Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Влияние российско-грузинской кампании на экономику стран региона.

24.09.2008

Автор:

Теги:
 

Влияние российско-грузинской кампании на экономику стран региона.

 

Достаточно трудно отделить последствия, связанные исключительно с военным конфликтом, от тех, что произошли в связи с глобальным обвалом рынков в августе-сентябре: война срезонировала с мощной волной кризиса, после которого можно говорить о начале долгого периода мирового экономического спада. Однако региональные особенности Южного Кавказа и России, тем не менее, оставляют лакуны для отдельных точек стабильности, а также позволяют вычленить и конкретные последствия, присущие исключительно военному конфликту.

 

Парадоксально, но практически все прямые участники и опосредованно связанные с конфликтом страны вышли из этой ситуации с «поднятой головой» (Азербайджан понес лишь косвенные потери).

Можно утверждать, что благодаря значительным бюджетным вливаниям, до 12 млрд. рублей, Россия показала, что имеет ресурсы на восстановление региона Цхинвали и в состоянии поддержать безопасность Абхазии. Затем, благодаря еще более колоссальным вливаниям, до 1,5 трлн. рублей, Россия доказала, что может пройти по краю пропасти разрушительных последствий развивающегося мирового кризиса без катастрофических потерь. Хотя, в отношении последнего, нельзя тешить себя иллюзиями, -- будущий 2009 год способен нам продемонстрировать совсем безрадостный экономический пейзаж. Американский кризис вовсе не исчерпывается банкротствами крупнейших инвестиционных банков, проблемами ключевых страховых компаний и системообразующих ипотечных агентств, он носит структурный характер. Российская экономика, в особенности финансовый и банковские секторы, чрезвычайно тесно связана с экономикой США и подвержена всем её волнам.

В этом смысле, выгодное отличие азербайджанской и других региональных экономик Южного Кавказа в том, что они почти не втянуты в мировые фондовые и банковские рынки. Грузинский фондовый рынок вообще находится в зачаточном состоянии: не более 10 сделок в день в сумме редко превышающей $10 тыс. На такую низкую биржевую активность вообще ничего не может повлиять. Реальный сектор экономики этой страны, пострадавший в период войны, по сути взяли на поруки, предоставив колоссальные по сравнительным масштабам суммы финансовой помощи -- до 10% ВВП.

 

Грузия: потери и компенсации.

 

Тбилиси полностью вышел из-под удара, отыграв в финансовом смысле те потери, что произошли в результате военного поражения: прямые потери от разрушенной боевыми действиями инфраструктуры, по оценкам Тбилиси, составили $1 млрд. (примерно 8% ВВП страны). Грузинская армия оценивает свой собственный инфраструктурный ущерб в размере $200 млн.

За неделю конфликта грузинская банковская система потеряла примерно 12% депозитов, а валютные резервы Грузии сократились примерно на 6,5%. В ситуации военного положения значительные убытки понесла туристическая индустрия Грузии (ограничения на морские и авиа перевозки). По разным оценкам, страну срочно покинули или отказались от ее посещения более 100 тыс. человек. Министерство экономики Грузии пересмотрело прогнозы роста экономики в этом году с 12% до 5-6% ВВП.

 

Серьезный удар был нанесен по инвестиционной привлекательности страны. На этой неделе Казахстан отказался от строительства зернового терминала в порту Поти. Предполагалось, что часть своего зернового экспорта на Запад (из общего объема около 6 млн. тонн) Казахстан будет направлять через транспортный коридор Баку-Поти. Теперь эти планы откладываются, основными транзитерами казахстанского зерна по-прежнему останется Россия и Украина. Ранее, казахстанская компания «КазМунайГаз» отказалась от инвестиций в строительство НПЗ в порту Батуми, сославшись на недостаток территории для такого крупного предприятия.

 

Однако Грузия получила существенные компенсации своих потерь. Правительство США выделило $1 млрд. на восстановление и развитие инфраструктурных проектов Грузии (строительство автодорог). Часть этих средств будет направлено на продолжение проектов, осуществляемых в рамках американской программы Millennium Challenge ("Вызов тысячелетия") полностью реализуемых к 2011 году.

 

МВФ выделило $750 млн. для поддержания финансового сектора страны. Ожидается порядка 250 млн. евро от Европейского банка реконструкции и развития, а также от других европейских стран. Так, например, Украина выделила около 100 млн. гривен (около $20 млн.) единоразовой помощи для компенсации гуманитарных потерь.

По словам Саакашвили, начались активные переговоры с Вашингтоном по вопросу предоставления Грузии режима преференций в торговле с США, принципиальное согласие на оформление соглашения о свободной торговле с Грузией дал Евросоюз.

 

После разрыва дипломатических отношений между Грузией и Россией, Тбилиси вынужден икать новых поставщиков и экспортеров своей продукции. По словам Генсека ГУАМ Валерия Чечелашвили, все российские товары могут быть замещены украинским экспортом. Достаточно быстро было восстановлено паромное сообщение по маршруту Ильичевск-Батуми и Ильичевск-Поти. Кроме того, планируется запустить движение по линии Керчь-Поти. По оценкам Тбилиси это потенциально может увеличить товарооборот двух стран до $1 млрд. Однако эти оценки представляются слишком оптимистичными.

 

Россия: расходы и компенсации потерь.

 

По данным Центра анализа стратегий и технологий одни сутки боевых действий в Грузии для России обходились как минимум в 2,5 миллиарда рублей. В целом, учитывая реконструкцию Южной Осетии и помощь Абхазии, расходы могут составить $1,152 млрд.

 

Российское правительство полностью взяло на себя работу по восстановлению экономики независимой, с точки зрения России, республики. Кратко опишем планируемую программу восстановления. Координировать работу по развитию республики будет Минрегионразвития РФ во главе с Дмитрием Козаком, его ведомство подготовило комплексный план развития территории до 2011. Согласно документу, к 2011 г. уровень обеспеченности социальной, инженерной инфраструктурой, транспортом, газоснабжением в Цхинвали и окрестностях сравняется с южными регионами России. В плане развития три основных направления: сельское хозяйство (в основном овощеводство), горнодобывающая промышленность (медные месторождения) и развитие туризма (целебная вода и грязи). За последние 20 лет в Осетии не работало практически ни одно предприятие, вся выпущенная в прошлом году продукция оценивается в 20 млн. руб. Единственное работающее предприятие - асфальтовый завод.

 

Финансовые взаимоотношения с Ю.Осетией будут строиться в рамках межгосударственного сотрудничества. Каждое российское ведомство будет работать с Цхинвали по своей линии: Минздрав РФ до октября разработает двусторонний договор по вопросам соцобеспечения. МВД РФ поможет реконструировать здания органов внутренних дел, а в Минтрансе, по поручению Путина, подумают о создании дополнительных транспортных коридоров между двумя странами.

 

Многие из этих планов так и останутся на бумаге. Например, тема горного туризма. Отрасль может развиваться лишь в условиях полной безопасности и при наличии инфраструктуры - дорог и отелей. Горнодобывающую промышленность развивать в Ю.Осетии очень сложно -- месторождения вдоль хребта находятся на пересеченной местности, туда не построишь железную дорогу.

 

Российский рынок акций испытал сильное падение еще до «черного вторника» 16 сентября. Существенная часть летнего спада была спровоцирована исключительно внутренними факторами, которые были восприняты инвесторами слишком эмоционально. Все напугавшие портфельных инвесторов события, включая «дело Мечела» (публичная критика Путиным деятельности компании), конфликт вокруг ТНК-ВР и конечно война с Грузией, попали в очень узкий по времени диапазон, что привело к эффекту резонанса и в краткосрочной перспективе резко снизило инвестиционную привлекательность России. После наложения на эти факторы глобального кризиса, с российского рынка произошел отток капитала, по оценкам Минфина РФ в размере $10-$15 млрд. Но в сенате США не преминули заметить, что это связанно исключительно с военными действиями в Грузии.

 

Вслед за этим, агентство Standard & Poor's пересмотрело прогноз по суверенным кредитным рейтингам России с «позитивного» на «стабильный». Правда, долгосрочные кредитные рейтинги по обязательствам в иностранной валюте (ВВВ+) и по обязательствам в национальной валюте (А-), а также краткосрочные суверенные кредитные рейтинги (А-2) были подтверждены.

 

Но, по мнению российских финансистов, российский рынок не так плох, потому, что следует не забывать сохраняющуюся фундаментальную недооценку российских активов. Кроме того, к концу года частично улетучатся страхи нерезидентов перед рисками инвестирования в РФ («про войну забудут»). Кроме того, налоговые послабления для российских нефтяников станут хорошим импульсом для всех сегментов рынка, что позволит закончить финансовый год близко к уровню начала 2007 года. Недавно принято решение, согласно которому вместо налога $485,8 за тонну, экспортеры будут платить $372, что позволит российским компаниям оставить у себя $5,5 млрд., часть этой суммы должна пойти на развитие нефтеперерабатывающих предприятий.

 

Существует и негативный сценарий, связанный со значительным сокращением иностранных инвестиций (на 30%) и внешних кредитов (на 20%) - в качестве «наказания» России за войну. Согласно нему российские инвестиции в основной капитал потеряют пятую часть, а их рост может замедлиться с нынешних 9-10% до 6%. Вместе, эти факторы могут дать общее падение роста ВВП России на 2%-3%.

 

В конце добавим в вольном пересказе мысль, озвученную недавно Алексеем Малашенко на конференции по теме Кавказа в Центре Карнеги. Масштабная помощь Ю.Осетии это необходимо и хорошо. Но по мере того, как это будет продолжаться - а в отношении Цхинвали «бесконечные» дотации неизбежны -  у властных элит соседних кавказских регионов возникает вопрос - а чем мы хуже? Такой вопрос может задать не только Рамзан Кадыров но и другие «князья». Это, в свою очередь, только укрепит их психологию издевенчества, а в случае отказа федерального центра «делиться по-братски» подспудно породит ползучий сепаратизм.

 

Азербайджан.

 

Военный конфликт соседей для Азербайджана миновал без прямых потерь, но с фактом косвенной упущенной прибыли. Так, например, по оценкам Государственного нефтяного фонда страны (ГНФАР) из-за простоя нефтепровода Баку-Джейхан в августе упущенная прибыль составила порядка $1 млрд. Простой системы можно лишь по косвенным признакам связать с войной. Как известно, на одной из компрессорных станций в Турции за сутки до начала военных действий случился пожар, в результате около двадцати дней трубопровод находился в режиме ожидания (нормальным режимом для трубопровода является уровень в 800-900 тыс. баррелей в день). Мировой рынок недополучил порядка 15-20 млн. баррелей нефти. По словам исполнительного директор фонда Шахмара Мовсумова, потери от простоя будут компенсированы в последующие месяцы работы.

 

Прямым следствием воны оказалось остановка нефтепровода Баку-Супса, запущенного в действие в начале этого лета после годового ремонта. Как сообщалось ранее, технически он не поврежден, но Баку ожидает от грузинской стороны официальных актов проведения мониторинга минной и прочей безопасности в коридоре маршрута. Простой на этой линии должен быть компенсирован за счет увеличения объема прокачки по маршруту Баку-Новороссийск (ГНКАР в августе запросил у «Транснефти» расширения лимита до 166 тыс. тонн в месяц).

 

Реальные ограничения для экономики Азербайджана возникли только в сфере железнодорожного транзита. В связи со взрывом моста, ведущего к порту Поти транзитное сообщение было прервано в течении двух недель. Затем, 26 августа в результате взрыва нефтяного состава в районе Гори, на железнодорожном переезде в селе Скра, повреждено 14 цистерн с казахстанской нефтью. Цистерны были заполнены в терминале Дюбенди.

Кроме того, на автомобильном рынке в августе было зафиксировано снижение предложения на 6,7% по сравнению с июлем. По оценкам местных трейдеров, причиной, наряду с сезонными факторами, как раз послужило временное закрытие грузинской дороги и порта Поти. Что касается общего снижения азербайджанского транзита через Грузию, то полноценные данные появятся не ранее конца октября. Известно, что за год объем транзита на этом направлении составляет около 3.5-4 млн. тонн. (не считая 9 млн. тонн казахстанской нефти). 

 

В целом, в сравнении с транзитными издержками Армении, эта война Азербайджан почти не затронула. Опять же в связи с подрывом железнодорожного моста у города Каспи более чем 10 дней простаивали 172 вагона с пшеницей и топливом, предназначенных для Армении, в связи с чем в Армении на несколько дней возник острый кризис бензина. Помимо того, поставки газа в Армению, в течение двух недель августа сократились на 30%, официально из-за ремонтных работ на газопроводе на территории Грузии.

 

Гуманитарные последствия, упавшие «на плечи» Азербайджана также практически не заметны. Министерство здравоохранения АР, по поручению Ильхама Алиева, отправило в Грузию пять машин с медицинскими принадлежностями и лекарственными препаратами 400 наименований на сумму порядка $500 тыс. Что касается числа беженцев из зоны конфликта, то точных цифр не опубликовано, но ясно, что их количество не велико. Судя по сообщениям азербайджанского посольства в Тбилиси можно судить, что массового потока не было. Для иностранцев с 11 августа МИД Азербайджана облегчил процедуру получения азербайджанской визы в Грузии: в период военных действий сотни граждан, из стран «визового режима» оказавшихся в Грузии улетали домой через Баку. Это не особо отразилось на перегруженности транспортных коммуникаций столицы.

 

Возвращаясь от войны к глобальному экономическому кризису, заметим, -- в Баку надеются, что кризис, вероятно, также не должен повлиять на корпоративные задолженности азербайджанских компаний. Наибольший долг «висит» на нефтяной компании ГНКАР - размер кредитных обязательств компании около $1 млрд.: $200 млн. было взято на участие в разработке блока нефтяных месторождений Азери-Чыраг-Гюнешли (долг гасится продажей партий нефти); $610 млн. от европейских банков для строительства НПЗ в районе турецкого Джейхана совместно с компанией Petkim и $130 млн. кредит на три года от Международного банка Азербайджана. Никаких рассрочек в погашении или дополнительных займов для реструктуризации кредитов ГНКАР не объявлял.

 

25.09.08


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение