Акционеры Кашаганского проекта вынуждены активизировать все возможные маршруты транзита

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Экономист, старший партнер Центра стратегических инициатив Олжас Худайбергенов также отмечает, что объем добычи на Кашагане в ближайшие три года составят от 7 до 13 млн тонн в год, которые могут быть без проблем вывезены по имеющимся маршрутам.
Акционеры Кашаганского проекта вынуждены  активизировать все возможные маршруты транзита
Чемближе официальный запуск месторождения Кашаган, тем больше заявок поступают отпотенциальных транспортировщиков кашаганской нефти. Активность, в частности,проявляет Азербайджан, который предлагает к услугам акционеров Кашаганскогопроекта мощности нефтепровода «Баку – Тбилиси – Джейхан». Однако некоторые казахстанскиеэксперты высказывают опасения, что до Баку кашаганская нефть может и не дойти –во всяком случае, не в тех объемах, на которые рассчитывает Азербайджан.    БольшиенадеждыC2020 года уровень добычи в Азербайджане позволит загрузить главный нефтепроводстраны только на половину. Это обстоятельство подталкивает азербайджанскуюсторону искать новых клиентов. Самый очевидный – акционеры казахстанскогомегапроекта Кашаган, официальный запуск которого запланирован на конец октябрянынешнего года. Ильхам Шабан считает, что на пике добычи, после 2020 года, дополнительныйобъем транзита нефти из Казахстана по «Баку – Тбилиси – Джейхан» можетсоставить около 25 млн тонн.Конечно, кашаганскуюнефть до Баку надо еще транспортировать. Тут азербайджанские эксперты указываютна наиболее перспективное направление транзита – трубопровод «Ескине – Курык»,который связывает поселок Ескине в Атырауской области, где находится наземнаяинфраструктура Кашагана, и порт Курык, откуда нефть будет направляться натанкерах в Баку. Руководитель Центрарегионального развития, декан факультета административного управления Академииуправления при Президенте Азербайджана, профессор Чингиз Исмаилов, выступая недавно на видео-мосте «Баку-Астана», ивовсе предложил протянуть трубопровод от Курыка до самого Баку. Скоротолько сказка сказываетсяПикантная подробность заключаетсяв том, что проект трубопровода «Ескине - Курык» был заморожен еще в 2011 году,в связи с задержкой начала добычи нефти на Кашагане. И о его «разморозке» речи покане идет.Казахстанский экспертнефтяной отрасли в беседе с корреспондентом пресс-клуба «Содружество» наусловиях анонимности высказал пессимизм по поводу перспектив этого проекта. По егомнению, он с самого начала представлял собой некоторую браваду на фоне высокихцен на нефть и больших ожиданий от Кашагана.Действительно, компании-акционерыКашагана — Eni, Inex и Total — владеют долью в нефтепроводе «Баку — Тбилиси —Джейхан», что позволяет им прокачивать по нему около 7,5 млн тонн в год.Однако для того, чтобыреализовать эту возможность необходимо для начала осуществить три капиталоемкихпроекта, подчеркивает наш собеседник. Первый – построить сам нефтепровод«Ескине – Курык», протяженностью 750 км, стоимостью 2,5 млрд долларов. Одногостроительства трубопровода недостаточно. Необходимо также возвести нефтянойтерминал в порту Курык. Это второй инфраструктурный объект.Наконец, для поставок18 – 23 млн тонн год нефти через Каспийское море нужно создать танкерный флот. Внастоящий момент порт Курык работает в режиме приема и отправки паромов. Такимобразом, инвестиции в этом направлении транзита по самым приблизительнымрасчетам составляют 4 млрд долларов.По мнению эксперта,сегодня, когда в Казахстане наблюдается профицит трубопроводных мощностей, особойзаинтересованности в реанимации этого проекта нет. Попроторенным маршрутамВ настоящий момент естьтри действующих маршрута транспортировки кашаганской нефти.Первый, самый главный иэкономически рентабельный – Каспийский трубопроводный консорциум (КТК), пропускнаяспособность которого сегодня составляет 60 млн тонн в год. Во второй половине2017 г. после работ по расширению нефтепровода его мощность будет увеличена до76 млн тонн нефти в год. В следующем году КТК планирует прокачать в общейсложности 65 млн тонн нефти, в том числе 52,5 млн тонн — из Казахстана.Транзит в этомнаправлении – самый выгодный, потому что у ряда акционеров Кашаганского проектаесть квота в КТК, и для них действует фиксированный тариф.Есть, правда, одиннюанс, на который обращает внимание наш собеседник. Компании Total, CNPC иInpex, участвующие в разработке Кашагана, пока не располагают квотами напрокачку по КТК, а потому первоначально вынуждены будут экспортировать своиобъемы по нефтепроводу «Атырау — Самара». Это второй по значимости иэффективности маршрут транспортировки кашаганской нефти.Казахстанские компаниив 2015—2016 годах использовали это направление для поставок сырья в черноморскийпорт Новороссийск и балтийский Усть-Луга. Транспортные расходы при поставкесырья по маршруту Атырау — Самара — Усть-Луга оцениваются в 28,25 долларов за тонну,а при прокачке по направлению Атырау — Самара — Новороссийск — в 28,12 долларовза тонну. Это относительно невысокие расценки.Ожидается, что вследующем году прокачка казахстанской нефти по маршруту «Атырау – Самара»превысит 17 млн тонн. Речь также идет об увеличении мощностей этоготрубопровода минимум на 7 млн тонн в год в том случае, если акционеры проектаКашаган заинтересуются ростом поставок в этом направлении.Помимо этого, нашсобеседник сообщил, что казахстанская национальная компания «КазТрансОйл» и российская«Транснефть» еще в 2010 году рассматривали возможность строительства второйветки нефтепровода «Атырау — Самара» мощностью 10 млн тонн в год.Наконец, третий наиболееочевидный маршрут транспортировки кашаганской нефти – это казахстанско-китайскоготрубопровод (ККТ) «Кенкияк — Алашанькоу». Напомним, что китайской CNPC впроекте Кашаган принадлежит 8,33%. Китайская сторона намеревалась расширитьпропускную способность ККТ с нынешних 12 млн тонн в год до 20 млн тонн год к2017—2019 годам. Однако до запуска добычи на Кашагане Китай не спешит приниматьсоответствующее инвестиционное решение.Помимо этого, есть ещевозможности железнодорожного транспорта, хотя расходы на него почти втрое превышаюттарифы прокачки в нефтепроводах.Кашаганская нефть можетпопасть в Баку также через порт Актау. Но это опять-таки дорого, поскольку доАктау нефть придется везти на железнодорожном транспорте. Тариф прижелезнодорожных поставках нефти от станции Махамбет, находящейся в несколькихкилометрах к западу от Атырау, до порта Актау составляет 34,30 долларов затонну, сообщил нам эксперт.К тому же возможностипорта Актау не столь велики - объемы перевалки здесь могут достигать 10 млн тоннв год. В настоящее время пропускная способность порта используется не более чемна 30%.Таким образом, нашсобеседник считает, что в первую очередь акционеры Кашаганского проекта будутоптимизировать действующие трубопроводные маршруты, а о реализацииальтернативных маршрутов можно будет говорить только при приближении к пикудобычи, когда объемы производства нефти на Кашагане достигнут 60 млн тонн вгод. Нефтибудет так много, что пригодятся все мощностиЭкономист, старшийпартнер Центра стратегических инициатив ОлжасХудайбергенов также отмечает, что объемы добычи на Кашагане в ближайшие тригода составят от 7 до 13 млн тонн в год, которые могут быть без проблемвывезены по имеющимся маршрутам.«Дальнейший рост добычипотребует других направлений, которые пока технически не готовы. Это в Китайчерез «Кенкияк – Алашанькоу» и Азербайджан через «Ескине – Курык», -комментирует эксперт.Относительно перспективпоследнего направления Худайбергенов настроен более оптимистично, нежели нашпредыдущий собеседник. «Ескине – Курык», по его мнению, начнут строить, кактолько будет решен вопрос с финансированием проекта.«В связи с началомдобычи опять активизировались разговоры по азербайджанскому направлению, но тамнужно построить трубопровод. Дальше протягивать до Баку вряд ли будут, так каклегче использовать танкеры. В целом, теперь стоит вопрос о финансированиипроекта, с решением которого должно начаться строительство», - уверен старшийпартнер Центра стратегических инициатив.По мнениюХудайбергенова, акционеры Кашаганского проекта вынуждены будут активизироватьвсе возможные маршруты транзита. «На Кашагане будут добывать много нефти, длятранспортировки которой понадобятся мощности всех направлений», - заключаетэксперт.ЖанарТулиндинова (Астана)   

Поделиться: