Европеизация или пантюркизм

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Запад нельзя рассматривать как нечто единое. На Западе отчетливо прослеживаются две разные тенденции, которые, тем не менее, называются одинаково - глобализация. Первую условно можно назвать «мирным империализмом» - для нее характерно стремление развитых стран обрести допуск к ресурсам, новым рынкам сбыта и дешевой рабочей силы. Все это сопровождается внедрением ценностей, присущих неоатлантизму - индивидуализм, «свободный рынок» и т.д. Именно против такого подхода к «переформатированию» современного мира выступают антиглобалисты. Вторая тенденция - это распространение «глобального мышления», мировоззрения, которое стремится анализировать проблемы комплексно и в этом искать механизмы их разрешения.
Европеизация или пантюркизм

Чем может заполниться идеологический вакуум а Казахстане

Интервью с экспертом ИАЦ МГУ-РГГУ Натальей ХАРИТОНОВОЙ

- Назарбаев провозгласил новую стратегию развития «Путь в Европу». Зачем это Казахстану и почему именно в Европу, а не, скажем, на Запад?

- Казахстан сейчас переживает чрезвычайно сложный период, связанный с окончанием первичного государственного строительства. На фоне нынешней, во многом естественной, экономической дестабилизации достигнутый результат необходимо как можно скорее и надежнее закрепить соответствующей идеологией и, что более важно, обозначить приоритеты и цели. В изменившемся мире они не могут оставаться прежними - размытыми и отстраненными от нужд населения. Почему путь в Европу? Ответ прост. Исходя из пересечения интересов. Европа заинтересована в стабильности Центрально-Азиатского и прилегающих к нему регионов. Казахстан оказался той страной, которую Европа рассматривает как удобную переговорную площадку для диалога с постсоветским миром. С другой стороны, Астане необходим некий образец, равняясь на который, она сможет достигнуть существенных результатов в реформировании и модернизации политической и экономической систем. Казахстан, который начинает осознавать себя региональным лидером, естественным образом стремится стать гарантом стабильности в регионе или, по крайней мере, ее проводником. Августовский кризис на Кавказе это подтвердил.

- Наталья, случайно ли в формулировке Н. Назарбаева речь идет именно о пути в Европу, но не о пути на Запад?

- Запад нельзя рассматривать как нечто единое. На Западе отчетливо прослеживаются две разные тенденции, которые, тем не менее, называются одинаково - глобализация. Первую условно можно назвать «мирным империализмом» - для нее характерно стремление развитых стран обрести допуск к ресурсам, новым рынкам сбыта и дешевой рабочей силы. Все это сопровождается внедрением ценностей, присущих неоатлантизму - индивидуализм, «свободный рынок» и т.д. Именно против такого подхода к «переформатированию» современного мира выступают антиглобалисты. Вторая тенденция - это распространение «глобального мышления», мировоззрения, которое стремится анализировать проблемы комплексно и в этом искать механизмы их разрешения. Среди основных присущих данному направлению тенденций - экологическое мышление, разоружение, политическая «многовекторность», комплексный подход к разрешению продовольственного кризиса, стремление защитить национальных производителей при расширении рынков и т.д. Как видно, это те ценности, которые с разной степенью политической интенсивности продвигает ряд европейских стран - ФРГ, Голландия, Скандинавские страны.

Казахстан может занять именно эту «европейскую» нишу на евразийском пространстве, пока не занятую Россией или другими региональными игроками. Географическое положение РК позволяет ему эффективно совместить концепцию «глобального мышления» и евразийство, причем как для трансляции вовне, так и для интенсификации внутреннего развития.

- Как я понял, Казахстан видит резон в подключении к «глобальному мышлению» для оформления собственного пути в качестве евразийской державы. Но есть ли у него для этого ресурс?

- Полагаю, есть. Более того, Казахстан может предложить дополнительные ресурсы к продвижению этой концепции. Показательная ситуация вокруг Кашагана. РК, применив экологическую риторику, удалось защитить интересы собственного рынка и тем самым продемонстрировать Западу состоятельность такой позиции. Географическое положение позволяет Казахстану продвигать современные инфраструктурные проекты, например, создание сухопутного транспортного коридора, системы трубопроводов, а также глобальных финансовых и торговых центров (например, Астана) и зон инновационного развития (Alatau IT City). Определяющую роль здесь может сыграть и специфика ментальности населения. В основном это межэтническая и религиозная толерантность.

- В начале нашей беседы вы сказали, что Казахстан переживает очень сложный период, и, как я понял, на данном этапе ему требуется оформленная государственная и национальная идеология, или идея. В этом контексте путь в Европу - это лишь часть некоего евразийского видения, о котором много говорят в Казахстане и особенно в Астане. Есть ли в Казахстане, по вашему мнению, идеологический вакуум? И чем он мог бы быть заполнен, если не евразийством?

- Идеологический вакуум присутствует, и это не только экспертное мнение. Руководство РК подтвердило это на официальном уровне летом этого года. Действительно существует опасность заполнения этого вакуума деструктивными для казахстанского общества идеологиями, такими как исламизм или пантюркизм.

То есть стратегию «Путь в Европу» можно рассматривать как быстрый ответ Назарбаева на вызов времени. Одновременно это и ответ, делающий ставку на прагматизм, который все чаще становится языком общения на межгосударственном уровне. Несмотря на то, что скептики склонны рассматривать это как «потемкинские деревни», можно сказать, что правильный подход к реализации этой инициативы может дать гораздо больше результатов, чем, к примеру, реализация той же Стратегии вхождения Казахстана в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира - экономической стратегии, долгое время заменявшей в том числе и национальную идею.

http://novgaz.com/index.php?option=com_content&task=view&id=263&Itemid=1

Поделиться: