Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Евгений Васильев: «Азербайджан в 2008 году» -- круглый стол в фонде «Единство во имя России».

25.09.2008

Автор:

Теги:

Президент Азербайджана Ильхам Алиев, несомненно, будет избран на второй срок. С этим прогнозом согласились участники состоявшегося в среду в Москве круглого стола «Азербайджан в 2008 году - президентские выборы и стратегия внешней политики».

 

Сделавший на нем основной доклад директор Центра стратегических исследований при Президенте Азербайджанской Республики Эльхан Нуриев отметил, что, согласно проведенным опросам, 78% потенциальных избирателей собираются голосовать за нынешнего президента.

 

Среди факторов, которые работают на победу Ильхама Алиева, Нуриев назвал последовательное проведение главой государств реформ во всех областях, выполнение обязательств, взятых в рамках международных соглашений, последовательно реализуемый курс на конвертирование доходов от нефти в развитие человеческого потенциала, в социально-экономическое развитие страны. Как результат, Азербайджан в последние года занимает лидирующие позиции в мире по темпам прироста национального ВВП, за счет чего удалось, в свою очередь, снизить уровень бедности с 44 до 15%. Кстати, отметил докладчик в ненефтяной сектор в прошлом году инвестировано около 6 млрд. долл., что было достигнуто в том числе в результате программы мер, направленных на стимулирование (в том числе налоговое) развития именно этого сектора, где создается все больше рабочих мест.

Президент Ильхам Алиев, сказал докладчик, выстраивает новую политическую парадигму - от стабильной экономики к построению сильного, процветающего государства, основанного на демократии, рыночных началах, свободном гражданском обществе. Неудивительно, что ведущие мировые державы поддерживают этот курс, одобряют и диверсифицированную, разновекторную, сбалансированную внешнюю политику Азербайджана.

 

Отвечая на вопрос члена исполкома «Горбачев-фонда» Виктора Кувалдина о возможности роста социальной напряженности в стране, г-н Нуриев заявил, что никаких оснований для этого нет, о чем свидетельствуют не только национальные опросы, но и опросы западных социологических служб. Наряду с мерами по сокращению безработицы, социально-экономическому развитию страны, государство, отметил Нуриев, реализует весьма широкую программу поддержки малоимущих, проявляет заботу о пенсионеров, делает все возможное для ускорения формирования среднего класса. Особое внимание государство проявляет к развитию программ молодежного воспитания и повышения качества среднего образования. Весьма активно реализуются и региональные программы развития, направленные на создание новых рабочих мест в конкретных регионах страны.

 

Нуриеву был задан еще один вопрос - об иммиграции (мол, она не прекращается, а люди, выехавшие раньше, не спешат возвращаться). «Насколько мне известно, - заметил политолог, - иммиграция сокращается. У меня нет под рукой готовых цифр, но я знаю и вижу, что много и молодых людей возвращается, руководствуясь стремлением внести свою лепту в строительство молодого, демократического государства».

 

Участники круглого стола обсудили роль Азербайджана в системе региональной безопасности, в частности, в свете недавнего предложения Турции о пакте стабильности для Кавказа. «Конечно, - пояснил Нуриев, - фактор региональной безопасности для нас безусловно очень важен. И проблема номер один здесь - урегулирование армяно-азербайджанского конфликта. Замороженность этого урегулирования приводит к тому, что этот конфликт де-факто продолжается: в пограничных районах гибнут люди».

Размышляя над путями выхода из «тупика процесса урегулирования», участники дискуссии обратили внимание на недавнюю эрозию принципа территориальной целостности, которой всегда придерживались и ведущие державы, включая Россию, и, естественно, Азербайджан. Фактом остается то, что вот уже 17 лет территория Азербайджана остается оккупированной, между тем, Минская группа, существующая уже десять лет, не сумела добиться никакого прогресса в урегулировании конфликта. Общественность страны, заметил Нуриев, проявляет недовольство этим обстоятельством, а «ведь всем очевидно, кто есть агрессор, а кто - пострадавшая сторона». «Мы заинтересованы в том, чтобы три страны региона жили в состоянии мира и стабильности. И в этом вопросе мы видим наиважнейшую роль России, которая может сделать очень многое для достижения политического прорыва в решении этой проблемы. Турецкая инициатива нами приветствуются, и нас радует, что Турция и Россия имеют точки соприкосновения по проблемам Южного Кавказа».

 

Отвечая но вопрос, возможно ли достижение Пакта стабильности в условиях российско-грузинского кризиса и неурегулированности азербайджано-армянского конфликта, Нуриев заявил, что самым прагматичными шагом в нынешней ситуации было бы возвращение Ереваном семи оккупированных районов Азербайджану, далее должно произойти возвращение туда беженцев, после чего можно будет приступить к урегулированию проблемы Нагорного Карабаха. Недавние заявления главы Армении Сержа Саркисяна по поводу возможных армянских инвестиций в экономику Нагорного Карабаха носят декларативный характер. Вообще, дал совет Нуриев, Армения должна хорошенько подумать насчет своей позиции, осознать ту непреложную истину, что в Нагорном Карабахе должны жить две общины - азербайджанская и армянская. А уж после выполнения этого условия можно будет говорить и о создании в этом анклаве свободной экономической зоны, а значит и об инвестициях. Пока же прогнозы в отношении перспектив урегулирования, увы, носят пессимистический характер.

 

Главу Центра стратегических исследований расспрашивали и об отношении Баку к российско-грузинскому конфликту. «Мы очень обеспокоены ситуацией в Грузии, - последовал ответ. - Но мы проявляем сдержанность - для нас Россия серьезный стратегический партнер, но и Грузия для нас тоже стратегический партнер... Многие зарубежные наблюдатели говорят, что Азербайджан единственная страна, которая проявила объективность и дальновидность в данной ситуации. Та модель стратегического партнерства, которая сложилась между Россией и Азербайджаном, может служить хорошим примером для всего постсоветского пространства.

 

Принявший участие в дискуссии директор российских и азиатских программ Института мировой безопасности США Николай Злобин вспомнил недавний эпизод: «Когда прилетел последний раз в Баку, спросил пограничника, нужна ли азербайджанская виза обладателю российского паспорта. Получил от него ответ: «Ну как же можно, дорогой!» Так что в человеческом плане отношения между нашими странами находятся в прекрасной форме. Но не только это. Безусловно, Азербайджан представляет собой самую успешную модель развития в регионе. Карабахская проблема - я не знаю, как ее решить. Но это решение во многом зависит от того, какая модель, какая экономика будет более привлекательной. И в этом плане у Азербайджана очень хорошие шансы. Азербайджан становится геополитической страной, ему не надо искать выход на мировой энергетический рынок через какие-то третьи страны (Россия, Турция, США). И это сокращает роль других стран в воздействии на политику Баку; она вполне самостоятельна. Азербайджан уже состоялся как более чем региональная держава. И повестка дня, которую предложит Азербайджан, не должна быть повесткой, которую предлагает Россия или кто-то еще... Несомненно, что Азербайджан будет требовать от России все более равного, уважительного отношения к себе».

 

Политолог Александр Караваев призвал российских политиков к пересмотру своего отношения к странам СНГ. У России в СНГ есть два типа союзников. Первая группа - те, что входят в ОДКБ, ЕврАзЭС. Это те, которые идут в фарватере Кремля, являются наиболее лояльными России. Но есть и другой тип стран - члены ГУАМ, например, а среди них есть Азербайджан, который с одной стороны, идет в направлении интеграции с Западом, но с другой, никогда серьезно не переходил дорогу России. «Если бы на месте Азербайджана находилась Украина или Грузия, тогда Каспийский регион Россия бы потеряла давно. Отсюда какой вывод? России выгодно выстраивать отношения с такими странами, которые с одной стороны не состоят в пророссийских блоках, но с другой не дрейфуют с очевидностью и в сторону других блоков, настроенных жестко антироссийски. Может быть, пора сделать ставку на выстраивание отношений с такими странами?», - поставил вопрос г-н Караваев.

 

Один из ведущих российских аналитиков, главный редактор журнала «Русский мир.ru» Георгий Бовт поддержал такую точку зрения и напомнил, что в какой-то момент в середине 90-х годов «Россия могла вообще потерять Азербайджан. Качество российской дипломатии с того времени возросло. Ушли в прошлое споры насчет трубопроводов, статуса Каспийского моря. Но! С другой стороны, появляются новые элиты в Азербайджане, которые учились уже не здесь, в России, а в США, Европе, Турции. И здесь нужно заметить, что в плане использования мягкой силы российская дипломатия остается на старых позициях. Слышал, что американский посол учит азербайджанский язык, а вот учит ли его российский посол? Эти мягкие ресурсы должны быть использованы Москвой, и тогда можно будет заглянуть за нынешние горизонты, в том числе и в плане урегулирования карабахского конфликта. Есть основания говорить, что в контексте европейской интеграции и проблема Северного Кипра, и проблема Косова через несколько лет будут выглядеть совсем иначе, чем сейчас. Также и в случае с Карабахом может случиться...».

 

Выступивший в заключение глава фонда «Единство во имя России» Вячеслав Никонов заявил, что раньше решения, касающиеся судеб Кавказского региона, принимались в основном в Вашингтоне, Брюсселе, в какой-то мере в Москве. Сейчас ситуация явно изменилась: решающее слово все в большей степени принадлежит региональным игрокам, в первую очередь Баку, Анкаре. То есть происходит последовательный рост влияния ведущих государств региона. «Идея платформы стабильности Турции, - по мнению Никонова, - не такая уж нереальная. В Кремле к этой идее интерес очень большой, как и велик интерес Москвы к Турции. Армения, безусловно, в таком пакте тоже заинтересована, и Азербайджан тоже. Грузия, похоже, нет, США тоже нет, но и без них этот проект может реализоваться».

 

Отвечая на заключительные вопросы участников круглого стола, Эльхан Нуриев резюмировал: «Азербайджан - серьезный геополитический игрок. Да, он проводит многовекторную дипломатию, но это объективно отвечает и интересам России. Трудно сказать, что бы произошло в нашей стране, если бы не вернулся к власти выдающийся деятель международного масштаба Гейдар Алиев! Вот почему это та страна, с которой могут сотрудничать и Кремль, и Белый дом. У США и России гораздо больше в Азербайджане точек соприкосновения, чем оснований для конфронтации. Считаю, что Россия должна больше заниматься Азербайджаном, тем более что тот активно занимается развитием наших двусторонних отношений. На Южном Кавказе именно наши две страны могут быть самыми хорошими партнерами. Для развития наших отношений есть очень большой потенциал».

 

Газета «Азербайджанские Известия»


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение