживут сильнейшие?Преимущество российских компаний перед таджикскими заключается в том, что они летают без особых задержек, поэтому пользуются доверием пассажиров. Две отечественные компании из-за недостатка бортов постоянно задерживают рейсы, что вызывает недовольство пассажиров.Вместе с тем, в таджикских компаниях значительно выше стандарты обслуживания на борту. В отличие от своих российских коллег, которые уже долгие годы кормят пассажиров во время четырехчасового перелета булочками и сэндвичами, таджикские компании предлагают клиентам полноценное горячее питание.Примечательно, что аэропорт «Жуковский» дал допуск на рейсы в Таджикистан только двум российским компаниям. Таджикские авиакомпании пока не допущены к новой воздушной гавани. Хотя первыми двумя резидентами аэропорта «Жуковский» стали авиакомпании из других центральноазиатских республик - «Эйр Кыргызстан» и «Скат» (Казахстан).На сегодняшний день российские авиакомпании обслуживают в таджикском направлении 35 рейсов в неделю, тогда как местные – только 21 рейс. Маршрут Душанбе-Москва в основном обеспечивают таджикские авиакомпании. Теперь российские авиаперевозчики намерены освоить и это направление.Конечно, если увеличение количества рейсов способствует снижению цен на авиабилеты и улучшит сервис, таджикские пассажиры будут только рады. Если же российские перевозчики стремятся выдавить с рынка таджикских конкурентов, то, очевидно, что намеченные на конец ноября двухсторонние переговоры по вопросу авиасообщения между Россией и Таджикистаном будут крайне тяжелыми, и начавшиеся разногласия могут получить затяжной характер, что сегодня крайне невыгодно обеим странам.Хайрулло Мирсаидов (Худжанд)

Поделиться: