Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Узбекистан-2016: политическая повестка и перспективы

17.10.2016

Автор:

Теги:


 

Аспекты подготовки кпрезидентским выборам в Узбекистане и перспективы социально-экономического и политического развития страны вконтексте начавшейся подготовки к президентским выборам  были в фокусе очередной экспертной встречи,организованной Информационно-аналитическим центром «Евразия-Поволжье», Фондомподдержки научных исследований «Мастерская евразийских идей», НОЦ изучениястран СНГ и Балтии Института истории и международных отношений (ИИМО)  СГУ им. Н.Г. Чернышевского. В диалоге,состоявшемся на базе Саратовского государственного университета, приняли участиероссийские и узбекские эксперты.

 

Встречи экспертов России и государствЦентральной Азии на площадке одного из ведущих региональных научных центровРоссийской Федерации стали уже традиционными. И традиционно их повестку днясоставляют актуальные вопросы развития региона.

В этом смысле не стала исключением итема нынешнего диалога – «Президентские выборы и перспективы политическогоразвития Узбекистана» – значимая как с научной, так и с практической точкизрения.

Как отметила, приветствуя участниковзаседания, директор Института истории и международных отношений СГУ ТатьянаЧеревичко, для России Узбекистан является важным региональным партнером,отношения с которым – пример долгосрочного и взаимовыгодного сотрудничества.Поэтому для России важно, чтобы президентские выборы в Узбекистане прошли вспокойной обстановке, в соответствии с нормами законодательства и основнымидемократическими принципами.

- Досрочные президентские выборы вУзбекистане – важный шаг в плане укрепления национальной государственности,сохранения политической стабильности, а также перспектив развития двустороннихи многосторонних внешних отношений Республики Узбекистан, - подчеркнулаТ.Черевичко.

Практическую значимость экспертнойвстречи подчеркнул  председательствующий –заместитель председателя Общественной палаты Саратовской области, заведующийкафедрой международных отношений и внешней политики России ИИМО СГУ Юрий Голуб.Предваряя дискуссию, он констатировал, что высказанные в ходе встречи оценки ипрогнозы найдут отражение в конкретных рекомендациях для государственныхорганов власти, неправительственных организаций и бизнес-структур.

Тональность диалога определилоэмоциональное выступление директора Института Демократии и прав человека,полковника юстиции (Узбекистан) Сайёры Ходжаевой. В содержательном докладегостья из Ташкента представила развернутую картину динамики экономическойситуации и политического процесса в Узбекистане за годы независимости. Висторической ретроспективе были особо отмечены заслуги первого президентаУзбекистана Ислама Каримова, чья многолетняя деятельность на посту главыгосударства способствовала не только трансформации республики из «аграрнойокраины» в государство с динамично развивающейся экономикой, но и сохранениюстабильности в Центральной Азии, превращению региона в зону безопасности иустойчивого развития.

- Неожиданная смерть Ислама Каримовастала индикатором проверки общества на прочность. И это то, чего не ожидалимногие. Предсказания некоторых западных экспертов о народных волнениях, социально-политических потрясениях и неурядицах, о пробуждении радикальных сил оказалисьфикцией. Каримов, даже уходя, сплотил народ Узбекистана. И это самое ценное,что он оставил после себя, - констатировала С. Ходжаева.

Также эксперт отметила, что начавшийся предвыборныйпериод уже ознаменовался мерами по реформированию экономики и административнойсистемы республики. Временно исполняющий обязанности главы государства ШавкатМирзиёев обозначил ряд приоритетных задач, среди которых – повышение экспортногопотенциала и создание конкурентоспособной продукции, поддержкапредпринимательства, создание интегрированной международной транспортной сети,решение острой проблемы занятости населения через создание уже до концатекущего года миллиона новых рабочих мест.

В этом контексте особо был отмечен указ,изданный временно исполняющим обязанности президента, от 5 октября текущегогода о дополнительных мерах по ускоренному развитию предпринимательства,всемерной защите частной собственности и качественному улучшению деловогоклимата.

Указом устанавливается ряд принципиальноновых механизмов государственного контроля, направленных на обеспечениенадежных правовых гарантий от необоснованного вмешательства в деятельностьсубъектов предпринимательства, в частности внеплановых проверок.

Для повышения инвестиционнойпривлекательности республики вновь созданным производственным предприятиям синостранными инвестициями предоставляется право применения в течение пяти летставок налогов и других обязательных платежей, действовавших на дату ихрегистрации.

В целях усиления форм парламентскогоконтроля за исполнением законов в сфере защиты прав и законных интересовсубъектов предпринимательства намечается создание института Уполномоченного позащите прав и законных интересов субъектов предпринимательства при Олий МажлисеРеспублики Узбекистан.

- В настоящее время в Узбекистане ужепроисходит ощутимая трансформация. Изменилась скорость принятия решений. Законыи поправки к ним, месяцами ожидавшие своей очереди, практически ежедневнопополняют правовые основы всех сторон жизни узбекского общества. За короткоевремя Ш.Мирзиёев осуществил заметные кадровые изменения в правительстве ирегионах, создал  общественную приемную,в которую уже поступило около 30 тысяч обращений граждан, - констатировалаэксперт.

В позитивном ключе она отметилаперезагрузку отношений с Кыргызстаном, перспективы улучшения экономическихотношений с Таджикистаном, в том числе – начало диалога по болезненной теместроительства Рогунской ГЭС.

- Эта проблема пока еще далека отрешения. Но сам факт ее конструктивного обсуждения на высоком уровне – явныйсдвиг в лучшую сторону. Насколько велики эти перемены, пока трудно сказать, ноо них уже заговорили правозащитники. На недавнем совещании ОБСЕ в Варшаве онивыразили готовность к диалогу с Узбекистаном, - сказала С. Ходжиева.

В части приоритетов внешней политикибыло отмечено, что Узбекистан остается приверженцем курса многовекторности,развития конструктивных отношений со всеми странами и мировым сообществом,подтверждая свои обязательства по всем международным договорам.

При этом неизменной остается позициянеприсоединения страны к любым военно-политическим блокам, недопущенияразмещения на своей территории иностранных военных баз и иных военных объектов,а также пребывания военнослужащих Узбекистана за пределами страны.

Главными приоритетами внешней политикиобозначены регион Центральной Азии, с которым непосредственно связанынациональные интересы Узбекистана, а также государства СНГ, и, в первуюочередь, Россия.

Также национальным интересам Узбекистанаотвечают активные контакты и сотрудничество с ООН, ШОС, СНГ, ОИС и другимимеждународными организациями.

Характеризуя начавшуюся электоральнуюкомпанию по выборам президента Узбекистана, которые назначены на 4 декабря,С.Ходжиева подчеркнула, что она проходит на благоприятном социальном фоне всоответствии с нормами выборного законодательства страны.

Для участия в выборах выдвинутыкандидаты от четырех политических партий, в том числе и временно исполняющийглавы государства Ш.Мирзиёев. В настоящее время в республике работаетограниченная миссия наблюдателей БДИПЧ/ОБСЕ, на основании мониторингавнутриполитической ситуацией которой будет принято решение о целесообразностиполноценного мониторинга президентских выборов со стороны ОБСЕ. О делегированиимиссии наблюдателей на выборы уже заявил генеральный секретарь ШОС, также,уверена эксперта, в них примет участие и миссия наблюдателей от СНГ.

Анализ социально-экономической ивнутриполитической ситуации в Узбекистане «гуманитарными штрихами» дополнила экспертташкентского «Центра евразийского диалога» Светлана Кащаева, посвятившаявыступление реалиям и перспективам культурно-гуманитарного сотрудничестваУзбекистана и России.

Важность этого направления постоянноподчеркивается на высшем уровне контактов, и в последние годы гуманитарноесотрудничество, включающие в себя взаимодействие в области науки, культуры,искусства, религии, образования, заметно активизировалось.

Это логично вытекает из объективнойситуации: в обеих странах наличествуют крупные национальные диаспоры. Говоря обэтом, С.Кащаева привела обнадеживающую статистику: в Узбекистане функционирует676 школ с русским языком обучения, в которых получают знания более 250 тысячучащихся. На русском языке в республике издаются 85 газет и 52 журнала. ВТашкенте работает представительство «Россотрудничества» и Русский культурныйцентр, при котором действуют советы старейшин и ветеранов, Совет по русскомуязыку и литературе, ассоциации молодежи.

В настоящее время в России обучаетсяболее 6000 студентов из Узбекистана, а в самой республике действуют филиалытрех престижных российских вузов: Российской экономической академииим.Плеханова, МГУ им. Ломоносова, Российского государственного университетанефти и газа им. Губкина. 

Вместе с тем, считает эксперт, вгуманитарной сфере далеко не в полной мере используется имеющийся потенциал.Есть немало «резервов», активация которых позволит обеим странам достичь большего социально-экономическогороста и повышения благосостояния своих народов.

– Один из важных аспектов в этомконтексте – миграционный вопрос. Для его решения представляется актуальнымсоздание в Узбекистане совместно с представительством «Россотрудничества»центров подготовки трудовых мигрантов с целью получения ими знаний по русскомуязыку, изучения менталитета, традиций и обычаев регионов предполагаемого местаработы.

Информацию, изложенную узбекскимиэкспертами, дополнили выступления российских коллег.

Важностьначатого курса на проведениесистемных реформ в Узбекистане для развития экономического диалога регионовРоссии и Узбекистана проанализировал директор саратовской компании «ЛоцманКонсалтинг» Сергей Миронов.  По егомнению, в нынешних условиях инвестиционное взаимодействие России и Узбекистанавозможно только на уровне крупных компаний, имеющих серьезный запас прочности.Обеспечивать сотрудничество на уровне МСБ пока проблематично.

Между тем, сложно предположить, что СШАи иные крупные игроки в регионе, в частности Россия и Китай, недооценивают рольи значение Узбекистана в минимизации рисков устойчивости и безопасности вЦентральной Азии.

Заместитель руководителя НОЦ изучения странСНГ и Балтии ИИМО СГУ Юрий Аршинов коснулсявопроса о роли Узбекистана в обеспечении центрально-азиатской безопасности.

Прежде всего, он выделил «эндогенные»риски Центральной Азии, такие, как внутриполитическая, экономическая исоциальная нестабильность, усугубляющаяся межэтнической и межклановойнапряженностью, разрывом в уровне доходов населения, высоким уровнем безработицыи, как следствие, ростом радикализма.

Наиболее серьезным внешним вызовом дляЦентральной Азии сегодня наряду с трансграничной преступностью и терроризмомвыступает, по мнению эксперта, «афганский фактор» с потенциалом расширениявлияния ИГИЛ (запрещенная в России международная террористическая организация).

- Россия определилась со своимивнешнеполитическими приоритетами. Ее действия направлены, в числе прочего, насоздание на постсоветском пространстве новой реальности, которая, как полагаютв России, позволит минимизировать многие риски и угрозы. В том числе те, чтоисходят из Афганистана. Эта стратегия распространяется и на Центральную Азию. Сточки зрения экономики предлагаемая Россией и ее соседями идея интеграциистроится на очевидном понимании того, что на сохранении постсоветскими странамиисторических связей можно выиграть больше, чем от призрачных надежд попасть насодержание к кому бы то ни было. В военно-политическом плане Москва непредлагает своим и центрально-азиатским партнерам выстраивать союзы «против», апризывает вместе противостоять общим угрозам, - подчеркнул Ю.Аршинов.  

По его мнению, в Узбекистане, очевидно,продолжится последовательное стремление к геополитической и экономическойсамодостаточности. Но подобная линия во внешней политике отнюдь не исключаеттесных двусторонних связей с такими влиятельными региональными игроками, как Россия,Китай, Казахстан. 

Этот тезис разделяет директор ИАЦЕвразия-Поволжье Марина Лапенко, представившая подробный анализдвустороннего сотрудничества между Россией и Узбекистаном, а также оценкинаметившихся новых трендов в этом направлении. 

Эксперт отметила, что в развитииотношений России и Узбекистана в постсоветский период наблюдалась в целомпозитивная динамика. Государства активно взаимодействовали не только в двустороннем формате, но и в рамках международных структур– ООН, ОБСЕ, ШОС и других. 

За последние пять лет объем российскихинвестиций в узбекскую экономику превысил 6 млрд. долларов. Объем денежныйпереводов из РФ в Узбекистан во втором квартале текущего года составил 474 млн.долларов.

Подводя итоги встречи, эксперт еще разподчеркнула: досрочные президентские выборы в Узбекистане – важный шаг нетолько в плане укрепления национальной государственности, сохранения политическойстабильности, но также в контексте развития двусторонних, региональных имногосторонних отношений Республики Узбекистан.

Участники заседания выразили надежду нато, что, независимо от итогов выборов, тренд на укрепление российско-узбекскихотношений будет определяющим в курсе нового руководства Узбекистана.

 


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение