Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Астана-2016: Владимир Путин разделил оптимизм Нурсултана Назарбаева

04.10.2016

Автор:

Теги:

 


XIII форум межрегиональногосотрудничества, прошедший в Астане 3-4 октября, был проведен с поистинестоличным размахом. 900 участников, 400 из которых прибыли из России, насыщеннаядвухдневная программа конференций и панельных дискуссий, четыре десяткаподписанных соглашений и меморандум о реализации совместных проектов стоимостью27 млрд долларов. Хотя основной темой форума было обозначено развитиетранспортно-логистического потенциала, первой на обсуждение была вынесенапроблема восстановления объемов взаимной торговли между Россией и Казахстаном.


Еес ходу обозначил российский президент Владимир Путин во время встречи в Акорде,призвав лидера Казахстана Нурсултана Назарбаева предпринять совместные усилиядля того, чтобы «нивелировать негативные факторы в двустороннем торговомсотрудничестве».


Ксожалению, у российского и казахстанского президентов есть все основания длябеспокойства. В докризисный период объем товарооборота между нашими странамисоставляла 20 млрд долларов США, а в 2015 году снизилась до 15,5 млрд. Помимо фиксациисобственно экономических потерь, эти показатели наносят урон имиджуинтеграционного объединения, ядром которого являются Россия и Казахстан –Евразийского экономического союза, который создавался в том числе и для увеличениявзаимной торговли.


ПрезидентКазахстана, выступая на казахстанско-российском бизнес-форуме, представилсобственное видение причин падения товарооборота. Большинство из них, по егомнению, имеют внешний характер, - это санкции, а также снижение стоимостибиржевых товаров, которыми активно торгуют наши страны.


«Вэтих условиях нам надо придать новый импульс повышению товарооборота, - призвалбизнес-сообщества двух стран Нурсултан Назарбаев. - Все предпосылки у нас есть,по стоимости снизились, а по физическому объему те товары, которыми мыторговали, они продолжаются и умножаются».


Толчокк росту взаимной торговли, по мнению казахстанского президента, может придатьсоздание совместных российско-казахстанских предприятий. Сегодня их уженасчитывается около 6 тысячи. Российским предпринимателям, которые будутвкладывать в экономику, Казахстана Нурсултан Назарбаев пообещал создать«домашние условия».


«Мыосознаем, насколько экономика России больше по объему и по технологическомуопыту, чем Казахстана, - не удержался от комплимента казахстанский президент. -Мы выбираемся из определенного нам положения в бывшем Союзе - сырьевойэкономики, тем ценнее и незабываемее будет сейчас поддержка и помощьроссийского бизнеса в нашей работе по индустриализации Казахстана иинфраструктурным проектам. Уверен, что это укрепит и далее наши близкиесоюзнические отношения и доверенные отношения, которые всегда были и будут. Сосвоей стороны Казахстан всегда будет надежным партнером».


Очевидно,что российский бизнес охотно откликается на приглашение казахстанскогопрезидента и активно инвестирует в Казахстан. В кулуарах форума мы побеседовалис генеральным директором ТОО «Эфко Алматы» Нуржаном Кожамуратовым. Этопредприятие – не просто торговое представительство российской аграрно-промышленнойкорпорации «Эфко». Россияне инвестировали 10 млрд тенге в модернизациюмасло-жирового комплекса в Алматы, внедрили на заводе современные технологии. Работуна реконструированном производстве получили 750 человек.


Пословам Кожамуратова, сегодня предприятие способно обеспечить на 100%потребность казахстанского рынка в жирах и маргаринах и нацеливается наэкспорт. «Мы наладили поставки жиров и маргарина в страны Центральной Азии.Помимо этого мы начали отгрузки растительного масла в Китай – это огромныйрынок с большим потенциалом. Помимо этого мы собираемся поставлять шрот – кормадля птицефабрик – в страну Центральной Азии и Исламскую Республику Иран», -поделился планами предприниматель.


Вцелом сегодня в России ведется масштабная работа по содействию экспорту. Объемподдержки российского экспорта в текущем году ориентировочно составит 8 млрддолларов, а число охваченных субсидиями компании – 200, заявил Владимир Путинна бизнес-форуме. Помимо этого, создан Российский экспортный центр, оказывающийпомощь в продвижении конкурентной продукции на внешние рынки.


Российскийлидер выразил уверенность, что, несмотря на непростые условия, правительство иделовое сообщество РФ предпримет усилия для возвращения взаимной торговли сКазахстаном на траекторию устойчивого развития.


Очевидно,что рост взаимной торговли невозможен без развития транспортно-логистическойпотенциала – это тема, собственно говоря, и была заявлена центральной на XIII форумемежрегионального сотрудничества.


ИНазарбаев, и Путин в ходе мероприятия не раз подчеркивали, что обе страны заинтересованыв развитии своего транспортного потенциала.


«Взаимныйинтерес наших государств лежит в плоскости создания мощнойтранспортно-логистической инфраструктуры между Европой и Азией», - заявилказахстанский президент.


НурсултанНазарбаев констатировал успехи, достигнутые Казахстаном в формировании транспортныхкоридоров по направлению Восток – Запад, Север – Юг.


Какотметил казахстанский лидер, новые маршруты, проходящие через Казахстан изКитая в Россию и Европу, а также через Каспийское море на Кавказ и Турцию,сокращают время доставки грузов в среднем в два раза по сравнению страдиционные морскими путями.


ТакжеНазарбаев упомянул новый железнодорожный маршрут, соединяющий Россию иПерсидский залив, проходящий по территории Казахстана и Туркменистана наПерсидский залив. «Это сквозная железная дорога на Ближний Восток без перевалас одного вида транспорта на другой. Время перевозки грузов из Сибири и с Уралав страны Ближнего Востока сокращается на четверо суток. Таких возможностейраньше не было», - подчеркнул казахстанский лидер.


ВладимирПутин в целом разделил оптимизм Нурсултана Назарбаева, отметив, что Россия иКазахстан находятся на перекрестке основных торговых путей между Европой иАзией, располагая при этом разветвленной сетью железных и автомобильных дорог.Это позволяет им обеспечить высокий уровень безопасности перевозок, считаетроссийский президент. Однако, по его мнению, пока этот колоссальный транзитныйпотенциал используется не в полной мере.


Чтобымаксимально эффективно реализовать этот потенциал России и Казахстану следуетсообща строить транспортную инфраструктуру, унифицировать правила перевозки иоказания логистических услуг, уверен Путин. Постановка столь масштабных задач, безусловно,требует привлечения серьезных ресурсов, однако, по мнению президента России,эти вложения окупятся.


«Строительствокрупных транспортных коридоров обеспечит условия для ускоренного экономическогороста, откроет новые возможности и для развития регионов, позволит повысить ихинвестиционную привлекательность, активизировать межрегиональную кооперацию,создавать дополнительные рабочие места», - подчеркнул президент РФ.


ВладимирПутин отметил, что Россия и Казахстан успешно подключились к ряду международныхтранспортных проектов и коридоров. Ключевым из них является строительство транспортногокоридора Западная Европа - Западный Китай. Причем, как было заявлено на форуме,казахстанская сторона практически завершила строительство своего участкаавтомагистрали (остался небольшой отрезок трассы, соединяющий Алматы - Достык).Теперь дело – за российскими участниками проекта.


Обсудилиглавы государств и вопросы технического характера. К примеру, Назарбаев привелцифры, согласно которым на долю Казахстана и России приходится менее 0,1%контейнеров (или 100 тыс. из 22 млн), перемещаемых всеми видами транспортамежду Азией и Европой.


Конечно,это недопустимо низкие показатели. Нурсултан Назарбаев призвал своегороссийского коллегу не мириться с подобным положением вещей, а использовать вполной мере преимущества географического расположения России и Казахстана. «Хочуособо отметить, что в этой сфере мы являемся стратегическими партнерами, а неконкурентами… Особенностями наших стран является их территориальная обширностьи географическое расположение между Европой и Азией. Эти особенности надопревратить в конкурентное преимущество», - подчеркнул Назарбаев.


Помимоэтого, обеим странам необходимо проработать вопрос о дозагрузке железнодорожныхконтейнеров, следующих из Европы в Китай транзитом через территорию Казахстанаи России. Объем контейнерных перевозок по этому маршруту вырос в последние годыболее чем в два раза. Китайские партнеры жалуются, что назад вагоны возвращаютсяпустыми. Нурсултан Назарбаев предложил продумать, какими товарами казахстанскиеи российские предприниматели могут загрузить вагоны, следующие обратно изЕвропы в Китай.


Частьэтих рабочих вопросов призвана решить созданная в 2014 году Объединеннаятранспортно-логистическая компания , акционерами которой на равных паях (по33%) являются ОАО «Российские железные дороги», Национальная компания «Казахстантемир жолы» и Белорусской железной дороги.


Продолжение следует

Жанар Тулиндинова


 


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение