Этно-культурная идентичность в Евразии

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Современные процессы глобализации в мире сопровождаются расширением взаимосвязей различных культур, а также ростом их взаимозависимости. В настоящее время невозможно найти культуру, которая бы не испытала на себе влияние культур других народов. Одновременно с этими интеграционными процессами происходят и иные, концентрирующие в себе стремление к сохранению собственных культурных ценностей, собственной идентичности. Идентичность представляет собой осознание человеком своей принадлежности к определенной социальной группе, которое помогает ему ориентироваться в социокультурном пространстве.
Этно-культурная идентичность в Евразии
_ Светлана Дерябина Светлана, к. исторических н., доцент кафедры всеобщей истории и методики преподавания истории и обществознания Оренбургского государственного педагогического университета.  Современные процессы глобализации в мире сопровождаются расширением взаимосвязей различных культур, а также ростом их взаимозависимости. В настоящее время невозможно найти культуру, которая бы не испытала на себе влияние культур других народов. Одновременно с этими интеграционными процессами происходят и иные, концентрирующие в себе стремление к сохранению собственных культурных ценностей, собственной идентичности. Идентичность представляет собой осознание человеком своей принадлежности к определенной социальной группе, которое помогает ему ориентироваться в социокультурном пространстве. Идентичность может быть представлена этнической, религиозной, гражданской, профессиональной тождественностью. Особую актуальность в историческом прошлом и в текущей политической ситуации представляют первые два вида идентичности, так как именно они наполняют собой понятие культурной идентичности и играют важнейшую роль в межкультурном взаимодействии. Наиболее выразительными и отличительными признаками культурной идентичности для участников такого взаимодействия являются язык, религия, традиции поведения, обычаи. Эти признаки определяют этнокультурное основание национальной идентичности. Но, поскольку процесс глобализации затрудняет использование эти оснований и количество моноэтнических государств в мире стремительно уменьшается, все более значительное место отводится гражданским признакам идентичности. Именно этому должна была способствовать мультикультурная модель национальной политики, активно применявшаяся в конце 20 века. Однако она дала более негативный, чем позитивный результат, что было признано рядом ведущих мировых политиков, так как способствовала не консолидации, а фрагментации общества. (1) Но проблема конструирования гражданской идентичности в полиэтнических государствах по-прежнему, весьма актуальна, о чем свидетельствует значительная внутриполитическая активность на этом поприще. Ярким примером этого являются Россия и Казахстан. Межкультурное взаимодействие своим результатом может иметь несколько последствий: ассимиляцию (принятие новой культуры вместо своей), адаптацию (приспособление к новой культуре, частичное ее принятие), реакцию (полное отторжение новой культуры). Для успешной межкультурной коммуникации необходимо развивать в обществе навыки адаптации, так как в этом случае происходит процесс взаимообогащения культур, не ведущий к утрате собственного культурного кода народа, и минимизируется конфликтный потенциал в этнонациональных отношениях. Адаптация способствует стиранию жестких культурных границ, что способствует, в конечном счете, гомогенизации общества. Эти адаптационные навыки с успехом могут быть использованы и в международной сфере для выстраивания межкультурного диалога в глобальном и региональном пространствах. Применительно к современной ситуации это актуально для Евразийского экономического союза, который может опираться не только на современные экономические, политические и культурные контакты, но и на общие исторические и культурные ценности, относящиеся к тому времени, когда государства-участники Союза входили в единое государственно- политическое пространство Российской империи и СССР. В связи с празднованием в России и ряде государств – бывших советских республиках – 70-летия Победы в Великой Отечественной войне актуализировалась и получила яркую политическую окраску проблема исторической памяти. Этот феномен является предметом изучения не только историков, но и политологов, социологов, психологов. События последних десятилетий наглядно показали, насколько действенным политическим инструментом может стать манипуляция исторической памятью, которая позволяет изменять идентичность даже численно больших народов. Свидетельство тому – новая история, которая предлагается Украине. Эта новая историческая память призвана вытеснить все положительное, что связано с общей историей России и Украины, исходя их потребностей  текущей политической ситуации. Особые усилия политического руководства современной Украины направляются на создание новых символов исторической памяти, например, нового пантеона героев, критерием отбора которых становится антирусскость, возводимая в наивысшую доблесть. Вместе с тем, общая историческая память может и должна являться объединяющим пространством для народов, стремящихся к сотрудничеству. Особое значение для поддержания активного и позитивного диалога имеют те страницы общего прошлого, которые воспринимаются и оцениваются одинаково положительно. Наглядным примером стремления к сохранению общей исторической памяти стало упоминание о юбилее Победы в выступлениях всех лидеров стран – членов ШОС (Шанхайской организации сотрудничества) на саммите в Уфе в июле 2015г. (2) Это подчеркнуло тот факт, что общая победа, общее героическое прошлое являются в определенном смысле символами тех отношений, которые развиваются в настоящее время в рамках этой организации.В формировании и поддержании позитивной направленности общей исторической памяти важнейшую роль играют образы героев, общих для народов, находящихся в тесном межкультурном взаимодействии. К таким народам, несомненно, относятся народы России и Казахстана. Для недопущения манипуляций с исторической памятью необходимо активно работать над взаимным расширением исторического кругозора. Особенно это касается того поколения граждан обоих государств, для которого историей является общее советское прошлое. Героическое участие казахстанцев в Великой Отечественной войне дает множество примеров, которые закрепляют общую историческую память постсоветского поколения граждан обоих государств. В Советском Союзе, поставившем перед собой задачу формирования единого советского народа как многонациональной общности, особо подчеркивалась роль многонационального советского народа в разгроме нацистской Германии. Подвиги Героев Советского Союза легендарных девушек-казашек пулеметчицы Маншук Маметовой и снайпера Алии Молдагуловой были широко известны, им установлены памятники, их именами названы улицы, их присваивали пионерским дружинам. С Оренбургской областью тесно связана биография дважды Героя Советского Союза, знаменитого летчика, участника Парада Победы Талгата Бегельдинова, который в годы войны закончил именно Чкаловское (Оренбургское) авиационное училище. (3) Подвиг панфиловцев-защитников Москвы в 1941г. увековечил в своем творчестве герой Великой Отечественной писатель Бауыржан Момышулы, сам ставший персонажем военно-исторического романа А.Бека «Волоколамское шоссе». Имена этих героев придают общей исторической памяти персонифицированный образ и особую эмоциональность. Они способствуют формированию национальной идентичности, которая базируется не на представлении «свой- чужой», а на понимании общности исторически сложившихся ценностей, которые, не отрицая особенностей и национальной специфики, выступают инструментами взаимопонимания и сотрудничества. Примечания: http://www.bbc.co.uk/russian/international/2010/10/101016). 2. http://tass.ru/politika/2107609 3. http://www.warheroes.ru/hero/Источник: eurasian-movement.ru
Теги: Евразия

Поделиться: