«Курманджан Датка» - поэтика исторического жанра.

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
В Москве прошел ограниченный показ фильма "Курманджан Датка" известного режиссера Садыка Шер-Нияза. Работа киргизских кинематографистов была завершена еще в 2014 году и получила хорошую прессу на многих кинофестивальных площадках, но столичному зрителю она практически неизвестна.
«Курманджан Датка» - поэтика исторического жанра.
В Москве прошелограниченный показ фильма "Курманджан Датка" известного режиссера СадыкаШер-Нияза. Работа киргизских кинематографистов была завершена еще в 2014 году иполучила хорошую прессу на многих кинофестивальных площадках, но столичномузрителю она практически неизвестна.Это первый крупныйкинопроект КР в период независимости с бюджетом порядка 1,5 млн. долларов. Безгосударственной поддержки «потянуть» столь масштабный байопик было бы просто невозможно.Впрочем, политический интерес властей страны вполне очевиден – центральной фигуройфильма стала историческая личность - "Алайская царица", "матькиргизской государственности" – Курманджан Датка. Поэтому главная задачарежиссера была очерчена сугубо идеологическими рамками - закрепить сакральныйобраз героини киргизского народа для новой национальной истории. Этообстоятельство предопределило особенности киноязыка – государственный заказ недопускает полутонов - герои фильма могут быть только смелыми, мудрыми, сильнымиили же, напротив, коварными, слабодушными.Добавим еще один важныйштрих - фильм демонстрируется на киргизском языке с субтитрами. Для"погружения" в историю это правильный шаг. Киргизский язык (как иказахский) очень выразительный с точки зрения передачи определенных эмоций.Что мы имеем на выходе?Прежде всего, фильм отчетливо напоминает работы национальных студий в СССР 70-хгодов: отличные видовые съемки, качественная операторская работа, преобладаниеэмоционального ряда над связной историей.Из минусов - фильмкрайне затянут, режиссер так увлекся режимом слоу-мо, что в некоторые моменты этооткровенно раздражает. Сложно оценивать актерские работы сложно оценивать,поскольку изображались не люди с их сложным характером, а исторические типажи,что особенно заметно на образах русских генералах. Содной стороны, благородный Скобелев, который считает Курманджан своей названнойматерью, с другой,  его преемник, укоторого на лице при каждом появлении в кадре написано презрение к"туземцам".Исторический контексткомментировать не станем - есть глубокие знатоки этого сложного периода вистории, которые могут сказать - что достоверно, а где явные ляпы.Главный итог длязрителя - времени, потраченного на просмотр, не жалко. Пища для ума и сердца вналичии. На великие похвалы (на мой взгляд) не тянет, но в самом Кыргызстане(судя по отзывам и кассе) приняли и оценили. Ну, а нам стоит вспомнить, что евразийскоепространство - это ведь и казахстанские, киргизские, армянские фильмы на ТВ и влучших московских кинотеатрах. Только не по принципу - что бы было, а то, чтозаслуживает внимания.

Поделиться: