Расширены полномочия парламента Узбекистана

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
В Конституционном Законе "О Законодательной палате Олий Мажлиса Республики Узбекистан"[1] расширены полномочия комитетов Законодательной палаты.
Расширены полномочия парламента Узбекистана
В Конституционном Законе "О Законодательной палате Олий Мажлиса Республики Узбекистан"[1] расширены полномочия комитетов Законодательной палаты. Теперь они: - по предложению фракций и депутатских групп изучают на местах вопросы целевого расходования и эффективного использования бюджетных средств; - периодически с выездом на места изучают состояние исполнения органами государственной власти и управления законов, постановлений Законодательной палаты, правоприменительную практику; - осуществляют мониторинг за своевременным принятием подзаконных актов во исполнение вновь принятых законов. Документ также предусматривает, что комитеты Законодательной палаты могут осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательными актами. Комитеты Сената также получили дополнительные функции. В Конституционном Законе "О Сенате Олий Мажлиса Республики Узбекистан"[2] отражено, что они: - ставят вопросы о заслушивании на заседании Сената информации членов правительства по вопросам их деятельности; - периодически с выездом на места изучают состояние исполнения органами государственной власти и управления законов, постановлений Сената, правоприменительную практику; - осуществляют мониторинг за своевременным принятием подзаконных актов во исполнение вновь принятых законов. Документ также теперь предусматривает, что комитеты Сената могут осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательными актами. Внесены дополнения в Закон "О Регламенте Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан"[3]. Рассмотрение проекта бюджета Предусматривается, что проект Государственного бюджета передается Спикером Законодательной палаты не только Комитету по бюджету и экономическим реформам, фракциям (депутатским группам), а также комитетам Законодательной палаты для его предварительного рассмотрения и выработки мнений и предложений. В ходе предварительного обсуждения проекта Государственного бюджета фракции (депутатские группы) и комитеты Законодательной палаты могут истребовать от соответствующих органов дополнительную информацию, связанную с параметрами проекта Государственного бюджета. Законодательная палата рассматривает проект Государственного бюджета, как правило, в трех чтениях. В ходе предварительного обсуждения вопроса о ходе исполнения Государственного бюджета фракции (депутатские группы) и комитеты Законодательной палаты могут истребовать дополнительную информацию от соответствующих органов относительно исполнения доходной части Государственного бюджета, о состоянии освоения выделенных средств, а также сведения об их целевом расходовании и эффективном использовании. При этом фракции (депутатские группы) могут инициировать изучение соответствующими комитетами Законодательной палаты на местах вопросов целевого расходования и эффективного использования бюджетных средств. Рассмотрение отчета Премьер-министра Фракции (депутатские группы), комитеты Законодательной палаты предварительно рассматривают отчет Премьер-министра Республики Узбекистан и вырабатывают мнения и предложения, которые подлежат обязательному и всестороннему обсуждению на заседании Законодательной палаты. По итогам заслушивания отчета Премьер-министра Республики Узбекистан Законодательная палата принимает постановление, в котором могут содержаться предложения, направленные на повышение эффективности деятельности правительства по отдельным актуальным вопросам социально-экономического развития страны. Принятое по итогам заслушивания отчета Премьер-министра Республики Узбекистан постановление Законодательной палаты направляется в Кабинет Министров Республики Узбекистан. Проведение парламентских расследований В целях изучения конкретных фактов или событий, посягающих на наиболее важные интересы общества и государства, способных оказать негативное воздействие на основы безопасности, устойчивое развитие страны, совместным решением палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан могут проводиться парламентские расследования. Для проведения парламентского расследования Законодательная палата и Сенат образуют комиссию из числа депутатов Законодательной палаты и членов Сената. При проведении парламентского расследования комиссия вправе: привлекать к ее работе представителей органов государственной власти и управления, специалистов, экспертов и ученых; запрашивать необходимые сведения у органов государственной власти и управления, других организаций, а также граждан; приглашать должностных лиц органов государственной власти и управления, других организаций, а также граждан для дачи разъяснений. Комиссия может иметь и иные права в соответствии с решением палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан. Комиссия в определенный палатами Олий Мажлиса Республики Узбекистан срок информирует их о выполненной работе. Дополнения внесены также в Закон "О Регламенте Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан"[4] Рассмотрение отчета Премьер-министра и членов Правительства Комитеты Сената предварительно рассматривают отчет Премьер-министра и вырабатывают мнения и предложения, которые подлежат обязательному и всестороннему обсуждению на заседании Сената. По итогам заслушивания отчета Премьер-министра Сенат принимает постановление, в котором могут содержаться предложения, направленные на повышение эффективности деятельности правительства по отдельным актуальным вопросам социально-экономического развития страны. Принятое по итогам заслушивания отчета постановление направляется в Кабинет Министров. Сенат при необходимости может на своем заседании заслушать информацию членов правительства по вопросам их деятельности. Вопрос о заслушивании информации членов правительства по вопросам их деятельности рассматривается Сенатом по инициативе комитетов. О заслушивании информации членов правительства Сенат принимает постановление, в котором могут содержаться предложения, направленные на повышение эффективности деятельности членов правительства, а также дана оценка их работы. Рассмотрение отчета председателя Госкомприроды Ежегодный отчет председателя Государственного комитета Республики Узбекистан по охране природы, представленный в Сенат, рассматривается на очередном заседании Сената. Отчет предварительно рассматривается Комитетом Сената по аграрным, водохозяйственным вопросам и экологии. По итогам заслушивания отчета Сенат принимает постановление, которое направляется в Государственный комитет Республики Узбекистан по охране природы. Рассмотрение отчета председателя Центробанка Ежегодный отчет председателя правления Центрального банка Республики Узбекистан, представленный в Сенат, рассматривается на очередном заседании Сената. Отчет председателя правления ЦБ предварительно рассматривается Комитетом Сената по вопросам бюджета и экономических реформ. По итогам заслушивания отчета Сенат принимает постановление, которое направляется в Центральный банк. Рассмотрение отчета Генпрокурора Генеральный прокурор ежегодно представляет в Сенат отчет, который рассматривается на очередном заседании Сената. Отчет Генерального прокурора предварительно рассматривается Комитетом Сената по законодательству и судебно-правовым вопросам совместно с Комиссией Сената по контролю за деятельностью органов прокуратуры. По итогам заслушивания отчета Сенат принимает постановление, которое направляется в Генеральную прокуратуру. В Закон "О Регламенте Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан" также внесены дополнения, касающиеся порядка проведения парламентских расследований. С содержанием нововведений вы можете ознакомиться выше в разделе, касающемся изменений в Законе "О регламенте Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан". Елена Ермохина, эксперт-юрист [1] Конституционный Закон "О Законодательной палате Олий Мажлиса Республики Узбекистан" от 12 декабря 2002 года № 434–II. [2] Конституционный Закон "О Сенате Олий Мажлиса Республики Узбекистан" от 12 декабря 2002 года № 432–II. [3] Закон "О регламенте Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан" от 29 августа 2003 года № 522–II. [4] Закон "О Регламенте Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан" от 29 августа 2003 года № 523–II. 26.09.2016 Источник - norma.uz

Поделиться: