Россия, Москва

info@ia-centr.ru

В. Журавлев: «Новые реалии и тенденции легитимации самоопределившихся государств»

23.09.2008

Автор:

Теги:

Тезисы к международной научной интернет-конференцию 16.09.08.

 

 

Как известно, в 1990- 1991 гг. в Южной Осетии и 1992-1993 гг. в Абхазии произошли вооружённые конфликты, остановленные при посредничестве России, после чего в эти регионы в 1992 и 1994 годах (соответственно) были введены российские миротворцы. В Южную Осетию российский миротворческий контингент был введен согласно двухстороннему российско-грузинскому соглашению, подписанному президентами Б.Ельциным и Э.Шеварднадзе, а в Абхазию российские миротворцы вошли по решению Совета глав государств-членов СНГ.

8 августа 2008 г. Грузия развязала боевые действия в Южной Осетии. В 23 часа 30 минут командующий миротворческими силами Грузии Круашвили, объявил о том, что Грузия приняла решение начать войну с Южной Осетией. В это время в Южной Осетии находились подразделения российских миротворцев без тяжелого вооружения. Механизированные колонны 58-й армии подошли только во второй половине дня 8 августа.

12 августа Россия заявила о завершении операции по принуждению Грузии к миру, после чего отвела войска в буферную зону в Южной Осетии и Абхазии, где они размещены в соответствии достигнутыми ранее базовыми договоренностями по урегулированию грузино-осетинского и грузино-абхазского конфликтов

В результате жертвами вооруженного конфликта, по данным властей Южной Осетии, стали более 1,5 тысяч человек.

По данным Генштаба Вооруженных сил РФ, потери российских войск в Южной Осетии за все время конфликта составили 64 погибшими и 323 ранеными и контуженными.

Президенты Южной Осетии и Абхазии, основываясь на результатах референдумов и решениях парламентов, обратились к России с просьбой о признании государственного суверенитета Южной Осетии и Абхазии. Совет Федерации и Государственная Дума проголосовали в поддержку этих обращений.

26 августа 2008 г. российский Президент Дмитрий Медведев подписал указы о признании Российской Федерацией независимости Южной Осетии и независимости Абхазии.

С объективной точки зрения следует отметить, что особую важность для России представляет также приднестровская проблема, поскольку в регионе проживает около 100 тысяч российских граждан, в Приднестровье находятся российский миротворческий воинский контингент, Оперативная группа войск (бывшая 14-ая армия) Российской Федерации и крупные военные склады с боеприпасами.

Российская Федерация является посредником и страной-гарантом договорённостей по политическому урегулированию между Молдовой и Приднестровьем, входит в состав пятистороннего формата (Россия, Украина, ОБСЕ, Молдова, Приднестровье + в качестве наблюдателей США и ЕС) Постоянного совещания по политическим вопросам в рамках переговорного процесса по приднестровскому урегулированию.

Следует также отметить, что Россия является основным поставщиком энергоресурсов в Приднестровье, между экономическими субъектами Приднестровья и России существуют традиционные хозяйственные связи, а российский капитал принял активное участие в приватизации приднестровских предприятий.

С исторической точки зрения, важно отметить, что территория левобережного Приднестровья никогда не входила ни в состав Молдавского княжества, граница которого проходила по реке Днестр, ни в состав Бессарабской губернии Российской Империи. Фактически только в период 1944-1989 г. (принимая во внимание период немецко-румынской оккупации 1941-1944 гг.) Приднестровье находилось в составе МССР.

По мнению ряда авторитетных международных экспертов, юридический и фактический анализы показывают, что во время распада СССР МССР распалась на 2 государства-преемника: Республику Молдову и Приднестровскую Молдавскую Республику и было бы неправильно называть каждую из двух составляющих сепаратистским государством, как и в случае с другими постсоветскими государствами, например, Чехией и Словакия.

Приднестровское государство, начиная с 1990 г., самостоятельно контролирует собственную территорию, никогда не получала никакой помощи от Молдовы, которая по объёму ВВП и душевому доходу населения является самой бедной страной Европы.

Российская Федерация постоянно прилагала серьёзные политические, экономические и иные усилия, чтобы установить мир и стабильность на берегах Днестра.

В марте-июле 1992 г. в ходе вооруженной фазы конфликта, остановленного благодаря вмешательству 14 российской армии, со стороны Приднестровья погибло 284 военнослужащих (с учётом умерших от ранений - 364) и более 600 мирных жителей. Молдавия данные о своих потерях не публиковала.

21 июля 1992 г. Президенты России и Молдовы подписывают Соглашение «О принципах мирного урегулирования вооружённого конфликта», в соответствии с которым в Приднестровье началась и в настоящее время проводится миротворческая операция.

Это создало необходимые условия для ведения переговорного процесса. Так возник пятисторонний переговорный формат в составе: Приднестровье, Республика Молдова, Российская Федерация, Украина и ОБСЕ к которому позднее, в 2005 году, в качестве наблюдателей присоединились США и ЕС.

В ходе переговоров Российская Федерация выступала за создание общего государства в границах Молдавской ССР на январь 1990 г., как предусматривалось в московском Меморандуме «Об основах нормализации отношений между Республикой Молдова и Приднестровьем» от 8 мая 1997 г.

Политические возможности для этого, казалось, открывали итоги парламентских выборов в Молдове 25 февраля 2001 г., на которых подавляющее большинство получила Партия коммунистов республики Молдова (ПКРМ) (71 место из 101). В ходе избирательной кампании ПКРМ выдвинула лозунги вхождения в Союз России и Белоруссии и предания русскому языку статуса государственного.

Однако официальная политика власти оказалась иной. В 2002-2003 гг. в качестве внешнеполитического приоритета было объявлено о европейском выборе Молдовы - интеграции в ЕС и другие западные организации.

В ноябре 2003 г. Российской Федерацией был выдвинут проект урегулирования, получивший название "Меморандум Козака" и предусматривающий федерализацию Молдовы как механизм компромисса между Кишинёвом и Тирасполем.

Однако этот предварительно согласованный с руководством Молдовы и Приднестровья проект под нажимом США и европейских стран, а также под давлением оппозиции в Кишинёве был, в последний момент, отвергнут.

После отказа в подписании российского проекта урегулирования в ноябре 2003 г., переговорный процесс оказался замороженным.

В июле 2005 г состоялось принятие молдавским парламентом Закона Республики «Об основных положениях статуса Приднестровья» без согласования и обсуждения его содержания с приднестровской стороной и странами посредниками в переговорном процессе.

Руководство Молдовы стало активно выступать за изменение формата миротворческой операции в Приднестровье и требовать, в унисон с руководством НАТО и ЕС, выполнения Россией т.н. стамбульских договоренностей, тенденциозно трактуемых как одностороннее обязательство России вывести свой воинский контингент из Приднестровья.

В феврале 2006 г., представители Молдовы демонстративно покинули заседание переговорной комиссии. Урегулирование по Кишинёву свелось к таможенной блокадой и иным мерам экономического давления на приднестровскую экономику, с целью воспрепятствовать её деятельности и поставить под контроль фискальных органов Республики Молдова. Учитывая, что 85% продукции приднестровских предприятий ориентировано на внешний рынок, невозможность осуществлять свободную внешнеэкономическую деятельность предприятий означало для ПМР дестабилизацию социально-экономической и государственной системы.

В этих условиях вполне закономерным стало проведение референдума 17 сентября 2006 года. В ходе его за поддержание курса на независимость Приднестровской Молдавской Республики и последующее свободное присоединение Приднестровья к Российской Федерации проголосовали 97,1%, против - 2,3%. Против возможного отказа от независимости Приднестровской Молдавской Республики с последующим вхождением Приднестровья в состав Республики Молдова проголосовали 94,6%, за - 3,4%.

По мнению международных наблюдателей, было констатировано, что референдум прошёл в полном соответствии с международно-правовыми нормами и законодательством ПМР.

26 ноября 2007 года в Москве Республиканская Партии «Обновление» и Всероссийская политическая партия «Единая Россия» подписали Соглашение о сотрудничестве.

2 декабря 2007 года прошли выборы в Государственную Думу ВС РФ на территории Республики Абхазия, Приднестровской Молдавской Республики и Республики Южная Осетия.

В Приднестровье в поддержку «Единой Росси» отдали свои голоса 84% приднестровцев.

Активное участие приняли российские граждане, проживающие в Приднестровье, и на выборах Президента Российской Федерации 26 марта 2008 г. На территории Приднестровья действовали 23 избирательных участка, на которых проголосовало 46 тысяч избирателей.

Для сравнения, в Молдове было открыто только 2 избирательных участка.

Конфликт в Южной Осетии и дипломатическое признание государственности Абхазии и Южной Осетии со стороны Российской Федерации актуализировал вопрос о международной легитимации Приднестровской Молдавской Республики.

Здесь необходимо отметить, что на фоне примеров Тайваня, Северного Кипра, Косово, Абхазии и Южной Осетии, а также других прецедентных регионов, у Москвы сейчас нет международно-правовых препятствий для установления дипломатических отношений с Тирасполем.

Более того, с точки зрения институционального и функционального подходов или, как ещё говорят, с точки зрения наличия «эффективного правительства» Приднестровье имеет все основания для признания. Такие основные атрибуты самостоятельного государства как - наличие территории, власти и населения; экономическая самодостаточность; эффективность органов гос.управления; соблюдение демократических процедур выборов; наличие современной правовой и политической систем, в том числе институтов гражданского общества; обеспечение условий безопасности для внешнего мира; соблюдение современных экологических стандартов; наличие современной системы образования; информационная открытость общества и другие характеристики в Приднестровской Молдавской Республики несомненно присутствуют. Поэтому решение о дипломатическом признании ПМР на сегодняшний день со стороны России и других государств лежит в чисто политической плоскости.

Понятны трудности связанные с тем, что Приднестровье, в отличие от Абхазии и Южной Осетии, не имеет прямой границы с Россией. В тоже время отношения между Москвой и Кишинёвом сейчас не так конфликтны как отношения между Москвой и Тбилиси.

Возможно, что эти обстоятельства порождают иллюзию решения приднестровской проблемы игровыми методами, посредством кулуарных договорённостей с Кишинёвом и европейскими государствами. Может быть, кому-то кажется, что тем самым российская политика получит дополнительные очки в глазах западного общественного мнения, продемонстрирует свою гибкость и цивилизованность ...

Однако единственно реальная возможность защитить интересы российских граждан в Приднестровье и упрочить геополитические позиции России в регионе состоит в том, чтобы гарантировать долговременное существование приднестровской государственности и обеспечить постоянное присутствие России в Приднестровье во всех возможных формах. Поскольку проект федерализации Молдовы и достижение договорённостей с кишинёвским руководством о долговременном присутствии российских военных баз и российских миротворцев, а также о роли России как государства-гаранта статуса Приднестровья, представляются маловероятными, то единственно логичной и отвечающей национальным российским интересам является политика «двух Китаев» в отношении Тирасполя и Кишинёва.

 

Виталий Журавлёв

 

 

 

 

 


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение