Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Трудовая миграция: выбор или иллюзия выбора?

03.09.2016

Автор:

Теги:
                                                        

В экспертной дискуссии «Адресные проекты в торгово-экономической и гуманитарной сфере в Центральной Азии: кыргызстанский опыт для Таджикистана», состоявшейся недавно в Саратове, большое внимание было уделено развитию миграционных процессов на территории ЕАЭС и изменению миграционных потоков с учетом фактора вхождения в интеграционное объединение новых государств. О том, насколько эта тема актуальна для Таджикистана, «IQ» рассказала старший советник Комитета по законодательству и правам человека Парламента  РТ Суханоро Абдумамадова.

 

- Суханоро, каковы реалии миграционной ситуации в Таджикистане в настоящее время? Какими показателями, процессами и тенденциями характеризуется ситуация в этой сфере в республике?

 

- Исходная реалия, оптимистичная: Таджикистан, имея ежегодный прирост населения на 2,1%, относиться к странам с быстрорастущим и молодым населением.

С одной стороны, это большой плюс, поскольку такая динамика свидетельствует о наличии значительных человеческих ресурсов, что, в свою очередь, создает перспективный потенциал для экономического роста.

Однако на этом оптимизм исчерпывается, поскольку высокий уровень прироста населения требует и существенных вложений в социальную сферу, поддержания высокого темпа роста занятых на внутреннем рынке труда, чего, к сожалению, не наблюдается.

По состоянию на 1 января 2015 года, численность трудовых ресурсов в стране достигла 4,9 млн. человек (по сравнению с аналогичным периодом 2010 года увеличилась на 11%). При этом рост числа занятых отстает от прироста трудовых ресурсов почти в 2,4 раза!

Конечно, это усугубляет и без того неблагоприятную ситуацию на внутреннем рынке труда, побуждает все большее количество людей трудоспособного возраста искать работу за пределами страны.

Трудовая миграция граждан республики имеет, как правило, сезонный характер. Ежегодно около 800 тысяч трудоспособных граждан выезжают на временную работу за рубеж. Основной принимающей страной трудовых мигрантов из Таджикистана традиционно остается Российская Федерация. 

Так, на основании заполненных миграционных карточек, на 1 августа текущего года из страны выехало 348 267 человек (301 309 мужчин, 46 958 женщин). Из них 340 971 – в Россию, 7 296 – в Казахстан.

 

- С учетом устойчивости тенденций в сфере трудовой миграции какие меры принимаются руководством республики, чтобы нейтрализовать возможные негативные эффекты этого динамичного и постоянного процесса?  DSC_0375.JPG

 

- Государственная политика Таджикистана в области внешней трудовой миграции нацелена, прежде всего, на предотвращение роста нелегальной миграции, а также на формирование совместно с принимающими странами согласованной системы регулирования трудовой миграции на основе общих правовых и экономических механизмов.

В этом направлении знаковым событием стало подписание в октябре 2012 года Меморандума о намерениях между Таджикистаном и Российской Федерацией по дальнейшему развитию сотрудничества в сфере миграции, на основе которого подписаны и ратифицированы парламентами наших стран два важных документа. Прописанные в них нормы позволили увеличить установленный срок для регистрации таджикских граждан на территории РФ до 15 дней, а также увеличить срок действия разрешений на работу до 3 лет.

Таким образом условия проживания и найма на работу трудовых мигрантов-граждан Республики Таджикистан на территории Российской Федерации в определенной степени улучшились.

Но, несмотря на принимаемые меры, процесс трудовой миграции все еще происходит преимущественно стихийно. Основная масса трудовых мигрантов  остается за пределами системы правовой защиты и в силу своего неурегулированного статуса лишена социальных гарантий, предусмотренных законом.

К тому же, ограниченный срок и существенные финансовые затраты на оформление разрешительных документов не дают возможности трудовым мигрантам своевременно оформить соответствующие документы для законного пребывания.

По информации Федеральной миграционной службы (ФМС) России, за нарушения законодательства 300 тысяч граждан Таджикистана внесены в список лиц, въезд которым в РФ запрещен на период от трех до пяти лет.

В целом, свыше 400 тысяч наших граждан, находящихся в настоящее время на территории Российской Федерации, попадают в эту группу риска. Причину сложившейся ситуации мы видим в высокой степени криминализации сферы посредничества для мигрантов и в низком уровне информированности самих мигрантов.

На основании договоренности между руководством ФМС РФ и Министерства труда, миграции и занятости населения РТ, а также в соответствии с решением девятого заседания Рабочей группы государств-сторон по реализации Межправительственного соглашения от 2004 года, создана экспертная группа из числа работников соответствующих органов двух государств по рассмотрению предоставления возможности въезда пяти категориям граждан РТ, в том числе студентам, которым ранее в этом было отказано.  

Таджикской частью экспертной группы по рассмотрению случаев запрета въезда для отдельных категорий граждан отправлено 3400 заявлений. По результатам проверки в территориальные подразделения ФМС России направлены поручения о разрешении въезда 2 445 гражданам РТ.

 

- Во время экспертной встречи в Саратове высказывалась точка зрения о том, что главный «бонус» от вступления в ЕАЭС Кыргызстана состоит в изменении статуса трудовых мигрантов этой страны. Действительно положения Договора о Евразийском экономическом союзе декларируют равенство граждан всех государств-участников объединения в вопросах трудоустройства на территории любого из этих государств. Однако недавний трагический инцидент в одной из московских типографий, где погибли граждане Кыргызстана, спровоцировал поток критики в адрес декларируемого принципа свободы перемещения трудовых ресурсов. Как в этом контексте мотивировать целесообразность интеграции?

 

- Пожар в московской типографии – это, прежде всего, трагедия, потому что погибли люди. Их гражданство – вопрос второстепенный.

Безусловно, в том, что такая трагедия случилась, сыграли роль многие факторы, главный из них, полагаю, несоблюдение норм безопасности в организации производства работодателем.

Если же увязывать этот случай с проблемой трудовых мигрантов, то исходить нужно из следующего: равенство всех граждан ЕАЭС в процессе трудоустройства на территории стран-партнеров действительно закреплено законодательно, но на практике работодатели, как правило, руководствуются инерционным мышлением, предпочитая не создавать себе лишних проблем. Из двух равных по квалификации претендентов на вакантную должность они обязательно выберут своего соотечественника, избавив себя от необходимости заниматься вопросами, связанными со статусом иностранных граждан. И, поверьте, для отказа они найдут массу формально «недискриминационных» поводов.

Возможно, подобный подход изживет себя когда-нибудь в процессе углубления интеграции в формате ЕАЭС. Но это, думаю, произойдет очень не скоро.

Таким образом, на конкурентном рынке страны-реципиента спектр специальностей, доступных гражданам-нерезидентам значительно сужается. Их претензии на достойную работу, хорошую должность, на официальное оформление трудового договора и на доступ к социальным программам крайне ограничены и весьма сомнительны.

Это относится и к гражданам государств-членов ЕАЭС, и к гражданам других государств постсоветского пространства. Но для первой категории есть большое преимущество – им не нужно получать разрешение на работу или патент. А это действительно существенный «бонус».

В целом, повторюсь, теоретически и у тех, и у других выбор таков: соглашаться на низкооплачиваемую, как правило, полулегальную работу без каких-либо гарантий защищенности своих интересов или уезжать домой. Но, к сожалению, и этот выбор – только иллюзия выбора. Ведь люди в поисках лучшей доли уезжают из родных мест не от жиру, а от безысходности.

Поэтому, образно выражаясь, лечить нужно не следствия, а причины – создавать возможности для реализации человеческого потенциала в национальных экономиках. А это осуществить гораздо проще, будучи интегрированными в единый рынок.

Для Таджикистана на ближайшие годы главная цель внешнеэкономического сотрудничества, в частности, с Россией состоит в том, чтобы наращивать объемы и отраслевую диверсификацию экономического сотрудничества через совместную реализацию проектов в высокотехнологичных отраслях: в информационно-телекоммуникационной сфере, в развитии топливно-энергетического комплекса, в машиностроительной, транспортной и аграрной отраслях, в модернизации действующих и прокладке новых железнодорожных маршрутов, в реализации совместных проектов на территории свободных экономических зон.

Среди наиболее перспективных сфер прямого торгово-экономического сотрудничества можно выделить создание российско-таджикских совместных предприятий, которые осуществляли бы централизованный сбор плодоовощной продукции, ее хранение и дальнейшую транспортировку в Россию, создание предприятий с полным циклом переработки хлопка-волокна, поставки в Таджикистан российского сельхозоборудования и технологий, открытие филиалов и представительств российских производителей машинотехнической продукции и так далее.

Это далеко не полный перечень направлений совместного сотрудничества, который, несомненно, будет постоянно расширяться и пополняться, в том числе, с учетом фактора развития евразийской интеграции.

Модернизация национальных экономик и углубление производственной кооперации – единственный путь к снятию с повестки дня проблемы трудовой миграции. И мне хочется верить, что придет момент, когда при наличии реальной свободы передвижения трудовых ресурсов на всем постсоветском пространстве у граждан наших государств не будет повода воспользоваться этой преференцией… 


Ольга Казанцева, специально для IQ


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение