Россия, Москва

info@ia-centr.ru

РОЛЬ ЖЕНЩИН В НАУЧНОЙ ЖИЗНИ УЗБЕКИСТАНА

10.10.2016

Автор:

Теги:

 

 

РОЛЬ ЖЕНЩИН В НАУЧНОЙ ЖИЗНИУЗБЕКИСТАНА

Ташкент  который издревле  являлся одним  из  крупнейших центров  науки  и культуры  Среднего Востока, сыгралогромную  роль  в становлении  узбекистанской  научной мысли. Здесь начиная с  XIX в.стали появляться первые научные учреждения в современном понимании этого слова.Так в 1873 г.в Ташкенте было создано первое современное научное учреждение    астрономическая  обсерватория. В  Ташкенте  появились первые  учебные заведения,готовящие образованных специалистов разного уровня, в том числе и женщин. В 1876 г. здесь были открытыпервые прогимназии, которые в 1881г. были преобразованы в гимназии. К 1896 г. в мужской гимназииобучалось 327 человек, в том числе местной национальности – 10 человек, вженской –377 человек, местной национальности–8 человек.  В 1879 года открывается  учительская семинария для подготовки учителейдля русских и русско-узбекских школ[1].

В  дооктябрьский период  в  Туркестанском крае  существовала  проблема получения  среднего  образования. Если на  территории Узбекистана  тогда  проживало 4,5 млн.  человек, функционироваловсего 8 средних учебных заведений. Детей местной национальности в этих  заведениях было крайне мало. В 1908/1909учебном году в мужских гимназиях ученики местных  национальностей  составляли 1,7%,  в  женских   0,8%.  А высших учебных заведений не было вообще.В  Узбекистане  высшая школа  как  таковая получила  становление  в 20-30-х  годах  XX в. Родоначальником  высшего образования  в  Средней Азии  и  кузницей научных  кадров  явился Государственный университет в Ташкентесозданный в 1918 г.Для улучшния работы университета из Центра был отправлен эшелон спреподавателями, лабораторным оборудованием и научной литературой. Среди 86преподавателей прибывших в Ташкент были и женщины, например Ю.М.Голубкова, И.А.Райкова  и др. 

Уже к  1923 г. государственный университет готовил специалистов на 6 факультетах, гдеучилось 2353 студента, функционировали так же Восточный институт,  Казахский, Краевой  узбекский,  Тюрко-татарский,  Туземно-еврейский  и Женский  краевой  узбекские институты просвещения, гдеобучалось 755 студентов[2].

В том же году работало6 кружков по теории и практике работы среди женщин. В Ташкенте к тому времени вразличных учебных заведениях и на различных курсах обучалось 280 узбечек, 69татарок, 32 киргизки, 20 евреек, 8 уйгурок и 1 туркменка[3]. 

В октябре 1923 г.состоялся первый выпуск в Ташкентском женском институте просвещения. В числевыпуска были первые 7 педагогов-узбечек: Х. Таджиева, Х. Зиямухамедова, М.Ияибуистова, Т. Назияева,  Н. Умедова, Р.Ходжаева, М. Сабиркариева. В  1930  г. Ташкентский государственный университет  окончила  первая узбечка – химик  З.Н.  Саид-Насырова. Вскоре она написала учебник похимии для средних школ с узбекским языком обучения и узбекскийтерминологический словарь по химии, а впоследствии издала первый учебник понеорганической химии для вузов. В это время в университете учатся уже десяткиженщин-узбечек,  ставших  впоследствии крупными  учеными:  М. Арифханова,  М.  Султанова, А. Абдурасулова, Х. Миркамалова. Конечно, больше всего женщин обучалось,и впоследствии трудилось в области гуманитарных наук, просвещения и медицины,но к 1933 г. в технических вузах и профильных средних специальных учебныхзаведениях обучалось 2618 человек, из них женщин – 601, в том числе 64 узбечки[4].

Данный процесс проходилс большими трудностями. Женщинам нередко приходилось буквально бороться за своебудущее, многие мужчины не желали видеть своих дочерей и жен в роли ученого,руководителя и даже просто образованного специалиста. Особенно трудно было впредвоенные годы, к этому времени в результате репрессий была уничтоженаинтеллигенция Узбекистана, ведущая свое начало от просветителей-джадидов,которые действительно хотели эмансипировать восточных женщин.  На смену им пришли, вкачестве рукводителей, в основном выходцы из сел, как правило не оченьграмотные, им идея равноправия женщин была чужда в принципе.

Женщинам-ученым,например, приходилось совмещать научную работу и заботу о семье, выполняя сразудве функции – традиционной хранительницы очага и научного работника, что былонепросто в  условиях существования  традиционного уклада жизни. Но, не смотря натрудности, в эти сложные годы наука развивалась, особенно медицина. гдетрадиционно трудилось большое количество женщин. Уже в 1927 г. в Ташкенте состоялсяпервый республиканский съезд врачей. В нем приняли участие 800 делегатов, исреди них была единственная в то время врач-узбечка З. Умидова, котораявпоследствии станет кандидатом и доктором медицинских  наук, профессором,  одним  из лучших  врачей  республики. А  первой  женщиной-профессором в Узбекистане в 1933 г. тоже стала врач,ташкентский гинеколог А.А. Шорохова. 

Постепенно складываютсянаучные школы, растут местные научные кадры. 25 декабря 1930 г. в Ташкенте открылсяпервый республиканский съезд научных работников Узбекистана.  В марте  1937 г.  состоялась первая  конференция  женщин-ученых Узбекистана.  На ней былозаслушано 60 докладов, которые явились результатом научных исследованийженщин-ученых. Работа той конференции широко освещалась в печати, и в одной изгазетных статей отмечалось, что к тому времени в Узбекистане насчитывалось 400женщин-ученых, 15 из них подготовили докторские диссертации и 107 –  кандидатские[5].

Следует отметить, чторосту местных кадров ученых в Узбекистане больой вклад внесли русскиеженщины-ученые, как например,  И.А.Райкова, Н. М. Мирошхина, М. Сущевская, которые уделяли большое внимание.женщинам-ученым местной национальности.

 В газете «Правда Востока» за 1938-1942 гг.прошла серия статей о первой узбечке ставшей кандидатом наук в биологии М.Арифхановой инженере-геологе З. Ходжаахмедовой, архитекторе – Х. Хадиевой.

Многие  женщины-ученые  совершили настоящий  прорыв  в своей  области  знаний. Например, Х.С. Сулайманова, которая в 1945 г. защитила диссертациюна  соискание ученой степени кандидата, ав 1950 г.– доктора юридических наук. В 1954г. она была назначена директором Ташкентскогоюридического института, в 1956г.– министром юстиции. В 1964 г. избираетсяпредседателем Верховного Суда Узбекской ССР, где работает до конца жизни.Являясь  одаренным  ученым и  обладая  глубокими знаниями  Х.С.Сулайманова,  внесла большой вклад в развитие правовойнауки и создала свою школу уголовного права и судоустройства Узбекистана. Ееперу принадлежит свыше 80 научных трудов. В 1958 г. в Ташкенте былоткрыт Научно-исследовательский институт судебной экспертизы,  который был  единственным  в своем  роде  во всей  Средней  Азии. А в  1965 г.  ему было присвоено имя академика Академии наук Узбекистана Х.С.Сулаймановой.

Научная школа академикаС.А. Азимжоновой, занимает особое место в узбекистанской востокоедческойнауке.  В 1942 г. С. Азимжонова  окончила государственный педагогическийинститут и поступила в аспирантуру Среднеазиатского Государственного  университета. Под  руководством  крупного ученого из Москвы А.Ю.  Якубовского защитила  кандидатскую  диссертацию.    В  1968 г.  защитила докторскую  диссертацию.  За свою  многолетнюю  научную деятельность С.А. Азимжонова была отмечена многими государственныминаградами.

Большой вклад вразвитие археологии Узбекистана внесла академик АН  Узбекистана  Г.А. Пугаченкова  чьи труды известныдалеко за пределами нашей страны. В 1930 г Г.А. Пугаченкова. окончилаархитектурное отделение Среднеазиатского индустриального института, затемзанималась научной деятельностью. Ее основные труды посвящены изучениюисторико-архитектурных памятников Центральной Азии, произведенийизобразительного искусства древности и средних веков, произведений миниатюрнойживописи.  По  оценкам ЮНЕСКО,  одно  из первых  мест  по количеству  научных  работ среди  всех женщин-ученых миразанимает именно Г.А. Пугаченкова.

Неоценим  вклад в развитие исторической науки  академика АН Узбекистан, профессора Р.Х.Аминовой, которая работала в Институте истории. Она была первойженщиной-узбечкой, в 38 лет, защитивщей докторскую диссертацию (1963 г.)

Среди женщин-узбечекдиссертацию на соискание ученой степени доктора филологических наук первойзащитила М.А. Аскарова в 1963г. И отрадно,  что  первым узбекским  ученым,  награжденным французским  орденом  «Академик Пальмо», стала докторфилологических наук Ф.К. Сулайманова. Этой награды она удостоилась за заслуги вделе пропаганды французской культуры в 1995 г.

В настоящее время,среди ученых-филологов женщины составляют 70,8%, психологов – 81%, педагогов –60,7%, также более половины всех ученых– медиков, биологов, философов,архитекторов, политологов – женщины.

Женщины-ученые –  это ярко выраженное творческое начало,нестандартное мышление, тяга к познанию и необыкновенная наблюдательность, высочайшеетрудолюбие, стремление к логической завершенности и умение образцово доводитьдело до конца. Таким  образом, всовременном научном  мире  женщины-ученые  Узбекистана заняли  достойную  нишу, проявили  способность  к адаптации,  избавились  от  устоявшихся  стереотипов и  работают  с полной  отдачей сил на благонашего государства в деле осуществления экономических и демократическихпреобразований.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



[1]Энциклопедия Ташкент, -Т.: 1984г. С.47

[2] Статистическийежегодник Туркреспублики, -1917 -1923 гг.,т 1. С 96.

[3]Алламурадов Д. О деятельности Советов Туркестана в области культурногостроительства в восстановительный период (1921 – 1924) // ОНУ, 1962, №9. С.34

[4]Бабаходжаева Х.А. Участие женщин в культурной революции в кн. Худжум – значитнаступление. Т., 1987. С. 29

[5]Алимова Д. А. Решение женского вопроса в Узбекистане (1917 – 1941гг.). Т.,1987. С.54

 


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение