Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Казахстан-2016: Тасмагамбетов в роли Сагинтаева. Дарига Назарбаева - сенатор.

13.09.2016

Автор:

Теги:

Казахстан-2016: правительство надоверии. Тасмагамбетов в роли Сагинтаева.

 Продолжение интервью с исполнительнымдиректором ИАЦ – Сергеем Рекедой.

ИАЦ: Получается, что замена КаримаМасимова на Бакытжана Сагинтаева носит в большей степени тактический характер? ОднакоS&P Global Ratings прогнозирует нулевой рост ВВП Казахстана в текущем году иможет быть есть запрос на более решительные шаги со стороны кабмина?

С.Рекеда: Естьмнение, что проблемы казахстанской экономики зависят только от внешних факторов.Это искусственно сформированное мнение, которым, кстати, руководствуются инекоторые российские чиновники. Под внешними факторами подразумеваются нетолько цены на энергоносители – речь идет о глобальных рисках, которые мешают прекрасному и устойчивому развитию страны.: от санкционныхвойн до общего тренда на обострение геополитических и геоэкономическихпротиворечий. Такая линия объяснений «почему не все получилось» крайне удобначиновникам любого уровня. «У нас пока плохо получается, потому что Запад воюетс Россией, а мы «жертвы» этого противостояния».

Дляпроведения более жестких и решительных реформ необходимо поменять логику оценкиситуации. Искать первопричины проблем в недоработках конкретных министерств иведомств, акимов – отказаться от принципа «война все спишет».

ЕслиНурсултан Абишевич ожидает от правительства объективного подхода, а не попытокоправдать неудачи «злой волей» внешних сил, то момент смены премьер-министра- удобная точка отсчета для переоценки задач, стоящих перед кабмином.

Новые цели экономическойполитики были озвучены в президентском выступлении 9 сентября. Посмотрим,какими станут первые действия нового премьер-министра. На первом совещании  его выступление было достаточно жестким, но и предсказуемым по содержанию - запрет министрам на зарубежные поездки, требования по обеспечению стабильности цен и недопущению роста тарифов.

ИАЦ: Может ли правительствоСагинтаева столкнуться с проблемами социального характера, более острыми, чемэто было в 2015-2016 годах?

С.Рекеда: Комплекспроблем, который стоит перед казахстанским кабмином остается прежним. Естьугроза снижения уровня жизни значительной части населения, возможен дальнейшийрост безработицы, инвесторы не спешат возвращаться на рынки постсоветскихстран, сложной остается ситуация по Кашагану, фактически заморожена земельнаяреформа.

Объемработы громадный, плюс ЭКСПО-2017. Проект же никто не отменял. Но главныйвопрос, на который у экспертов нет ответа – насколько велики протестныенастроения в казахстанском обществе, в связи с возникшими экономическимитрудностями.

ВРоссии очень кстати оказались парламентские выборы, есть возможность выпуститьпар. В Казахстане выборы уже состоялись, технология «общественногоумиротворения» должна быть иной. К сожалению, не располагаем какими-либоданными по реальной динамике общественных настроений в РК. Поэтому всерассуждения на тему роста напряженности будут носить спекулятивный характер. Нопротестный масштаб в период проведения земельной реформы был значим. Можнопредположить, что в ряде регионов он превосходит «среднюю температуру по палате».

Другойвопрос, что Ак Орде удалось сформировать такую политическую модель, при которойэти протесты просто некому возглавить. Все попытки оппозиции «приписать» себероль закоперщиков социальных акций выглядят довольно неубедительно. Это и плюсдля правительства и АП, но и также определенный риск – сложно предсказать, кудаповедет стихия. Например, исходя из российского опыта, формы протестов становятся все более радикальными. Если раньше это были пикеты, открытые письма к работодателям, сейчас фиксируется рост акций, заканчивающихся остановкой предприятия. К этому надо быть готовым.

Полностью согласен с теми казахстанскими экспертами, которые говорят о необходимости системного обновления работы правительства (это касается и Казахстана и России) в плане общественных коммуникаций. Времена "патамушта потому" ушли в прошлое.

ИАЦ: Еще один непростой вопрос. Как можно оценить назначение Имангали Тасмагамбетова?

С.Рекеда: Бакытжан Сагинтаев получил вице-премьера со значительным политическим весом. Этот факт можно рассматривать как укрепление правительства, если будет существовать связка Сагинтаев-Тасмагамбетов.

Но гораздо более вероятен вариант при котором формируется новый баланс интересов внутри кабмина и Имангали Тасмагамбетов с самого начала - кандидат на замену, если нынешний премьер не справится с ситуацией. Т.е. Тасмагамбетов стал "Сагинтаевым" - в той его роли, которую он исполнял при Кариме Масимове. Классическая схема кадровой ротации от Ак Орды. Есть чему поучиться нашим чиновникам. Да и сам президент РК недвусмысленно поддержал экс-министра обороны: "Тасмагамбетов Имангали Нургалиевич успешно проработал здесь, поставленные мною задачи выполнял четко.  Уверен, что и на этом посту как всегда будет честно и полностью выполнять поставленные задачи".

Хотя, замечу, что многие земляки нового вице-премьера в социальных сетях действительно восприняли его назначение как ослабление позиций региона. Посмотрим..

 Такая же, кстати говоря, многоаспектная перестановка у Дариги Нурсултановны. С одной стороны, Сенат не правительство, а с другой - возможны разные варианты....

ИАЦ: Наконец, о создании двух новых структур - министерства по делам религий и гражданского общества и  агентство по делам госслужбы и противодействия коррупции. Со второй структурой все более или менее понятно - тем более, что фигура Кайрата Кожамжарова вполне очевидна и никаких вопросов не может вызвать в принципе. А вот создание министерства по делам религий - стратегический ход или рефлексия на обострение ситуации в религиозной сфере РК?

С.Рекеда: Полагаю, что решение по министерству - стратегический шаг.Сиуация в религиозной сфере действительно очень тревожная. Требуется системная работа, которую необходимо координировать на уровне министерства, поднять статус направления.

Собственно говоря, еще до объявленной реформы исчерпывающий прогноз дал Денис Кривошеев, который явно владел инсайдерской информацией - "Не исключено, что в пятницу президент поручит создать пару агентств. Это вполне может быть Агентство по делам религий. В связи с последними событиями в стране нужен отдельный орган, близкий к силовому и военизированному. По крайней мере, он должен быть самостоятельным, а не в виде придатка к Министерству культуры и спорта". (http://365info.kz/2016/09/kazahstanu-nuzhen-silovoj-organ-po-delam-religij-ekspert/).

Так и получилось. А  вот назначение министром Нурлана Еркембаева вполне очевидный шаг. Опытный дипломат, работал в Совбезе, взвешенный человек. Итак, правительство сформировано, перестановок оказалось даже больше, чем было обещанно. Теперь важно конвертировать ожидания перемен в реальные перемены.


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение