Казахстан-2016: Казахстанский НЭП: ожидания и реальность.

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Казахстанские эксперты, оценивая прошедшие изменения в составе правительства, исходят из двух основных версий – «политической» и «бюрократической». Сторонники первой версии полагают, что Елбасы окончательно консолидировал все наиболее доверенные фигуры в рамках ключевых властных структур, расставил по намеченным позициям, не придавая особого значения вопросу – смогут ли данные персоны справиться с вверенным участком деятельности. Назовем эту версию «транзитной».
Казахстан-2016: Казахстанский НЭП: ожидания и реальность.
   Казахстанские эксперты, оцениваяпрошедшие изменения в составе правительства, исходят из двух основных версий – «политической»и «бюрократической». Сторонники первой версии полагают, что Елбасы окончательноконсолидировал все наиболее доверенные фигуры в рамках ключевых властныхструктур, расставил по намеченным позициям, не придавая особого значениявопросу – смогут ли данные персоны справиться с вверенным участкомдеятельности. Назовем эту версию «транзитной».Те эксперты, кто придерживаютсяальтернативной позиции, признают значимость политической составляющейкадрового решения Елбасы, но настаивают на том, что в нынешней ситуации приоритетнойзадачей остается стабилизация социально-экономической ситуации в стране, апотому на новый состав правительство будет возложена нелегкая миссия тяжелых инепопулярных мер. Назначения осуществлялись не только "под конкретные персоны", но и сприцелом на реализацию некого «комплекса мер», в том числе, с учетом вероятных форс-мажорных сценариевна мировых рынках. Кстати, это обстоятельство можетстать дополнительным пояснением карьерного зигзага Дариги Нурсултановны.Сторонники транзитной версии будут прогнозировать скорое назначение старшей дочерипрезидента РК на пост главы Сената. Их оппоненты обратят внимание на то обстоятельство, что вмомент принятия правительством непопулярных, но назревших мер уход Д.Назарбаевойс позиции вице-премьера по социальным вопросам, это, скорее, благо дляполитика, нежели удар по амбициям.Кто в данном случае прав – покажет время.Однако уже сейчас важно понять, а в чем именно будет состоять «новая экономическаяполитика» кабмина? Да и будет ли эта политика действительно новой или же покаесть ресурсы, все ограничится косметическим ремонтом фасада национальнойэкономики? Почти сразу после объявления кадровыхперестановок президент РК сформулировал достаточно амбициозные задачи наперспективу: «В ходе состоявшегосянедавно расширенного заседания правительства с участием акимов областей,городов Астаны и Алматы обсуждены меры для перехода от деятельности по борьбе скризисом к программе стимулирования роста экономики. Это, в свою очередь,предполагает создание дополнительных рабочих мест и увеличение доходовнаселения, в частности в сельском хозяйстве, жилищном строительстве и другихотраслях». Ключевая позиция в этом «напутствии кабмину» - осуществление «мердля перехода от деятельности по борьбе с кризисом к программе стимулированияроста экономики». В такой формуле, очевидно, прописана приоритетная задача дляБакытжана Сагинтаева.Судя по первому заседанию новогоправительства, премьер в первую очередь готовится закручивать гайки в отношениисобственных министров, которым полностью запретили зарубежные поездки иограничили внутренние командировки. Остальные приоритеты новизной не отличаются- контролировать цены,  привлекатьинвестиции, развивать транспортную инфраструктуру и переработкусельхозпродукции, вкладывать средства в технологически продвинутые проекты. Впринципе, ничего нового – если бы с подобной речью выступил Карим Масимов, томожно было бы сказать, что это не заседание нового состава правительства, асбор после летних отпусков старого состава кабмина. Т.е. конкретизациипрезидентской установки на «новые точки роста» пока не последовало. Может быть причина в том, что правительство еще до конца не уверено в том, что удастся до конца года получить в казну 830 млрд тенгедополнительных доходов, что, по словам самого Нурсултана Абишевича, и должнопозволить осуществить переход к новым точкам роста. На данный момент в Мажилис уже поступил проект нового республиканского бюджета, в котором предусмотрены доходы – 4,3 триллиона тенге, поступления трансфертов – 3,6 триллиона тенге и расходы в объеме 8,6 триллионов. Судя по всему, битва вокруг бюджетных статей в Мажилисе и правительстве предстоит изрядная. Зато понятно, у кого из министров точнобудет большой объем работы. В первых рядах - Кайрат Кожамжаров. Довольносложная структурная перегруппировка в сфере управления госслужбой и борьбы с коррупциейсвидетельствует о том, что коррупции меньше не стало (а это в нынешних условияхтема особой важности), но и реформа государственного аппарата успехом незавершилась. Понятно, что в новом-старом ведомстве Кожамжаров будет делать упорна противодействие коррупции, а не на реформирование госструктур в духе АлиханаБайменова.Зона ответственности еще одного нового министра Нурлана Ермекбаева такжесостоит из двух совершенно различных компонентов - религиозная сфера и гражданское общество, которые еще только предстоит «синтезировать»в рамках работы нового ведомства. Причем, учитывая сложнейшую ситуацию в религиозной сфере Казахстана, действовать министру по делам религий прийдется в буквальном смысле "с колес" - времени на раскачку нет.Продолжение следует.Александр Ревский, Сергей Рекеда 

Поделиться: