Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Рынок труда ЕАЭС: в «консерватории» есть что подправить…

18.10.2016

Автор:

Теги:

Рыноктруда ЕАЭС: в «консерватории» есть что подправить…

 

В Женеве на прошлой неделе прошла VI Глобальная встреча экспертов Международнойорганизации по миграции, с трибуны которой член Коллегии, министр по экономикеи финансовой политике Евразийской экономической комиссии Тимур Сулейменов констатировал:  Договор о ЕАЭС принципиально изменил правовойстатус трудящихся государств-членов Союза. Однако практическое исследованиетемы убеждает, что в имплементации этого статуса существует еще немало подводныхкамней и рифов…

 

Информацию об участии министра Евразийскойэкономической комиссии (ЕЭК) в VI Глобальной встрече экспертов Международнойорганизации по миграции (МОМ) распространила пресс-служба ЕЭК.

Наряду с оптимистичной новостью о возможномобретении Евразийской экономической комиссией статуса наблюдателя в МОМ, в ней цитировалось выступление на форуме Тимура Сулейменова.

Особый акцент в нем был сделан на положениях Договорао ЕАЭС, согласно которым, граждане стран Союза имеют право работать в любомгосударстве-партнере без дополнительных разрешений, на основании как трудовых,так и гражданско-правовых договоров. Также констатировалось, что меры,обеспечивающие принцип свободы перемещения на пространстве ЕАЭС трудовыхресурсов, способствуют снижению уровня нелегальной трудовой миграции, посколькугражданам интеграционного объединения «становится выгоднее и спокойнее работатьв соответствии с законом, не используя теневые полукриминальные схемы».

Понятно, что Евразийская экономическаякомиссия – наднациональный орган, уполномоченный представлять интересыЕвразийского экономического союза и, в том числе, заниматься позиционированиеминтеграционной структуры на международной арене.

В контексте этого «глобального» уровнякомпетенций участие представителей ЕЭК в дискуссиях на авторитетных площадках,налаживание взаимодействия с международными организациями можно толькоприветствовать. Равно как и усилия, направленные на совершенствование законодательно-правовойбазы функционирования ЕАЭС, в том числе в сфере трудовой миграции. Процессэтот, безусловно, не может быть сиюминутным по определению.

И, все-таки, насколько реальны «выгоды» трудящихсяинтеграционного объединения после вступления в силу Договора о ЕАЭС? В какихпределах простирается свобода перемещения трудовых ресурсов на пространстве Евразийскогоэкономического союза?Какие сложности возникают в  процессе привлеченияиностранной рабочей силы на рынки государств-участников ЕАЭС?

Практическое исследование темы подтверждает:в «реальном» секторе рынка труда ЕАЭС проблем немало. Обусловлены они, в томчисле, наличием обширнейшего массива законодательных и нормативно-правовыхактов по регулированию не только трудовых отношений с иностранными работниками,но и необходимостью соблюдения миграционного законодательства, котороепостоянно претерпевает изменения.

Самостоятельно в этом потоке информацииразобраться непросто. И, практика показывает: с многочисленными сложностямисталкиваются не только граждане государств-участников ЕАЭС, желающие работатьна территории страны-партнера, но также работодатели принимающей стороны.

- Действительно, с 1 января 2015 года, когдавступил в силу Договор о ЕАЭС, существенно изменились законодательные нормы попорядку привлечения пребывающих на территории РФ иностранных работников,которые являются гражданами государств-участников Евразийского экономическогосоюза.

При этом в риторике консультантовотносительно трудоустройства таких граждан на территории России нередко звучатвысказывания: «они фактически приравниваются в праве на работу к гражданам РФ»,«принимайте их как граждан РФ», «для них упрощен порядок трудоустройства». Иесли с последним высказыванием сложно не согласиться, то первые два могутвводить работодателей в заблуждение. А это чревато серьезными ошибками ирисками, в том числе – огромными суммами штрафных санкций за нарушение порядкапривлечения иностранных работников, - считает Евгения Конюхова, ведущий эксперт-консультант ООО «ЭЛКОНД» –российской  компании, которая на протяжении четверти века оказываетпрофессиональную поддержку, предоставляя клиентам актуальную правовуюинформацию.

Нормы Договора о ЕАЭС концептуальны и общи. Ихнельзя воспринимать в отрыве от норм национального законодательства в сферетруда и миграции, от положений подзаконных актов, регламентирующих эти сферы. Основнойвопрос, от которого нужно отталкиваться – вопрос законности пребыванияиностранца на территории РФ или иного государства Евразийского союза.

- Статья 96 Договора о ЕАЭС трактует статус «трудящийся государства-члена ЕАЭС» так:лицо, являющееся гражданином государства-члена, законно находящееся и назаконном основании осуществляющее трудовую деятельность на территориигосударства трудоустройства, гражданином которого оно не является и в которомпостоянно не проживает.

Поэтому перед работодателем стоитпервостепенная задача: определить правовой статус иностранного работника. Вопрос:как?

В российском законодательстве правовой статусиностранного гражданина определяет статья 2 Закона № 115-ФЗ. Согласно ей, постоянно проживающим на территории РФсчитается иностранный гражданин, имеющий вид на жительство (ВНЖ).

Если у иностранца нет вида на жительство, но естьразрешение на временное проживание (РВП – как правило, проставляется в видештампа в паспорт иностранцу, в отдельных случаях может выдаваться в видеотдельного бланка), он – временнопроживающий иностранный гражданин.

И, наконец,  временнопребывающим на территории государства считается иностранный гражданин,  не имеющий ни вида на жительство, ниразрешения на временное проживание, но получивший миграционную карту.

По общим правилам, граждане стран ЕАЭС,которые прибывают в РФ на работу, должны заполнить миграционную карту, отметив вграфе «Цель визита» позицию  «Работа» (несколькоиная ситуация в отношении граждан Беларуси, с которой у России заключеносоглашение о едином миграционном пространстве в рамках Союзного государства, ноэто отдельный случай). 

Принимая на работу граждан республик Армения,Казахстан, Кыргызстан, работодатель должен убедиться не только в наличии у нихмиграционной карты, но и в правильном заполнении графы «Цель визита».

Также следует обратить внимание на то, непревышен ли срок временного пребывания иностранного гражданина на территорииРФ. Как показывает практика, это один из самых сложных вопросов дляработодателей, поскольку зачастую путаются понятия «миграционный учет по меступребывания» и «срок временного пребывания», - констатирует Е.Конюхова.

Таким образом, на повестку дня выходитприоритетный вопрос: после въезда на территорию принимающего государства иностранныйгражданин должен озаботиться вопросом постановки на миграционный учет. Этообязательное требование, которого никто не отменял, в том числе в формате ЕАЭС.   

Большинство иностранных граждан должны пройтиэту процедуру в течение семи рабочих дней с даты прибытия в место пребывания. Однакограждане государств-членов ЕАЭС имеют в этом смысле преимущество: в течение 30суток с даты въезда они освобождаются от такой обязанности. Но, в случае, еслисрок  пребывания превышает 30 суток, онитакже подлежат миграционному учету в порядке, установленном законодательствомРФ.

- Срок временного пребывания в РФ иностранногогражданина, прибывшего в порядке, не требующем получения визы, не можетпревышать 90 суток суммарно в течение каждого периода в 180 суток, заисключением случаев, предусмотренных Законом № 115-ФЗ, а также, если такой срок не продлен в соответствии с законом.Это так называемое правило «90 из 180». Поэтому, первоначально въезжая натерриторию РФ, не имея еще заключенного трудового договора с работодателем,такие иностранцы могут пребывать на территории РФ 90 суток. Если в течениеэтого времени они не трудоустраиваются до окончания срока временногопребывания, указанного в миграционной карте, они обязаны покинуть территориюРФ. Если же иностранный гражданин страны – участницы ЕАЭС трудоустраивается, толькотогда в силу вступает пункт 5 статьи 97 Договора о ЕАЭС: срок временногопребывания (проживания) трудящегося государства-члена и членов семьи натерритории РФ будет определяться на срок действия трудового илигражданско-правового договора, заключенного трудящимся с работодателем илизаказчиком работ (услуг). И если в миграционной карте иностранного работника изначальнобыл указан срок временного пребывания 90 суток со дня въезда, этот срок послезаключения трудового договора необходимо продлить, -  отмечает Е.Конюхова.  

Здесь следует обратить внимание на один важныйнюанс: заключая официальный договор с иностранным работником, работодательпринимает на себя ответственность за соблюдение этим работником миграционногозаконодательства. И поскольку миграционное законодательство жестко регламентируетнеобходимость наличия полного пакета документов у мигранта на протяжении всегопериода его работы, работодатель должен тщательно отслеживать сроки действиявсех документов, чтобы не получить штраф за мигрантов, в случае если хотя быодин документ перестанет действовать.

Возникает закономерный вопрос: нужно ли это работодателю?И он перестает быть риторическим на фоне сумм штрафов, предусмотренных занарушения миграционного режима.

Так, если размер штрафа за различныенарушения в этой сфере для физических лиц составляет от 5000 до 7000 рублей,для юридических лиц он простирается в «вилке» от 400 000 до 1 000 000 рублей. Приэтом штраф в размере от 35 000 - 70 000 рублей накладывается и на должностноелицо, допустившее нарушение. Кроме того возможна и приостановка деятельностипредприятия на период  от 14 до 90 суток.

Исходя их представленных «вводных» труднопредположить, что здравомыслящий работодатель пойдет на подобные рискиисключительно ради обеспечения декларируемого принципа свободы передвижениятрудовых ресурсов на едином рынке ЕАЭС.

Это, кстати, засвидетельствовали и результатыисследования из цикла «проверено на себе», осуществленного автором строк. Втечение полугода мною предпринимались активные попытки предложить своюкандидатуру (гражданки Казахстана) на замещение вакантных должностей в российскиеструктуры разных  форм деятельности.

Эксперимент показал: переговоры спотенциальными работодателями технично «сворачиваются» на стадии упоминанияфакта иностранного гражданства. И даже те позиции, которые заявляются«доступными» для граждан СНГ, предполагают наличие у претендента ВНЖ или, поменьшей мере, РВП.

Процесс обретения статусов,  обозначаемых «тремя заветными буквами» –отдельная песня, требующая отдельного формата исполнения.

А на этапе «распевки» следует признать:обладая статусом временно пребывающего иностранного гражданина, вряд ли можнорассчитывать на  достойные предложения нарынке труда принимающего государства. Даже если это государство – партнер поинтеграционному союзу. Работодатели изыщут тысячу формальных поводов, чтобыизбежать хлопот, связанных с легализацией «неудобных» кадров. Правда, как вариант, могут предложить работу безофициального оформления, предоставив возможность самостоятельно улаживатьмиграционные проблемы.   

К слову, подобные компромиссы – достаточнораспространенная практика. Но вряд ли она способствует снижению уровнянелегальной миграции и искоренению коррупции в уполномоченных структурах.Скорее, наоборот. А это значит, что законодательная база регулирования процессатрудовой миграции на едином рынке ЕАЭС пока еще весьма далека от того, чтобытрудящиеся Союза могли в полной мере ощутить реальные выгоды интеграции. Выражаясьсловами классика одесского юмора, в «консерватории» есть что подправить…

 

ОльгаКазанцева

 

 

 

 

 


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение