Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Эксперты: Для создания единого медиапространства нам нужны общие проекты

23.09.2016

Автор:

Теги:

Эксперты: Для создания единого медиапространства намнужны общие проекты

С чего должно начинаться конструирование общегоинформационного пространства России и Казахстана? С масштабных общенациональныхинициатив или с конкретных шагов навстречу друг другу на региональном уровне?Какая повестка, какие совместные проекты могут объединить наши страны? Этивопросы обсуждались на видеомосте между Астраханью и Алматы, посвященномкаспийскому измерению перспективы информационного взаимодействия между Россиейи Казахстаном. Организатором мероприятия, состоявшегося в рамках ВторогоКаспийского медиафорума, выступили Центр международных иобщественно-политических исследований «Каспий-Евразия» (г. Астрахань, Россия) иЦентр аналитических исследований «Евразийский мониторинг» (г. Алматы,Казахстан).

Предваряяэкспертную дискуссию, профессор Высшей школыэкономики, советник Международногоинформационного агентства «Россия Сегодня» ОлегДмитриев, находившийся в астраханской студии,отметил, что для формирования единого информационного пространства крайне важноопределить общие темы и «истории», которые интересны как россиянам, так иказахстанцам. С учетом каспийского контекста медиаэксперт предположил, что кчислу таких скрепляющих тем относится все, что связано с сохранениемКаспия и среды обитания в прикаспийских регионах. Помимо этого, Олег Дмитриевпредложил коллегам обсудить партнерские проекты.

Идею одного из них - Каспийскогоэкспертного клуба - озвучил руководитель Центрамеждународных и общественно-политических исследований «Каспий-Евразия» Андрей Сызранов. Как оказалось, инициативауже была поддержана туркменской делегацией Каспийского медиафорума:

- Речь идет о том, чтобы создать некуюсистему взаимодействия между медиаресурсами прикаспийских государств на основе новогоэкспертного клуба для того, чтобы информационное пространство насыщалосьинформацией, основанной на экспертных оценках – выдержанных, точных, изложенныхпростым понятным языком, - пояснил Андрей Сызранов.

Руководитель «Каспий-Евразия» предложилнесколько названий на выбор, в их числе, помимо вышеупомянутого Каспийскогоэкспертного клуба, «Каспийский узел», «Каспийский мост», «Каспийскийперекресток», и выразил надежду, что казахстанская сторона поддержитинициативу. Также А. Сызрановым была высказана идея о создании школы дляжурналистов Прикаспийских стран.

Эксперты в Алматы позитивно отозвались об этихидеях. Известный казахстанский политолог, представитель Ассоциацииприграничного сотрудничества в Казахстане МаратШибутов обратил внимание на то, что большинство новостей, заполняющихединое информационное пространство, по сути, ничего не значат вне своегополитического, экономического и социального контекста.

- Нам, действительно, нужны обучающиесеминары для журналистов, на которых они получали бы представление о разнице вполитическом и экономическом устройстве между нашими странами. В противномслучае, отдельно взятая новость без объяснения, что она значит, не произведетнужного впечатления, - подчеркнул политолог.

По мнению Марата Шибутова, обучать первымделом надо журналистов, то есть тех, кто новости «продает», а затем ужерасширить проект и создавать аналитические программы и фильмы насоответствующую тематику.

Роль журналистского сообщества вформировании основ единого информационного пространства оказалось в центревнимания участников экспертной дискуссии. Заместитель декана факультетакоммуникации, медиа и дизайна Национального исследовательского университета«Высшая школа экономики» ТатьянаТихомирова, в частности, заметила, что журналисты являются «клеем» в совместныхпроектах. В то же время, эксперт подчеркнула, что для развития единогомедиапространства нужно искать проекты не в сфере журналистики, а в другихотраслях.

- Медиа - это всегда производное откакого-то вида деятельности. Для того, чтобы журналисты интересно рассказывалиоб экономике, нужно иметь хороший информационный повод или некий совместный экономическийпроект. На поверхности лежат проекты в туристической сфере. Если речь идет оКаспие, то это мог бы быть, скажем, морской круиз с заходом в порты прибрежныхстран. Легко представить, какой популярностью он мог бы пользоваться, - предположилаТатьяна Тихомирова.

Казахстанский политолог Замир Каражанов поддержал идею совместноготуристического бренда. Он подчеркнул, что избитый стереотип о Каспие как море«большой нефти» работает сегодня против стран региона и им необходимо его преодолеть:

- Сырьевая структура экономикприкаспийских государств сформировала им не совсем позитивный имидж, который способенпривлечь разве что инвесторов из энергетической отрасли. Ни одна туристическаякомпания не будет вкладывать деньги в регион, который связан с добычей нефти.Потому что отдых и плохая экология не совместимы. Однако Каспий - это гораздобольше, чем нефть. Мы должны продемонстрировать другую картинку,диверсифицировать экономику региона, раскрыть туристический потенциал Каспия, -подчеркнул Замир Каражанов.

А вот взгляд на то, где должна располагаться«точка сборки» единого информационного пространства – на региональном илиобщенациональном уровне – у российских и казахстанских экспертов, какоказалось, разнится. Главный редактор телеканала «Астрахань-24», политическийобозреватель Александр Васильев рассказало том, как в редакции телеканала возникла идея выпуска «Новостей прикаспийскихгосударств». Причем она не была спущена сверху, по звонку из центра, а былапродиктована повседневными реалиями журналистской работы.

Началось все с простого обмена новостями сколлегами из Казахстана и Азербайджана, поведал Александр Васильев. Оченьбыстро количество материалов из соседних государств многократно возросло – в 2016году их число достигло 700. В редакции телеканала «Астрахань-24» решили, чтовключения новостей из Казахстана и Азербайджана в местные выпуски явнонедостаточно, и выделили их в отдельный 15-минутный блок, который постояннопополняется новыми рубриками и темами.

- Освоившись с новостями, мы движемсядальше: помимо анонсов деловых и культурных мероприятий, мы также готовыразмещать короткометражные фильмы о природе, культуре, обычаях, туризмесоседних стран, - поделился планами главный редактор астраханского телеканала.

Александр Васильев высказал мнение, чтоначинать строительство больших систем, к которым, безусловно, относится иединое информационное пространство, надо поэтапно, с небольших шагов.

- Не нужно пытаться сделать все одниммахом. Нужно создавать то, что реально создать в текущей обстановке – здесь исейчас. Осознавая свою долгосрочную цель и соизмеряя свои возможности, мыначали работу с очень простых и понятных вещей. На мой взгляд, именно решениечисто практических задач приведет нас к пониманию, что есть такое единое информационноепространство. Для меня это, прежде всего, упорядочение и систематизация работынашей редакции в этом направлении. Мы идем от частного к целому. Решаяконкретные проблемы, мы формируем понимание той среды, в которой мы будем взаимодействоватьс коллегами из соседних государств, - подчеркнул Александр Васильев.

Олег Дмитриев добавил, что для созданияединого информационного пространства крайне важно найти понятные человеческиеистории, которые будут служить «спайками» для зрителей и читателей из России иКазахстана. Однако на сегодняшний день сильных общекаспийских историй пока нет,констатировал профессор Высшей школы экономики. Их не генерируют ни журналисты,ни эксперты.

О. Дмитриев также, как и А. Васильев, считает,что проектирование общего медиапространства должно начинаться на местах:

- Думаю, что сначала должна появитьсятехнология создания востребованных историй в приграничных регионах. Вот когдаэтой технологией овладеют на местах, тогда уже ее можно применять вобщенациональных проектах, - резюмировал Олег Дмитриев.

Однако казахстанские эксперты напомнилисвоим российским коллегам, что большая часть новостной повестки формируетсявсе-таки национальными СМИ:

- Не надо забывать о проблемах, которыевозникают в информационном взаимодействии наших государств. Каспий – это,конечно, хорошо, но для Казахстана прикаспийскими являются только две областииз 16 регионов, для России – три региона из 85. В Азербайджане и Туркменистанеситуация несколько другая, тем не менее – общестрановая повестка всегдадовлеет. В первую очередь, мы должны начать информационное взаимодействие ссотрудничества на верхнем уровне. Не только в формате «Астрахань-24», но и наплатформе «Россия-24», - подчеркнул Марат Шибутов.

Замир Каражанов такжеконстатировал, что региональное СМИ не в силах конкурировать с республиканскимии федеральными – для этого у них нет ни финансовых, ни организационныхресурсов.

По мнению политолога, медийному образуРоссии в Казахстане соответствует перефразированная пословица – за лесом невидать деревьев. Федеральная проблематика северного соседа, с которойказахстанский потребитель информации хорошо знаком благодаря российскомутелевидению, напрочь заслоняет региональную. Правда,Замир Каражанов пришел к несколько иным выводам, нежели Марат Шибутов:

- Нам надо немногорегионализировать нашу общую информационную повестку, уходить в регионы,показывать, чем живет та же Астраханская или Атырауская область, - предложилон.

Руководитель Общественного фонда «МирЕвразии» Эдуард Полетаев такжеотметил, что несмотря на значимость контактов на региональном уровне, они имеютряд ограничений. Например, для жителей северных и восточных регионов Казахстана все происходящее на Каспие кажется далеким ислабо связанным с их интересами.

- Это называется «месть географии». Нашистраны слишком большие и протяженные, чтобы иметь одинаковую информационнуюповестку. Вместе с тем направления приграничного сотрудничества уже сложились,например, по линии Омск - Петропавловск, Актобе - Оренбург, Усть-Каменогорск -Новосибирск. Другое дело, что для центральных СМИ эта информация не доходит.Помимо этого, в Казахстане в регионах ощущается острая нехватка кадров в сфережурналистики. С другой стороны, из-за больших расстояний и проблем с логистикойне все республиканские СМИ доходят вовремя до отдаленных областей, - отметилЭдуард Полетаев.

Медиаэксперт и веб-издатель Жанибек Сулеев предложил несколько инойподход – если не удается объединиться вокруг позитивный повестки, быть может, странамприкаспийского региона удастся сплотиться против общих угроз экстремизма итерроризма, которые остро стоят как в западном регионе Казахстане, так и нароссийском Северном Кавказе.

- Очевидно, что у медиаресурсов двух странесть запрос на обмен оперативной и более или менее системной информацией поэтой проблематике. В то же время я не вижу институциональной основы, чтобыкто-то создал бюро исследований проблем безопасности прикаспийского региона,посредством которого мы напрямую бы обменивались информацией. Думаю, что толькотак – не для высоких целей, а из прагматичных соображений – удастсяконсолидировать наши медийные сообщества, - предположил Жанибек Сулеев.

Подытоживая дискуссию, директор Центрааналитических исследований «Евразийский мониторинг» Алибек Тажибаев отметил, что речь не идет об отсутствии интереса ужителей приграничных регионов Казахстана и России к происходящим у соседейпроцессам, а скорее о нехватке источников доступной, полной и достовернойинформации. Устранить этот пробел можно только общими усилиями.

Пресс-службаЦАИ «Евразийский мониторинг»


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение