КАЗАХСТАН: АСТАНА ПРЕДЛАГАЕТ НАЛОГОВЫЕ РЕФОРМЫ, КОТОРЫЕ УДАРЯТ ПО ПРОИЗВОДИТЕЛЯМ ЭНЕРГОРЕСУРСОВ И ДОБЫВАЮЩИМ КОМПАНИЯМ

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
В стремлении диверсифицировать казахстанскую экономику власти предполагают реализовать пакет мер по изменению налогового законодательства страны, направленных на стимулирование деятельности малого и среднего бизнеса. Предприниматели от предлагаемых нововведений выиграют, однако налоговое бремя на крупные энергетические компании значительно возрастет.
КАЗАХСТАН: АСТАНА ПРЕДЛАГАЕТ НАЛОГОВЫЕ РЕФОРМЫ, КОТОРЫЕ УДАРЯТ ПО ПРОИЗВОДИТЕЛЯМ ЭНЕРГОРЕСУРСОВ И ДОБЫВАЮЩИМ КОМПАНИЯМ



В стремлении диверсифицировать казахстанскую экономику власти предполагают реализовать пакет мер по изменению налогового законодательства страны, направленных на стимулирование деятельности малого и среднего бизнеса. Предприниматели от предлагаемых нововведений выиграют, однако налоговое бремя на крупные энергетические компании значительно возрастет.

8 сентября в Мажилисе (парламенте Казахстана) открылись дебаты по комплексной налоговой реформе, подготовленной правительством премьера Карима Массимова. Предполагается, что законодательный орган проведет голосование по новому законопроекту в начале октября. Главным элементом этой реформы является повышение экспортной пошлины и введение налога на добычу минеральных ископаемых с тем, чтобы направить образовавшую прибыль на развитие недобывающих секторов экономики.

По действующему на данный момент налоговому законодательству экспортная пошлина на нефть составляет от 1 до 33 процентов. Предлагаемые поправки предусматривают введение прогрессивных ставок налогообложения от 7 до 32 процентов. Ставка экспортного налога будет привязана к ценам на нефть на мировых рынках. Производители также будут обязаны платить пошлину на добычу полезных ископаемых, который составит до 18 процентов от рыночной стоимости. Правительство также планирует дифференцировать налог по типу добываемых ископаемых. Так, например, налог на добычу меди в 2009 и 2010 годах предполагается установить на уровне 8,7 процентов и 9,8 процентов соответственно. В случае железной руды, налог в следующем году составит 2,5 процента, а в 2010 году - 2,8 процента.

Налог на добычу полезных ископаемых поможет правительству компенсировать снижение налога на доходы корпораций. В настоящее время этот налог составляет 30 процентов. В новом налоговом законодательстве предлагается сократить налог до 20 процентов в 2009 году, до 17,5 процентов в 2010 году и до 15 процентов в 2011 году. Как заявил 8 сентября журналистам министр экономики Казахстана Бакыт Султанов, по новому налоговому законодательству общая налоговая нагрузка на нефтяной сектор должна возрасти с нынешних 49 до 62 процентов. Султанов также добавил, что предлагаемыми пошлинами в следующем году будет обложено порядка 60 процентов всего объема нефтедобычи. Казахстанские власти подчеркивают, что крупные энергетические компании, деятельность которых определяется соглашениями о разделе продукции (включая Chevron, Shell и ExxonMobil), не будут затронуты налоговыми нововведениями.

Эта реформа встретила сопротивление со стороны представителей энергетического сектора. Тимур Кулибаев, зять президента Нурсултана Назарбаева и председатель влиятельного объединения казахстанских и зарубежных нефтепроизводителей KazEnergy, выступает решительно против повышения налогового бремени для энергетических компаний. Кулибаев отстаивает ту точку зрения, что данная инициатива может привести к общему сокращению доходов в госбюджет.

Противодействие со стороны Кулибаева, состояние которого, по сведениям журнала "Форбс", оценивается в 2,7 млрд. долларов, свидетельствует о возможности возникновения разлада в рядах казахстанской элиты в связи с налоговым вопросом. Пока же создается впечатление, что поддержка Назарбаева по-прежнему остается на стороне правительства технократа Масимова. Кулибаев, как правило, предпочитает держаться в тени. Публичные выступления с выражением недовольства могут означать, что в неформальных механизмах достижения консенсуса среди представителей казахстанской политической и экономической элиты наметился сбой. Полагают, что Кулибаев вместе с другими влиятельнейшими представителями энергетического сектора ведет целенаправленную закулисную кампанию, призванную сорвать планы правительства Масимова. Похоже, ставки в этой игре достаточно высоки, чтобы Кулибаев решился рискнуть навлечь на себя гнев Назарбаева, что вполне может стоить ему состояния, если не самой свободы. Истоки противоборства по вопросу налоговой реформы уходят в начало 2007 года, когда президент Назарбаев назначил Масимова на должность премьер-министра. С того момента Масимов начал предпринимать шаги, направленные на повышение роли государства в ключевых секторах экономики и, в частности, в энергетическом секторе. Кроме того, он предпринимает попытки повысить эффективность работы и профессиональный уровень казахстанской бюрократии, назначая на руководящие должности представителей более молодого поколения и ослабляя влияние отдельных групп на нефтегазовый сектор страны.

По мнению ряда местных наблюдателей, борьба за влияние ведется не только в сфере налогообложения, она коснулась и деятельности главной государственной топливно-энергетической компании "КазМунайГаз". В конце августа в компании неожиданно произошли кадровые перестановки: Серик Буркитбаев был вынужден покинуть пост руководителя компании, проработав в этой должности менее трех месяцев. На занимаемом посту его сменил Каиргельды Кабылдин. Ряд аналитиков высказывают предположение, что своим внезапным падением Буркитбаев обязан закулисным политическим играм.

В статье, опубликованной 9 сентября в казахстанской газете "Время", выдвигалось предположение, что отстранению Буркитбаева поспособствовали его недруги, представив президенту Назарбаеву доказательства, свидетельствующие о причастности тогдашнего президента "КазМунайГаза" к неблаговидным поступкам. По информации казахстанского сайта ZonaKZ.net, будучи ранее председателем компании "Казахтелеком", Буркитбаев снабжал Рахата Алиева специальными техническими устройствами и оказывал ему содействие в прослушивании кабинетов высокопоставленных должностных лиц. Алиев является экс-зятем Назарбаева. В 2007 году он лишился расположения своего тестя и отныне проживает за границей.

Некоторые политические аналитики сомневаются, что правительство Масимова достаточно сильно, чтобы протащить через парламент предлагаемый законопроект в условиях сильнейшего сопротивления со стороны представителей энергетического сектора. Данная мера вызывает критику и в различных парламентских кругах. Некоторые депутаты задаются вопросом, не приведет ли эта мера к серьезным сбоям в работе отрасли, а другие удивляются, отчего это некоторые из крупнейших энергетических операторов будут освобождены от налогообложения.

Некоторые мелкие предприниматели также с подозрением относятся к предлагаемым нововведениям, предусматривающим повышение налога на недвижимость. В беседе с журналистами 4 сентября председатель Ассоциации товаропроизводителей Алматы Серик Туржанов назвал поправки "крайне неудовлетворительными".

Алишер Хамидов является аспирантом Школы высших международных исследований (School of Advanced International Studies) Университета Джона Хопкинса (Johns Hopkins University) в Вашингтоне.

Eurasianet

Поделиться: