Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Еду я на Родину: куда податься бедному туристу в Казахстане?

24.10.2016

Автор:

Теги:

Две девальвации и экономический кризис сократили поток выездного туризма в Казахстане на один миллион человек. Эту цифру сообщил недавно директор департамента индустрии туризма Министерства по инвестициям и развитию РК Марат Игалиев. Тем не менее, представители туристической отрасли Казахстана полны оптимизма. Они уверены, что выездной и внутренний туризм связаны между собой по принципу сообщающихся сосудов: если в первом убыло, значит, во втором обязательно прибудет.
Хотя, по признанию профессионалов, отечественные курорты пока не готовы – ни технически, ни организационно – принять на себя потоки туристов, которым не по карману отдых за рубежом и которые прицениваются к бюджетному отдыху внутри страны.

Есть рост!   
Отметим, что на туристическом рынке Казахстана с недавних пор, дейстивтельно, наблюдается оживление. Как сообщает портал ranking.kz, в первом квартале 2016 число посетителей казахстанских курортов выросло в полтора раза. Наиболее активно развиваются Алтайские Альпы, Шортанды-Боровое, Зеренда и Алматинские курортные зоны, где за год количество гостей выросло от полутора до четырех в половиной раз.
Зимой 2016 года казахстанские курорты приняли 96 тыс. туристов. Алтай и Боровое стали настоящими хитами сезона – их посетило 58 тыс. человек.
Отметим, что курортные зоны в Казахстане расположены в восьми областях и одномоментно могут принять 40 тыс. туристов в 645 отелях и хостелах. Потенциал курортов по вмещаемости в последнее десятилетие в среднем рос на 15% ежегодно. Наиболее динамично развиваются курорты Акмолинской (в Зеренде прирост 14%), Алматинской (+47%) и Восточно-Казахстанской областей (Алтайские Альпы +14%). Прошлый год принес казахстанским курортам доход в 7,7 млрд тенге (курс доллара США к тенге 331,4 тенге – прим. ред.).
Конечно, в этом росте следует различать приток за счет внутренних и иностранных туристов. Примечательно, что казахстанское туристическое направление становится все более популярным у россиян.
На XIII Форуме межрегионального сотрудничества России и Казахстана, который прошел в начале октября в Астане, вице-министр по инвестициям и развитию РК Тимур Токтабаев констатировал увеличивающийся поток туристов из России в Казахстан.
В 2015 году Казахстан занял 4-е место по популярности среди направлений выездного туризма у российских граждан. Казахстан в прошлом году посетили 3 млн россиян. Наибольшей популярностью у северных соседей пользуются Щучинско-Боровская курортная зона, Баянаульский национальный парк в Павлодарской области, озера Балхаш и Алаколь, горнолыжный курорт «Чимбулак».

И дым отечества нам сладок и приятен?
Что касается показателей внутреннего туризма, то профессионалы отрасли говорят о приросте в 5,8% в первом полугодии 2016 года. Однако не все так безоблачно в этой сфере.
Да, в Казахстане есть множество живописных мест, уникальная нетронутая красота которых может на равных конкурировать с популярнейшими мировыми туристическими маршрутами.
Однако казахстанские туристы, решившие отказаться от отдыха за рубежом в пользу казахстанских курортов, могут столкнуться с рядом проблем, способных охладить их пыл. Во-первых, это отсутствие исчерпывающей информации о доступных туристических продуктах и направлениях. Во-вторых, плохая инфраструктура – отсутствие дорог, удобной логистики и порой элементарных удобств на отечественных курортах и турбазах. Наконец, на местных курортах их может разочаровать несоответствие цены и качества.
По мнению Юлии Якупбаевой, заместителя председателя Национальной палаты предпринимателей «Атамекен», курирующего туристическую отрасль, туриндустрия Казахстана нуждается в создании Национального офиса по туризму – наподобие Ростуризма и Azerbaijan Convention Bureau. В международной практике такие организации называются Destination management organization (DMO).
В число задач Национального офиса по туризму входит информирование туристов, поддержка продавцов туристских услуг, содействие туристскому бизнесу в поиске потенциальных клиентов и продвижении услуг, помимо этого, DMO участвует в создании полного цикла туристских услуг, отмечает Якупбаева.
Сегодня информирование потенциальных клиентов о туристических предложениях и маршрутах в Казахстане ведется посредством официального туристского портала. Однако, как отмечает президент Столичной ассоциации туризма Рысты Карабаева, в его работе наблюдаются перебои, связанные с особенностями государственного финансирования проекта.
«У нас очень хорошо начали раскручивать «VisitKazakhstan». Однако когда портал более-менее раскрутился, его просто бросили и открыли другой «Kazakhstan.travel». Почему? Потому что каждый год тендер выигрывают разные компании, те, кто предложит меньшую сумму», - говорит Рысты Карабаева.

Эх, дороги
Еще больше проблем в сфере инфраструктуры и логистики. Живописнейшие уголки природы Казахстана от массового туриста зачастую отделяют сотни километров сурового казахстанского бездорожья.
Ситуацию красочно описывает Юлия Якупбаева. «Согласитесь, абсурд, когда не хватает 60 км дороги и туристы едут пять часов по плохой дороге, и говорят: «Мы не вернемся», - говорит зампред НПП.
В нынешнем году НПП предприняло меры для решения этой проблемы. При помощи региональных палат и местных исполнительных органов были разработаны визитные карточки туробъектов, в которых была собрана максимально полная и достоверная информация о местах для туристов. Каждый объект был проинвентаризирован: было проверено его состояние, указано, как к нему доехать, где и чего не хватает, составлены сметы и дорожные карты. По словам Якупбаевой, 11 дорожных карт уже направлены в Министерство по инвестициям и развитию.
«В них указаны конкретные участки дорог, вплоть до конкретных туристических объектов. Имеется правительственное решение о возможности рассмотрения финансирования данных региональных карт», - отмечает зампред НПП.
Марат Игалиев подтвердил, что государство, действительно, намерено взяться вплотную за строительство дорог к туристическим объектам.
«Мы впервые включили туризм в проекты Всемирного банка по развитию транспортной инфраструктуры. Некоторые вопросы решаются в рамках проекта международного транспортного коридора «Западная Европа – Западный Китай». В частности, мы добились того, что будут подведены подъездные пути к известным туристическим местам в Южном Казахстане – мавзолеям Ходжи Ахмеда Яссави и Арыстанбаба в Туркестане. Помимо этого, вдоль магистрали строятся придорожные сервисы, что также очень важно для развития туризма», - отметил Марат Игалиев.
Что касается гостиничного фонда в Казахстане, то его проблемы известны давно: низкий уровень сервиса и дороговизна услуг. По мнению профессионалов отрасли, в какой-то мере это связано с отсутствием критериев оценки качества гостиничных услуг, поскольку сертификация отелей в Казахстане не является обязательной. По словам Юлии Якупбаевой, из 2056 отелей и хостелов, насчитывающихся в Казахстане, только 11% имеют звездность - остальные значатся как гостиницы без категории.
Некоторые эксперты связывают высокие цены с низкой загрузкой номерного фонда. По данным НПП «Атамекен», казахстанские гостиницы заселены только на четверть. Таким образом, в настоящее время казахстанский рынок гостиничных услуг остро нуждается в комфортных и недорогих 3-х и 4-х звездных отелях с чистыми номерами, хорошим сервисом и доступными ресторанами.

Чем поможет государство?
Представители туристической индустрии уверены, что решить эти отраслевые проблемы без вмешательства государства практически невозможно. Директор Казахстанской туристской ассоциации Рашида Шайкенова считает, что государственная поддержка в низкомаржинальном туристическом бизнесе очень важна. «На расширенном заседании Правительства президент еще раз сказал о диверсификации экономики. Очевидно, что именно туризм, который может создавать дешевые рабочие места, будет нуждаться в поддержке государства» - считает Шайкенова.
По словам Марата Игалиева, государство оказывает отрасли и институциональную поддержку, разрабатывая концепции развития индустрии и беря на себя обязательства по строительству инфраструктуры, и точечно, помогая в поисках инвесторов.
Как отметил директор департамента индустрии туризма МИР РК, программным документом в сфере туризма является Концепция развития туристической отрасли Казахстана до 2020 года, в которой определено шесть туристических кластеров – точек развития туризма. Каждый кластер имеет свою специализацию. Астана позиционируется как сердце Евразии, Алматы как культурный центр Казахстана. Туристический потенциал Южного Казахстана рассматривается с точки зрения возрождения Шелкового пути. Мангистауская область брендируется как ворота Каспия. Восточный Казахстан – жемчужина Алтая. Наконец, Щучинско-Боровская курортная зона в Акмолинской области символизирует природу и кочевые традиции Казахстана.
Марат Игалиев подчеркнул, что нынешний год является подготовительным перед стартом крайне насыщенного для казахстанской туристической отрасли 2017 года, на который намечено проведение двух масштабных международных ивентов - Всемирной универсиады в Алматы и специализированой выставки ЭКСПО 2017 в Астане.
Как отметил чиновник МИР РК, ЭКСПО 2017 станет якорным проектом, благодаря которому будут раскручены другие туристические направления Казахстана. Гостям выставки будет предложено 73 маршрута. «Они включают наши природные и исторические зоны: Боровое, мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави в Туркестане, петроглифы в Тамгалы. Планируется организовать доставку туристов на Байконур. Мы ожидаем большого притока туристов. По нашим расчетам, Акмолинскую область в рамках проведения ЭКСПО посетит более 100 тыс. человек, Алматы - 400 тыс. гостей», - говорит Марат Игалиев.

ЭКСПО 2017: готовность номер один
Санияр Айтекенов, директор Astana Convention Bureau, компании, отвечающей за продвижение Астаны как туристического бренда, говоря о потенциальном количестве посетителей выставки ЭКСПО 2017, высказал оптимистичные прогнозы.
«Эксперты заявляют, что туристов будет значительно больше, чем было указано в регистрационном досье. Напомню, что речь шла о 2 млн 300 тыс. посетителях мероприятия. Так вот, количество стран, подтвердивших свое участие в ивенте, позволяет нам надеяться на более высокие цифры. Причем 20% гостей будут иностранцы, а остальные – это внутренние туристы, граждане Казахстана».
По мнению Санияра Айтекенова, инфраструктурно Астана вполне готова к принятию массовых потоков туристов. В столице Казахстана, по его словам, действует 164 отелей, еще 20 будут сданы к июню следующего года, то есть к старту ЭКСПО.
Эксперт отметил, что в казахстанской туристической отрасли наметилась конкуренция за внутреннего туриста. Астана, будучи не только административным, но и культурным, деловым и спортивным центром страны, занимает лидирующие позиции по показателям внутреннего туризма. Ежегодно столица привлекает более 700 тыс. туристов, из них почти 500 тыс. – граждане Казахстана.
Жанар Тулиндинова (Астана)


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение