Гурбан Байрам в Азербайджане выходит за рамки религиозного праздника

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Каждый мусульманский праздник имеет свою философию. Говоря о Гурбан Байраме, главная цель - это готовность каждого мусульманина пойти на любые жертвы во имя Бога, – сказал в интервью корреспонденту Пресс-клуба «Содружество» сотрудник Института истории им. А.А. Бакиханова Национальной академии наук Азербайджана, историк Ильгар Нифталиев.
Гурбан Байрам в Азербайджане выходит за рамки религиозного праздника
Каждый мусульманский праздник имеет свою философию. Говоря о Гурбан Байраме, главная цель - это готовность каждого мусульманина пойти на любые жертвы во имя Бога», – сказал в интервью корреспонденту Пресс-клуба «Содружество» сотрудник Института истории им. А.А. Бакиханова Национальной академии наук Азербайджана, историк Ильгар Нифталиев.По правилам и не совсем«Увы, сегодня можно сказать, что ни одна мусульманская страна не отмечает Гурбан Байрам по всем правилам, Азербайджан тоже не является исключением», - заявил, в свою очередь, профессор, доктор философских наук Рафик Алиев.По его словам, сам праздник имеет очень глубокие традиции. Изначально к Гурбан Байраму подходили очень серьезно, особенно к вопросу жертвоприношения.«Выбирали определенное животное, обращали внимание на его возраст и здоровье. Сам обряд проводил религиозный человек, праведник. Причем, делалось это на открытой и чистой местности. Резать животное надо было по определенным правилам, читая при этом соответствующую молитву », - отметил он.  Как сказал Алиев, сегодня же жертвенное животное режут обычные мясники, и далеко не праведники. Порой делается это прямо на обочине дороги, причем вокруг могут царить антисанитарные условия. Естественно, животное режут, как хотят, без молитвы и необходимых правил. И, увы, животное выбирают не соответствующего возраста, иногда даже больное.«Единственная традиция, которая себя не исчерпала – это утренний намаз. Как правило, молитва совершается она коллективно в мечетях. Верующие идут в дом Бога, молятся, чтобы Аллах принял их жертвы», - добавил он.По его словам, даже в Мекке сегодня ситуация оставляет желать лучшего. «Во время праздника в жертву приносят около двух миллионов баранов в день. Причем, если по праву мясо от жертвенного животного должно быть роздано малоимущим, отправлено в бедные страны, то из-за отсутствия должного количества холодильных камер на жаре мясо портиться, и его большую часть просто закапывают. Сам обряд жертвоприношения совершают не праведники, а просто мясники из разных стран. Их набирается порядка 10 тысяч человек. Соответственно, режут животных они не вполне по исламским канонам», - пояснил он.По его словам, сегодня в Азербайджане многие тоже покупают небольшого барашка, и соответственно раздать мясо всем малоимущим не представляется возможным. Удается поделиться только с близкими. Если же человек режет быка, то конечно, его хватит и на родных, и на соседей, и на многих малоимущих.«Получается, что люди просто себя успокаивают, что в этот день якобы совершили обряд жертвоприношения. Хотя при этом не соблюдают нужных правил», - уточнил Алиев.Светская РеспубликаАзербайджан – светское государство. Сегодня менее 50% населения празднуют Гурбан Байрам четко по мусульманским обычаям. В основном  это религиозные семьи, которые стараются придерживаться всех традиций.Стоит отметить, что в стране также очень много смешанных браков, где только муж или жена являются мусульманами, другая же половинка - представителем иной религии. В таких семьях просто отдают должное обычаю, и в праздник приносят в жертву барашка или другое животное, но досконально правила при этом не соблюдаются.Есть и семьи, которые не совершают обряд жертвоприношения, поскольку купить животное просто не по карману. Но при этом они молятся, ходят на кладбище и поминают усопших родственников.Современная молодежь в своем большинстве несколько отдалилась от сути праздника. Исключения составляют опять-таки религиозные семьи, где дети получили соответствующее воспитание.«Я считаю, что праздник Гурбан Байрам для Азербайджана уже давно вышел за рамки религиозного праздника. Да, у него исламская история возникновения, но для светского Азербайджана - это праздник добра, помощи и единства, – в интервью Пресс-клубу «Содружество» рассказал представитель активной молодежи Баку Меджид Мусаев. - В эти дни все стараются помочь и подержать окружающих, не вникая в глубину религиозности. Именно в этот праздник многие кампании, НПО, посольства исламских государств, а также мечети в Баку помогают детским домам и другим учреждениям. Я сам не раз принимал участия в таких акциях помощи и поддержки».«Безусловно, в Баку и во всей стране есть те, кто отмечает этот праздник по всем канонам ислама и соблюдает все требования. Но я думаю, что большинство не думает только о религиозной составляющей праздника, люди просто хотят и готовы помочь. Ведь во время этого праздника никто перед тем, как дать ему (ей) жертвенное мясо, не спрашивает мусульманин ли он или представитель другой религии, его просто угощают с добротой в сердце и лучшими намерениями», - добавил он.Действительно, в это день практически все стараются помочь друг другу. Многие бизнесмены в городе открывают палатки, где любой человек может прийти, и покушать плов с жертвенным мясом. При мечетях обязательно раздают мясо и угощают малоимущих – практически все стараются внести свою лепту и помочь нуждающимся.  Гурбан Байрам - семейный праздник«Гурбан Байрам обычно празднуют в кругу семьи. Причем, барашка режут сегодня и не религиозные семьи. Просто, человек выражает свою готовность принести жертву Богу», - рассказала в интервью корреспонденту пресс-клуба «Содружество» жительница Баку Сурая Керимова.По ее словам, обычно с утра все едут в мечеть.  «Мы с семьей молимся, потом покупаем барашка и совершаем обряд жертвоприношения.  Затем мясо раздаем близким, родственникам, соседям… А вечером все садятся за праздничный стол и кушают плов с этим же мясом», - добавила она.По ее словам, обычно такое «жертвенное» мясо не принято давать животным. И самое главное, за столом нельзя пить алкоголь, это считается грехом. Также в этот день принято прощать обиды и мириться.  Из истории праздникаПраздник жертвоприношения Курбан Байрам или, как его называют  «Ид уль-Адха», является частью мусульманского обряда паломничества в Мекку.Отмечается праздник традиционно в долине Мина вблизи Мекки в 10-й день 12-го месяца мусульманского лунного календаря Зуль-хиджа и длится 2-3 дня. Конечно, не все мусульмане могут совершить хадж в Мекку, участвовать в главном празднике мусульман и в священном месте лично принести жертву, поэтому каноны ислама предписывают мусульманам исполнять кульминационную часть обряда не только в Мекке, а всюду, где они могут оказаться.Джамиля Алекперова (Баку) 

Поделиться: