Ряд проблем,  препятствующих деятельности и развитию бизнеса, станут предметом особого внимания на правительственном уровне

Фискальное давление, перекос в правилах проведения госзакупок, задевающий интересы добросовестных поставщиков, дороговизна и недоступность кредитов, необходимость пересмотра некоторых госпрограмм для поддержки МСБ - эти и другие  проблемные вопросы стали одними из главных на состоявшемся сегодня заседании Правительства Казахстана.  Острых тем в своем выступлении Председатель Правления НПП «Атамекен» Аблай Мырзахметов затронул немало. Так, по поручению Правительства в каждой области Казахстана созданы рабочие комиссии по поддержке отечественных товаропроизводителей в сфере государственных закупок и закупок, проводимых группой компаний АО «ФНБ «Самрук-Казына». По информации «Атамекен», более эффективно стали работать комиссии в Акмолинской, Атырауской, Жамбылской, Алматинской областях. В акиматах Алматы и Восточного Казахстана демонстрируют пока самую высокую активность, где суммы договоров, заключенных с отечественными товаропроизводителями, достигли, соответственно, 41 млрд и 30 млрд тенге. Причем в ВКО рабочая комиссия ведет еще и посттендерный контроль по основным строящимся объектам с привлечением ГАСК. Вместе с тем Аблай Мырзахметов указал на слабую работу западно-казахстанского региона, «поскольку по итогам отсутствуют результаты заключенных договоров в рамках рабочих комиссий».

Критическая масса накопилась в сфере госзакупок. «Системная проблема в проводимых закупках -  это проблема приобретения генеральными подрядчиками комплектующих, оборудования по своему усмотрению, отдавая предпочтение импортному производителю. Такая ситуация  наблюдается во всех сферах закупок», - подчеркнул Аблай Мырзахметов.

К примеру, в г.Таразе по объекту «Реконструкция тепломагистрали М-5, по ул. Рахимова-Жубанышева заложено оборудование отечественного производителя на сумму более 450 млн тенге. По указанному проекту не только ряд производителей - ТОО «Бемер Арматура», Усть-Каменогорский арматурный завод, Усть-Каменогорский завод промышленной арматуры не могут найти взаимопонимание с генподрядчиком по использованию оборудования. Приоритет в этом проекте получило ТОО «Nimkaz Trade», уже осуществившее поставку, хотя, «согласно сведениям НПП «Атамекен», в реестре отечественных производителей эта компания не значится». Группа отечественных предприятий-производителей могла поставить продукцию по ценам ниже себестоимости и в Алматы, где ведется реконструкция городской ТЭЦ-2. Однако генподрядчик стратегически важного проекта почему-то игнорирует явную возможность поддержать местных производителей, «отдавая предпочтение оборудованию, не предусмотренного при модернизации ТЭЦ-2». «В связи с этим предлагаем усилить контроль над обеспечением генподрядчиками доли местного содержания», - сказал Аблай Мырзахметов.

Перемены нужны и при проведении закупок фармацевтической продукции. Говоря об этом, глава Правления НПП отметил, что «остается нерешенным вопрос пересмотра механизма предоплаты». «До сих пор оплата поставщикам за поставленную продукцию производится по истечении 90 банковских дней без предоплаты, что составляет более 4 месяцев», - констатировал он.

Участников тендеров беспокоит и норма, дающая право ТОО «СК-Фармация» в любой момент возвращать поставщикам закупленной продукции более чем 25% от объема закупа в связи с низкой эффективностью планирования потребности в лекарствах.

«При этом в проекте новых правил закупок лекарств Министерства здравоохранения и соцразвития Казахстана сохраняется возможность изменения объемов и цены продукции в заключенных договорах на любом этапе выполнения поставок предпринимателями. Данная практика не применяется ни в одной отрасли и системе государственных закупок», - добавил Аблай Мырзахметов.

Кроме этого, отсутствие авансовых платежей приводит к финансовым потерям предпринимателей, снижая их рентабельность и конкурентоспособность. Поэтому в «Атамекен» считают возможным поручить министерству совместно НПП и с другими заинтересованными государственными органами «проработать решение данных проблем». Примеров не только успешной, но и эффективной пользы от тандема Правительства с НПП «Атамекен» в деле защиты интересов отечественного бизнеса есть немало. «Благодаря Вашей поддержке, Бакытжан Абдирович (Сагинтаев – Премьер-Министр РК – Авт.), НПП совместно с Министерством по инвестициям и развитию РК и отраслевыми ассоциациями удалось защитить права предпринимателей фармацевтической отрасли и сохранить свыше 2000 рабочих мест и 7 млрд тенге в результате мирного урегулирования судебных разбирательств между ТОО «СК-Фармация» и поставщиками лекарственных средств и изделий медицинского назначения», - сказал Аблай Мырзахметов.      

Открытым остается вопрос закрепления индустриального сертификата в действующем законодательстве. Аблай Мырзахметов подчеркнул, что в «госорганах концептуально поддержали идею индустриального сертификата», но, тем не менее, вопрос реализации в госзакупках «остается нерешенным по разным причинам, в том числе и по бюрократическим». Кроме этого, в министерствах разошлись во мнении по правилам перехода на индустриальный сертификат. «Министерство национальной экономики полагает, что, поскольку Казахстан является новым участником ВТО, то республика находится под пристальным вниманием остальных участников ВТО, и введение индустриального сертификата для субъектов предпринимательства является нежелательным. Министерство по инвестициям и развитию РК придерживается позиции, что индустриальный сертификат необходимо внедрять исключительно в квазигосударственном секторе, без реализации его в госзакупках», - конкретизировал Председатель Правления НПП, обратившись к Правительству за «содействием в решении этого вопроса на законодательном уровне».

Большие нарекания у бизнеса вызывает работа фискальных органов.  В 1 полугодии 2016 года, в сравнении с 1 полугодием 2015 года, количество внеплановых налоговых проверок увеличилось, рост составил 16%.

«К сожалению, наш анализ показал, что из всей массы экономических преступлений только 20% дел доходит до суда, а в 80% случаев, получается, предприниматель подвергся вот этой всей репрессивной машине – блокировка счетов, соответствующая оперативная разработка, выемка и так далее», - сказал Аблай Мырзахметов.

Поэтому в НПП «Атамекен» в очередной раз предложили Правительству «повысить ответственность государственных служащих за неправомерное вмешательство в предпринимательскую деятельность», что послужило бы «сдерживающим фактором». В качестве примера Аблай Мырзахметов привел результаты проверки в компании «Восток-молоко» в ВКО. «Здесь больше 13 млн тенге насчитали налоговых претензий, в ходе разбирательств претензии составили всего 2 млн тенге. Можно себе представить, что испытали руководители крупнейшего предприятия», - констатировал Председатель Правления НПП «Атамекен».

Недостаточно доступным остается кредитное финансирование для МСБ. В связи с этим в НПП «Атамекен» предложили ввести плавающую ставку по субсидированию для участников «Дорожной карты бизнеса-2020». «Сегодня мы поставили ставку 19%, она не гибкая, также просим рассмотреть вопрос оживления фондового рынка, субсидирование  купонного вознаграждения, здесь понимание у госорганов есть. Сейчас просим в Мажилисе эту работу поддержать», - отметил Аблай Мырзахметов.

Помимо этого, в «Атамекене» предложили пересмотреть параметры для оценки эффективности проектов, реализуемых на основе «ДКБ-2020». «В сложных экономических условиях предприниматель должен обеспечивать рост налогов, рост  занятости, рост производства. Мы считаем, что в нынешних условиях это не так просто, и одного из этих показателей было бы достаточно, чтобы оценивать эффективным проект», - предложил Аблай Мырзахметов. Помимо этого, в НПП «Атамекен» предложили также вернуться к программе поддержки и оздоровления бизнеса. Говоря об этом, Аблай Мырзахметов подчеркнул, что считает данное направление актуальным, поскольку от состояния крупного бизнеса зависит успешное функционирование компаний МСБ, которые зачастую занимаются обслуживанием, либо подрядными работами для крупных предприятий».        

В свою очередь в Правительстве Казахстана согласны с прозвучавшей проблематикой. «На самом деле Аблай Исабекович большой пласт вопросов поднял. По всем ним необходимо будет рассмотреть», - сказал Премьер-Министр Бакытжан Сагинтаев. 

В связи с этим глава Правительства поручил провести ревизию госпрограмм, нацеленных на поддержку бизнеса. «Если переформатировать и перестраивать, то и внутри мы можем много денег найти и дополнительно направить на кредитование отечественного бизнеса», - отметил Бакытжан Сагинтаев.

Первому заместителю Премьер-Министра Аскару Мамину поручено «провести дополнительные мероприятия». Бакытжан Сагинтаев также добавил, что «через две недели мы вернемся по исполнению каждого пункта и по ним составим план мероприятий, и проконтролируем».

Кроме этого, Премьер-Министр Казахстана отметил, что статистика, приводимая руководством «Атамекена», более достоверна в сравнении с информацией от госорганов. 

«Здесь по индустриальным зонам Куандык Валиханович (Бишимбаев – министр национальной экономики – Авт.), Аблай Исабекович тут говорил, цифры у вас не совпадают. Конечно, здесь я больше верю «Атамекену», потому что бизнесу не нужно приукрашивать, говорят, как есть. А мы больше верим тем цифрам, которые нам дают наши коллеги из регионов и в министерствах», - отметил Бакытжан Сагинтаев. 

Закрывая обсуждение, Премьер-Министр подчеркнул: важно не только поддерживать развитие бизнеса, но и просчитывать отдачу в виде налогов, создаваемых рабочих мест, объемах продукции. «Тем более, когда цены на наши сырьевые товары упали», - резюмировал Бакытжан Сагинтаев.  

 

Жанар Сердалина

 http://palata.kz/ru/news/24132