Россия, Москва

info@ia-centr.ru

CПЕЦИФИКА НАЦИОНАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В ТРАДИЦИОННОЙ СИСТЕМЕ УЗБЕКИСТАНА

06.10.2016

Автор:

Теги:

ШАХНОЗА  МАДАЕВА

профессор

Национальногоуниверситета Узбекистана

имени МирзоУлугбека

доктор философ.наук

 

CПЕЦИФИКАНАЦИОНАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В ТРАДИЦИОННОЙ СИСТЕМЕ УЗБЕКИСТАНА

 

В постсоветскомУзбекистане, как и в других регионах Центральной Азии, на протяжении уже болеедвадцати пяти лет идёт процесс осмысления и обоснования отдельных направленийгосударственного строительства, включая процесс национальной идентификации. Вэтом процессе огромное место занимает программа, направленная на образование идуховное воспитание будущего поколения. Нужно отметить, что национальнаяпрограмма подготовки кадров взявший свой путь с 1997 года до сегодняшнихдней  в определённой степени выполняетсвою миссию путём государственногоуправления и социальных институтов, и она является национально-политическойпрограммой, интегрированный в глобальный мир посредством подготовки кадров.Кроме этого, в Узбекистане существует давно уже сложившаяся система воспитанияоснованное на традиционных взглядах и менталитете, апробировавшие втечение многих веков.

Цель этойстатьи направлено на то, чтобы раскрыть специфику традиционного обществаУзбекистана, как часть Востока, отличавшаяся специфической средой ментальностии стереотипов от Западного мира.

Конечно,история системы национального воспитания и аспекты, касающиеся этой проблемы,охватывает большой объём, не позволяющий рассмотрение проблемы в рамке однойстатьи.  Поэтому мы ссылаемся на двамежду собой связанные аспекты, в качестве инструментария в изложении научногообъекта. Эта - традиционная система махалля*и существующая в ней этический опыт воспитания.

Махаллякак научный объект нашёл своё пристальное изучение в трудах многихисследователей[1].  В то же время материалы, касающиеся спецификинациональной узбекской среды тожеявляются не малочисленными[2].   Узбекская махалля – традиционная социальнаямикросреда, основанная на самоуправлении, коллективизме и субординации. Членымахалли подчинены строгорегламентированным и ритуализированным нормам и принципам существования,нарушение которых ведёт к общественным санкциям. Значительная часть этих правили регламентаций относится к женщинам, их положению в семье, поведению вобщественных местах, правам и обязанностям по отношению к детям имужчинам.  Именно эта социальнаямикросреда является в современном Узбекистане одним из основных институтоввоспроизводства массовых представлений об этике, воспитание молодёжи.

 По имеющимся данным, в Узбекистане существует9750 махалли[3].И численность проживающих в каждой махалле жителей составляет от 2,5 тыс. до 10тыс. человек. По материалам Государственного статистического центра Узбекистанав настоящее время число проживающих жителей в Узбекистане составляет 31 млн.населения. Из них 55% населения составляет женщины. Свыше 62% населениясоставляет молодежь в возрасте от 16 до 29 лет[4].После приобретения Узбекистаном независимости, даже из современных городскихкварталов, в которых не очень действовали традиционные порядки и обычаи, сталиобразовываться махаллинские комитеты. Таким образом, основная часть нынешнегонаселения Узбекистана живёт в системе махалли.

ЭрикСиверс в своёй знаменитой статье - «Узбекская махалля» называет махаллюнациональным государством[5]. Вэтом есть большая доля правды. Каждая махалля – социальный организм, в которомкомплексно сосуществует разные типы социализации.   В современном понимании в Узбекистане  под махаллей, как правило, понимаетсятрадиционный социальный институт общинного типа или квартальная формаорганизации общественной жизни. То есть это квартал или микрорайон, жителикоторого осуществляют местное самоуправление путём выбора комитета махалли и его председателя,решающих вопросы организации быта и досуга жителей своей махалли, а такженесущих ответственность перед вышестоящими органами городского управления заобеспечение правопорядка в своей махалле.

Являясьсоседской общиной,  махалля представляетиз себя и территориальное, и социальное понятие. Размер ее может быть самыйразный, есть махалля, которая охватывает 2000-3000 жителей, есть махалля,количество жителей которая достигает 10000 жителей. Если взять средние размерысемьи, то в махалле в 500 семьях живет от 2000 до 3000 тысяч человек.Происхождение махалли теряется в глубине веков. Во многих источниках вышедших вУзбекистане, историю махалли  связывают сзараостризмом. Это связано с тем, что этические правила каждой семьи и махаллиуходят в глубь  доисламских времён.Почтение воды, бережное отношение к зерновым культурам, уважение к природе, привязанность к родной земли, чистотапомыслов – неотъемлемая черта менталитета каждого узбека, и эти специфическиечерты менталитета  тесно связаны сморальными ценностями зароастрийского периода. Махалля является традиционнойсредой, в котором социальные взаимоотношения устанавливается на основементальной идентификации. И через эту систему формируется процесс национальнойидентичности. Ни один житель этого пространства не может представить себя безеё внимания и контроля. В то же время форма мышления и восприятия индивида, живущего в традиционной махалле,тоже имеют определённые стереотипы, которые формируются  через призму махалли.

 Это можно объяснить определеннымиустановившимися нормами, пришедших из древних времён. В махалле  каждый знает друг о друге достаточно подробные и достоверные сведения. Именно вмахалле возник и существовал в течение многих веков самобытный институт общениялюдей, прежде всего соблюдение добрососедских отношений, уважение старших повозрасту, забота о пожилых людях, детях, больных. Также, вся махалля помогаетсвоим жителям в организации свадеб, похорон и других событий, при строительствеили ремонте дома. Вся жизнь в махалле держится на определенных неписаныхзаконах.

По всем вышеуказанным пояснениям в системе национальных ценностей узбекского народа махаллязанимает особое место. Узбеки говорят: «Махалля - и мать, и отец». Махалля неможет быть безучастной в судьбах своих жителей. Решению махалли подчинялись всебезоговорочно. В махалле нет не чинов и рангов. В махалле все  равны. Поэтому сильные мира сего всегда сопаской смотрели в сторону махалли. В махалле решение принимается на основеединственного принципа – справедливости. Поэтому и общественный статусмахалли  высок.

Сегоднясистема махалли во многих случаях является национальным, историческисложившимся общественным институтом, сохраняющим систему ценностей узбекской семьиот различных моральных, этических и общественных кризисов. Воспитательная рольи значение махалли в данном смысле является очень необходимой и эффективной.

С этой точкизрения,  махалля  является социальным институтом в котором формировались принципы национальнойпедагогики.  И в этой системе всегдагосподствовал живой опыт воспитания, который включал в себя процесс социальноговзаимодействия и общественного воздействия, в ходе которого воспитывается,развивается личность, усваивающая социальные нормы, ценности, опыт; собирает исистематизирует народные знания о воспитании и обучении детей.  Существует много народных узбекских пословиц,отражаюшие сильное влияние махалли на воспитание детей, живущие в этой среде:«Семь соседей являются родителями одного ребёнка». Это означает того,что в махалле нету чужого ребёнка и после родителей, и каждыйсосед обязан быть бдительным к поведению живущего рядом подростка или ребёнка,чтобы сохранить честь и достоинство имя этой махалли. Любой аксакал* («белая борода») может сделатьзамечание неправильно ведущему себя молодому человеку, а также указать на этоего родителям. И родители должны быть ему за это благодарны. Кроме того, есть вмахалле и специальная должность воспитателя: этот человек помогает в воспитании«трудных подростков», он же организует спортивные состязания, конкурсы ипрочее, чтобы занять их с полезными увлечениями. Семейные скандалы, еслиони вырываются за пределы дома, что случается крайне редко, также могутобсуждаться в махаллинском комитете. Семья является святым союзом втрадиционной среде, и распад семьи оценивается как серьёзная травма и пропавшеебудущее для детей этих семей. В связи с этим в каждой махалле организованапримирительная комиссия, изучающая процессы, приводившие к разводу. Если и тамконфликт не был разрешен, только тогда наступает очередь суда. Комитет несет насебе и некоторые судейские функции в улаживании мелких бытовых конфликтов.

Такимобразом, получается, что махалля выступает в роли поддержки и как единыйорганизм. В таких ситуациях проявляется воспитательная роль махалли вформировании человеческого характера, любовь к окружающим людям, сострадание к беспомощным, благородность,сохранение чести и достоинства, умение ценить и благодарить людей. Во многих интервьюреспонденты, во время повествования, употребляют народные поговорки «одномуребёнку вся махалля является мать и отцом », «сосед спокоен, ты спокоен»,«больше пользы от соседа живущего рядом, чем от родственника живущего вдалеке», «будь птицей, будь собакой, главное, будь общиной (будь много)» (Кушбўл, ит бўл, кўп бўл). 

Человек,родившийся или воспитанный в узбекской среде, не считается ребёнком однойсемьи, он считается ребёнком всей махалли по той простой причине, что ввоспитании этого человека и махалля сыграла большую роль. Поэтому свадьбы вузбекских семьях проводится с участием большинства членов махалли. Такаяспецифика национальных узбекских свадеб отмечаются в заметках зарубежныхэкспертов: «Не пригласить всю свою махаллю на свадьбу — это страшный позор, незнаю, бывает ли такое вообще. Более того, если человек переехал в другуюмахаллю, он должен пригласить и предыдущую, и нынешнюю. Для большинства из нас,живущих в Москве, где на свадьбу могут прийти два человека, считая брачующихся,все это может показаться утопией, но в Узбекистане — это повседневная, обычнаяжизнь, где традиции неукоснительно соблюдаются. Там говорят: «Человек рождаетсяи живет в махалле. И махалля провожает его в последней путь»[6].      

Если один изфакторов сильного влияния традиционной системы на идентификацию, является коллективизм, ещё один немало важный  фактор - это синкретизация ислама  в этом обществе. Ислам в Узбекистане имеетособое значение по сравнению с другими регионами Центральной Азии. В своемразвитии здесь, он стал неотъемлемой частью национальных ценностей. Из-за тогочто, ислам, как и другие религии мира имеет дело  с формированием веры, традиции, синтезируя всебя и национальные и религиозно - духовные ценности, имеет возможность влиятьна уровне веры.   

Ещё однойпричиной тесных отношений между государством и махаллинскими комитетамиявляется и тот факт, что власть пытается через махаллю контролироватьрелигиозные настроения в обществе и предотвращать возникновение экстремистскихоппозиционных групп. В годы независимости в Узбекистане были переоцененывопросы роли религиозного верования, религиозной истории и религии в развитииобщества и в мировоззрении человека. В данном процессе вопросы толерантностиснискали себе особый смысл и положение. В осознании толерантности, религиознойтерпимости и культурного разнообразия, привитие в мышление сегодняшнегопоколения идей толерантности приобрели огромное значение. Поэтому были включеныв учебные программы различных этапов образовательной системы новые направления,разработаны новые учебники и учебные часы по истории религий, религиоведению,культурологии, основам исламской религии, отношениям секулярного государства ирелигии, религии и гражданского общества.

В данномаспекте воспитательная роль семьи и махалли взаимодополняют друг-друга, исоздают непрерывность и целостность системы воспитания. Махалля выступаетинститутом общественного заказа на толерантности. Толерантность семейноговоспитания поощряется, одобряется, высоко оценивается со стороны махалли,поэтому она становится необходимым условием характеристики личности. В условияхроста религиозного экстремизма, отхода от широкого взгляда на многонациональноеобустройство общества, его разноликость, вопросы воспитания подрастающегопоколения в  условиях толерантностиприобретает всё большую актуальность.

            В постсоветское время махалля, как ираньше, обогащаясь современными идеологическими императивами, помогает людямжить в мире и согласии, играя немаловажную роль в организации культуры и бытаее жителей. На сегодняшний день органы самоуправления содействуют гражданам вреализации их конституционных прав на участие в общественном и государственномуправлении, способствуют решению социальных и экономических задач на своейтерритории, проводят культурно-оздоровительные мероприятия, участвуют вреализации государственных программ и выполняют множество других функций. Важнароль махалли и в воспитании таких качеств, как добрососедство, взаимноеуважение, гуманизм. Возможно, поэтому махалля привлекла особое вниманиезарубежных специалистов как демократический институт самоуправления:«европейские города могли бы  узнатьчто-то ценное из Узбекистана и других развивающихся  переходных государств на примере махалли в товремя, когда на Западе в настоящее время теряется много возможностей, которыемогли бы обогащать стратегию по внутренним реформам[7].

Поэтапнаяпередача ряда полномочий и функций органов государственной власти и управлениямахаллям укрепляет в широких слоях населения доверие к данному институту.Махалля, сохраняя в себе народную мудрость, отраженную в  древних учениях, сказках, притчах, песнях,загадках, пословицах и поговорках, в семейном и общинном укладе, быте,традициях, а также философско-этические, собственно педагогические мысли и воззрения,т.е. весь педагогический потенциал, оказывающий влияние на процессисторико-культурного формирования личности продолжает быть носителемпедагогической культуры народа.

 

 



*Махалля (узбекский квартал)– хранительница узбекских традиций. Это целаясистема отношений между жителями одного квартала, которая существовала вУзбекистане на протяжении многих веков и значительно повлияла на развитиеузбекских традиций, быта. В некотором роде, это форма общины, объединенной нанебольшой территории.

[1] См.: Sievers E. Uzbekistan’s Mahalla: From Soviet toAbsolutist Residential Community Associations // The Journal of Internationaland Comparative Law an Chicago-Kent. Vol.2, 2002; Massicard E., Trevisani T. TheUzbek Mahalla // Everett-Heath T. (Ed.). Central Asia: Aspects ofTransition. London; New York: Routledge; Curzon, 2003. P. 205–218; Victoria Koroteyeva & EkaterinaMakarova, The Assertion of Uzbek National Identity: Nativisation orState-Building Process?, Paper presented at the Fifth European Seminar onCentral Asian Studies, Copenhagen University (Aug. 24, 1995), available athttp://iias.leidenuniv.nl/iiasn/iiasn6/central/uzbek.html (last visited Apr.18, 2002). Абашин С.Н. Советская власть и узбекская махалля //Неприкосновенный запас. №78,4/2011. http://www.nlobooks.ru/node/1132/Ғуломов.М.  Маҳалла – фуқаролик жамиятининг асоси.“Адолат” нашриёти. 2003,196 бет.

[2]Вамбери А. Путешествие по Средней Азии. Санктпетербургъ: 1865; Логофет Д.Бухарское ханство под ресским протекторатом. В 2х т. – Санкт – Петербург: Б.И.,1911; Страна бесправия – Спб. Б.И., 1909: Бартольд В.В. История культурнойжизни Туркестана. – Л: Изд-во АН СССР, 1927. - Leonid Pavlovic Hfnjgjvs Materialen zur Kulturgeschicfhte der Uzbeken aus der Jahren1928-1930 // Mit begleitenden Worten des Sammlers herausgegeben und eingeleitet von Jakob Taube.Turkologika 25, HarrassowitzVerlag. 2001. –380 s.; Галузо П.Г.Туркестан-колония. – Ташкент: Коммунист ун-та, 1935: Лурия А.Р. Об историческомразвитии познавательных процессов. М.: Наука, 1974.: Древние авторы о СреднейАзии. – Ташкент: Спб, 1939.

 

[3]Ғуломов.М.  Маҳалла – фуқаролик жамиятининг асоси.“Адолат” нашриёти. 2003, 9- бет.

[4] Постатистическим данным Государственного Статистического центра Узбекистана2011г.

[5] Eric W. Sievers. Uzbekistan's Mahalla: From Soviet to Absolutist  Residential Community Associations //The Journal of International and ComparativeLaw at Chicago-Kent: Volume 2, 2002.  p.118.

* аксакал – пожилой человек,мужчина, пользующий уважением жителей махалли.

[6] http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/491/ ФатющенкоА. Уйти нельзя. Обидите// Журнал "Вокруг Света", №5,2003.

 

[7] Eric W. Sievers. Uzbekistan'sMahalla: From Soviet to Absolutist Residential Community Associations //The Journal of International and Comparative Law at Chicago-Kent: Volume2, 2002.  p.93.


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение