Данияр Ашимбаев: действующему Кабмину так и не удалось достичь бюджетной стабилизации

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Накануне расширенного заседания правительства с участием президента, назначенного на 9 сентября, в информационное пространство была вброшена инсайдерская информация о грядущей отставке премьер-министра Карима Масимова. Верится в это с трудом, поскольку отставку действующего глава Кабмина пророчат перманентно, едва ли не на протяжении всего его премьерства, однако известный казахстанский политолог, главный редактор Казахстанской биографической энциклопедии Данияр Ашимбаев считает, что на этот раз прогнозы сбудутся
Данияр Ашимбаев: действующему Кабмину так и не удалось достичь бюджетной стабилизации
 Наканунерасширенного заседания правительства с участием президента, назначенного на 9сентября, в информационное пространство была вброшена инсайдерская информация огрядущей отставке премьер-министра Карима Масимова. Главный редактор Казахстанской биографической энциклопедии Данияр Ашимбаевсчитает, что на этот раз прогнозы сбудутся:-Данияр Рахманович, следует ли нам ожидать отставки правительства после завтрашнегорасширенного заседания правительства?- Слухи о возможнойсмене правительства ходят уже несколько месяцев. В частности речь шла о том,что это будет сделано в ходе расширенного заседания правительства с участиемглавы государства, каковое, по слухам, уже дважды переносилось. Перенос былсвязан либо с саммитом G20,либо с ситуацией в Узбекистане.Если говорить опричинах отставки правительства, то, безусловно, они есть. И даже не столькоправительства, сколько самого премьер-министра. Правительство РК давно неявляется командой, за многими министрами стоят разные группы влияния.Ситуация же насегодняшний день такова, что правительство не только не выполняет своиэкономические обязательства, но и политические. Кабинет министров фактическисамоустранился от какой-либо ответственности за ситуацию в экономике. А винформационном поле глава правительства присутствует в основном только в видекаких-то рекламных сюжетов и пиар-акций.Мы не видим, чтобыправительство предметно занималось вопросами макроэкономики, стабильностибюджета, обеспечением подъема промышленного производства, поддержкой МСБ и т.д.Вместо этого мы наблюдаем за отдельными заявлениями. Системная политика кактаковая отсутствует. В этих условиях все риски – социальные и политические –ложатся на главу государства. Очевидно, что нужно ставить вопрос о том,насколько Кабмин способен адекватно решать насущные задачи.Можно долго перечислять провалы действующего премьера по многим направлениям: ив проведении адмреформ, и в управлении квазигосударственным сектором. Мы видим,что действующему Кабмину так и не удалось достичь бюджетной стабилизации, объемнарушений бюджетной дисциплины, по-прежнему, громадный. При этом сохраняетсявысокий уровень коррупции. Ситуация в трудовой и социальной сфере также более,чем далека от стабильности. Многие программы фактически свернуты, где-топонятно по макроэкономическим причинам, но в то же время системной работы состороны правительства в этих сферах практически нет.В этих условияхвозникает вопрос: зачем иметь такое правительство? Причем речь идет в первуюочередь о его руководстве, поскольку многие министры и вице-премьеры у насновые. К примеру, Дарига Назарбаева стала вице-премьером правительства в сентябрепрошлого года, в нынешнем в Кабинет министров пришел Аскар Мырзахметов, которыйсовмещает кресло вице-премьера и главы Минсельхоза, Даурен Абаев также былназначен на пост министра информации относительно недавно, новый глава и уминистерства инвестиций и развития. К ним претензий, в принципе, нет.Претензии адресуютсяименно центру. Во-первых, к самой организации работы правительства, выполнениюим функции создания определенного буфера между экономикой и президентом. Аво-вторых, к обеспечению общей управляемости экономикой. Квазигосударственныйсектор в Казахстане, в как известно, все растет и растет, а какой-либо егоподконтрольности мы не наблюдаем. В этой ситуации вопрос об отставкеправительства, по крайней мере, смене премьера не просто назрел, он стоит критическиостро.-Тогда логично задаться вопросом, кто мог бы занять кресло главы правительства?- Называются разныекандидатуры. Чаще всего говорят о Бакытжане Сагинтаеве, первом вице-премьере.Но, на мой взгляд, этот вариант не предусматривает кардинальных изменений вполитике правительства, поскольку Сагинтаев в нем работает достаточно давно иявляется, по мнению многих, членом масимовской команды.Называют и другиефамилии. В частности, того же Имангали Тасмагамбетова (министра обороны – Ред.). Периодически вспоминают в этойсвязи Крымбека Кушербаева (акима Кызылординской области – Ред.). Речь шла и о кандидатуре Умирзака Шукеева (председательправления АО «Самрук – Казына» - Ред.),о ком-то из акимов областей.Здесь по каждойперсоналии надо говорить отдельно, поскольку вопрос не только в том, кто станетпремьером, а в том, какие будут изменения в команде правительства, насколько теили иные кандидатуры смогут обеспечить выполнение насущных задач: нестиответственность и повысить управляемость экономическим комплексом.Поэтому пока всеостается на уровне прогнозов. Очевидно, что без смены курса и без смены ролейсмена правительства станет механическим процессом. Вопрос не в том, кто уйдет,а в том, кто должен прийти. Кто сможет эффективно обеспечить смену курса правительстваи перезагрузку системы.-Вы не назвали имя вице-премьера Дариги Назарбаевой, хотя ее шансы возглавитьКабмин довольно велики.- Что касается ДаригиНурсултановны, которую также называют в качестве одного из вероятныхпретендентов на пост премьера, то сегодня она только входит в дела. Социальныйблок, который ей достался, это очень трудное направление работы. Не облегчаетей задачи зареформированность правительства. Ведь министерства в Казахстанепредставляют собой сегодня крайне сложную и нелогичную комбинацию различныхфункций, которые собрались под одной крышей, скорее всего, по каким-толичностным причинам.К примеру, в социальномблоке мы наблюдаем следующую картину: информационная сфера подведомственнаодному министерству, культура – другому, здравоохранение объединено с социальнойзащитой, пенсионным сектором, трудовой и миграционной политикой. В результатеполучается, что направления работы обозначены, однако эффективной системыпринятия решений в социальном блоке нет.Дарига Назарбаева покане сделала серьезной заявки на руководство правительством, поскольку в сфере ееответственности пока речь идет об отдельных инициативах, но четкосформулированного пакета системных реформ она пока не предложила.Не думаю, что вближайшее время может идти речь именно об ее выдвижении на пост главыправительства, поскольку у Дариги Нурсултановны нет практического опытауправления в макроэкономической сфере, промышленности, региональной политике. Привсей перспективности ее фигуры, сегодня вопрос стоит о том, что экономикеКазахстана нужен практик, жесткий практик, который умеет принимать решения,знает технологию их принятия, разбирается во всех сферах народного хозяйства исможет, действительно, обеспечить эффективное решение остро стоящих задач.Одним словом, нуженчеловек, который работал и министром, и акимом. Таковых достаточно много, но,как мы прекрасно знаем, перспективы этих личностей пока вызывают большойвопрос.Жанар Тулиндинова (Астана)

Поделиться: