Узбекистан – 2016: транзит без алармистских настроений

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Ситуацию в Узбекистане в контексте предстоящих в республике президентских выборов, а также перспективы развития российско-узбекских отношений с учетом начавшегося в стране транзита власти, обсудили российские эксперты на площадке МИА «Россия сегодня» в рамках круглого стола ««Президентские выборы в Узбекистане в прицеле международной информационной войны».
Узбекистан – 2016: транзит без алармистских настроений
Узбекистан – 2016: транзит безалармистских настроенийСитуациюв Узбекистане в контексте предстоящих в республике президентских выборов, атакже перспективы развития российско-узбекских отношений с учетом начавшегося встране транзита власти, обсудили российские эксперты на площадке МИА «Россиясегодня» в рамках круглого стола ««Президентские выборы в Узбекистане в прицелемеждународной информационной войны». Внастоящее время в Узбекистане началась электоральная кампания по выборампрезидента страны, которые состоятся 4 декабря. Напомним,второго сентября после официального заявления о смерти первого президентаУзбекистана Ислама Каримова временно исполняющим обязанности главы государствабыл назначен премьер-министр Шавкат Мирзиеев, который в настоящее время являетсяодним из кандидатов в президенты. Напервом этапе транзита власти в стране удалось сохранить стабильность иустойчивость политической системы. Более того, события в Узбекистане,  имевшие место после ухода бессменного лидера,продемонстрировали высокий уровень поддержки населением нового руководства,преемственность политического и внешнеполитического курса. - Этоочевидные факты. Но, в то же время, налицо процессы искусственного нагнетаниянегативного информационного фона, прежде всего со стороны западных СМИ, вотношении развития общественно-политической ситуации в Узбекистане истартовавшей на днях избирательной кампании, - отметил, открывая дискуссию модератор– директор Информационно-аналитическогоцентра по изучению постсоветского пространства Сергей Рекеда.Обсуждениеначалось с наиболее серьезных вызовов и угроз, актуальных не только дляУзбекистана, но для всего региона Центральной Азии, которые в значительнойстепени зависят от развития ситуации в этой стране. - Угрозабезопасности со стороны международного терроризма для России, Узбекистана идругих постсоветских стран, прежде всего стран Центральной Азии,  схожая и общая. Она связана с рядомнеблагоприятных обстоятельств. Прежде всего, это тяжелая социально-экономическаяситуация, которая сложилась в ряде стран Центральной Азии, - заявил директор Аналитического центра Институтамеждународных исследований МГИМО МИД РФ Андрей Казанцев.По егомнению, очень многие вызовы, которые стоят перед Узбекистаном, в основе своейтакже имеют социально-экономические корни. В их числе -  перенаселенность и высокий уровень безработицысреди молодежи.- Нетолько в Узбекистане, но и в соседних странах, граничащих с ним по кризиснойФерганской долине, наблюдается большое количество безработных молодых людей, иэто очень хороший «вербовочный материал». О масштабах исламистского подполья вУзбекистане судить сложно, однако можно говорить о том, что оно достаточнобольшое – по крайней мере, если из Узбекистана идет отток радикалов в ряды ИГИЛ(запрещенная в России международная террористическая организация) в Афганистанеи Сирии, это означает, что в стране, несмотря на активность узбекскихспецслужб, есть вербовочные структуры и подпольные мечети, - отметил эксперт.Всвязи с этим, считает А.Казанцев, необходимо усиливать все форматысотрудничества в сфере безопасности, которые существуют у России и государствЦентральной Азии с Узбекистаном. Это, прежде всего, формат ШОС, а также определенныедвусторонние форматы. - Ксожалению, Узбекистан приостановил свое взаимодействие с ОДКБ. Конечно, хотелосьбы, чтобы республика вошла в Организацию, но, я не думаю, что это возможно вобозримом будущем, равно, как и подключение Узбекистана к ЕАЭС. Узбекистан имеетопределенной право на такую социально-изоляционистскую позицию, потому что вплане обеспечения безопасности он действительно предпринимал очень серьезныеусилия. Историческая заслуга Ислама Каримова состоит в том, что ему удалосьсохранить стабильность  в стране, котораяиграет очень важную роль в регионе Центральной Азии. И, очевидно, узбекскоеруководство продолжит этот курс. Узбекистан известен, прежде всего, тем, что ондостаточно решительно борется с международным терроризмом, тем более что у негоимеются очень серьезные ресурсы, есть и определенные успехи, - констатировалэксперт. Сучетом этих факторов, разговоры о грядущем кризисе в Узбекистане можнорасценивать как проявления информационной войны или как «гипераларминг». Такиенастроения, по мнению А.Казанцева, изрядно преувеличены. Подтверждениетому – первый этап транзита, который прошел достаточно благополучно: узбекскаяполитическая элита выдвинула кандидата, который представляется очевидным в рамкахтой системы, которая сложилась в республике. - Мерзиеевреально был человеком номер два после Каримова. И очень хорошо, что онзанимался экономикой, потому что многие вызовы, которые стоят перед республикойносят социально-экономический характер. Что же касается внешней политики, окоторой сейчас говорится много, какие-то серьезные изменения в ней маловероятны,в том числе и изменение внеблокового статуса, о чем писали и в России, и наЗападе, - считает эксперт. Приэтом, по мнению А. Казанцева, совершенно нереалистичными выглядят заявления такназываемых «узбекских лидеров оппозиции в изгнании», которые якобы могутрассчитывать на получение определенных бонусов от транзита власти. - Претензииэтой группы оппозиции на какое-то серьезное влияние в Узбекистане ни на чем неосновываются, потому что реальная оппозиция есть, но это радикальные исламисты.И если будет серьезная дестабилизация ситуации в Узбекистане, то к властипридут именно они, а вовсе не находящиеся на Западе оппозиционеры. А это ужебудет угроза и для России, и для Центральной Азии, и для Китая, и для той жеЕвропы, - заключил А.Казанцев. Характеризуяначавшуюся выборную кампанию в стране, научныйсотрудник Института востоковедения Станислав Притчин, обратил внимание натот факт, что в ее преддверии критику со стороны некоторых экспертов вызвалфакт добровольного сложения с себя полномочий временно исполняющего обязанностиглавы государства спикером сената узбекского парламента Нигматиллой Юлдашевым. -Вопросы были по процедуре, когда спикер взял самоотвод. Но, если трезвоподходить к ситуации, то в Конституции Узбекистана не прописаны нормыотносительно дальнейшего порядка действий в этом случае. Поэтому сложившийся прецедентлогично предполагает переход президентских полномочий номинально второмучеловеку в государстве. Это было конструктивное решение. Все проходилодостаточно четко, и важно, что в такой сложный момент «затишья», когда многоебыло непонятно, мы увидели четкие, консолидированные действия политических элит,- отметил С.Притчин.Согласнозаконодательству страны, выдвигать кандидатуры для участия в выборах главыгосударства имеют только политические партии, зарегистрированные не позднеешести месяцев со дня объявления избирательной кампании. В настоящее время четыретакие партии Узбекистана подали документы для участия в выборах. Либерально-демократическаяпартия Узбекистана выдвинула своим кандидатом в президенты Ш.Мирзиеева. - Всвоей речи во время выступления на совместном заседании палат парламента Мирзиеев,который является наиболее вероятным претендентом на президентский пост, четкорасставил акценты во внешнеполитической деятельности. Это, в первую очередь,страны Центральной Азии, затем – СНГ с особым выделением России, а дальше уже –США, Китай, Корея, Япония. При этом кандидат четко понимает и экономическиеприоритеты. Поставлена задача создать миллион рабочих мест, чтобы максимальноеколичество молодых людей оставалось в Узбекистане, озвучены меры по развитиюпромышленности и в целом экономики, - подчеркнул С.Притчин. Ондобавил, что Узбекистан старается провести выборы максимально прозрачно иоткрыто. - Разосланыприглашения миссиям ОБСЕ, ШОС, СНГ, а также БДИПЧ (Бюро по демократическиминститутам и правам человека) ОБСЕ. Пока, правда, непонятно, будет ли этополноценная миссия из 400 человек либо, как это было на предыдущих выборах –приехало 11 долгосрочных наблюдателей, не такая широкая миссия была, как вКазахстан или Киргизию приезжают, — заявил Притчин.Руководитель сектора экономическогоразвития постсоветских стран Центра постсоветских исследований Институтаэкономики РАН Елена Кузьмина посвятила выступление анализуэкономической ситуации в Узбекистане, особенно выделив те меры, которые,несмотря на неблагоприятное влияние внешних факторов, позволили «удержать» встабильном состоянии и экономику республики и социальную ситуацию. - Положительныммоментом является то, что Узбекистан – одна из немногих стран постсоветскогопространства, которые имеют очень диверсифицированную экономику. Республика несотрудничает избирательно с одной или двумя крупными странами, она имеет достаточносерьезный расклад и во внешней политике, и, частично, в инвестициях. Да, Китайи Россия – крупнейшие торговые партнеры, но при этом достаточно эффективноработает Турция, третье место занимает Казахстан – ближайший сосед, затем идут Япония,и Южная Корея, и некоторые европейские страны. Это один из плюсов дляУзбекистана, - считает Е.Кузьмина. Ещеодин «плюс», в формирование которого внес конкретный вклад и нынешний кандидатна президентское кресло Мирзиеев, это то, что Узбекистан фактически сохранилсвой промышленный потенциал, несколько видоизменив его. - Да, Узбекистанутратил авиационную промышленность, но у него появилась очень серьезнаяавтомобильная промышленность. Интенсивно развивается текстильное производство –сокращая производство хлопка-сырца, республика наращивает объемы готовойпродукции, что очень важно для страны с большим незанятным населением.Известно, что в республике существует так называемая «скрытая» безработицасреди женщин. И именно им текстильная промышленность дает возможность длятрудоустройства. Это попытка решить одну из острейших проблем. Процессамимодернизации, индустриализации, укреплением промышленного потенциала страныочень активно стал заниматься Мерзиеев с момента, когда стал премьер-министром,- подчеркнула Е.Кузьмина. Говоряо потенциале торгово-экономического сотрудничества с Россией, эксперт, помимотрадиционных добывающих отраслей, отметила хорошие перспективы, которыескладываются в сфере развития коммуникаций, в химической отрасли и вмашиностроении, в производстве продуктов питания и в уже упомянутой текстильнойотрасли.  В этомконтексте была отмечена и еще одна позитивная тенденция: за последние два года Узбекистанзначительно поднялся в мировом рейтинге ведения бизнеса. Наособенностях социокультурного восприятия политических процессов акцентировалвнимание политолог Никита Мендкович подчеркнув, что в Узбекистане есть определенные «бытовые»ограничения, которые с точки зрения западных традиций демократии могутистолковываться как избыточные. - Преждевсего, это антитеррористические меры, полицейский контроль, проверки натранспорте, периодические проверки жилого фонда. Но нужно учитывать, что это неследствие тоталитаризма, а следствие того, что последние 15 лет к югу от границУзбекистана идет гражданская война в Афганистане. Причем последние лет пятьочень велика активность вооруженной оппозиции именно в северных провинцияхАфганистана, буквально в нескольких километрах от границ. Вполне естественно,что эти особенности приняты и одобрены населением, - констатировал Н.Мендкович.По егословам, несмотря на наличие в обществе критики действующей государственнойполитики, заслуги Ислама Каримова в поддержании стабильности в стране, вразвитии экономики и сохранении промышленности признаны обществом. - Ясчитаю, что общество в целом поддерживает существующую государственную системуи подтвердит это в рамках предстоящей выборной кампании…Вместе с тем нужно понимать,что в настоящий момент определенные силы на Западе имеют амбиции по расширению территориисвоего влияния в Центральной Азии. Узбекистан к подобного рода технологиямотносится без лояльности, общество к ним не восприимчиво, - резюмировалэксперт.  Экспертысошлись во мнении, что имеющие место информационные вбросы и прогнозы о том,что после ухода Ислама Каримова Узбекистан неминуемо скатится в экономический иполитический хаос, преждевременны. Такие мнения не отражают реальной ситуации встране. Несмотря на то, что определенные проблемы существуют, они могут успешнорешаться в условиях сохранения внутриполитической стабильности. Приверженностьэтому курсу уже продемонстрировали представители политической элиты Узбекистанана первом этапе транзита власти.        

Поделиться: