Россия, Москва

info@ia-centr.ru

К правовому статусу Каспийского моря: промежуточные результаты и перспективы

31.08.2016

Автор:

Теги:


Правовой статус Каспийского моря, пути и механизмы достижения компромиссав его определении, позиция Ирана в обсуждаемом вопросе, а также экономическаяинтеграция стран «каспийской пятерки» и транспортные коммуникациимеждународного значения в регионе были вынесены на обсуждение в ходе видеомостамежду Алматы и Астраханью, организованного Центром аналитических исследований«Евразийский мониторинг» (Казахстан) и Центром международных иобщественно-политических исследований «Каспий-Евразия» (Россия).

В начале встречи старшийисследователь Евразийского научно-исследовательского института ЛидияТимофеенко-Пархомчик обозначила актуальную повестку каспийскойпроблематики, напомнив, что проведенная в июле нынешнего года встреча главвнешнеполитических ведомств прикаспийских государств (Казахстана,Туркменистана, Ирана, Азербайджана и России) не принесла желаемого результата –компромисс по поводу Конвенции о правовом статусе Каспийского моря достигнут небыл. По этой причине проведение пятого по счету саммита глав прикаспийскихгосударств в Астане было отложено на неопределенный срок.

Говоря о готовности стран «каспийской пятерки» к компромиссу Л.Тимофеенко-Пархомчик отметила, что хотя все без исключения государства в тойили иной степени изменили свои первоначальные подходы к проблеме определениястатуса Каспийского моря, все-таки наибольшую гибкость проявила «тройка»Россия, Азербайджана и Казахстана. В последнее время в сторону уступок началдрейфовать и Туркменистан. В частности, эксперт напомнила, что в 2015 году былоратифицировано казахстанско-туркменское соглашение о разграничении Каспийского моряна казахстанский и туркменский сектора.

- Фактически Туркменистан принял эстафету у России, Казахстана иАзербайджана в вопросе разграничения Каспийского моря. Единственная сторона,которая не поддерживает принцип применения модифицированной срединной линии –это Иран, самый сложный переговорщик в прикаспийском регионе. И именно иранскаяпозиция является камнем преткновения в вопросе определения правового статусаКаспия, - контатировала Л. Тимофеенко-Пархомчик.

Помимо этого, казахстанскийэксперт назвала в качестве одного из факторов, тормозящих продвижениепереговорных процессов, отсутствие у переговорщиков уровня ниже глав государствполномочий для принятия политических решений, в то время как встречи лидеров стран«каспийской пятерки» проходят довольно редко.

Доценткафедры политологии и международных отношений Астраханского государственногоуниверситета Сергей Новоселов, присоединившийся к дискуссии, был более оптимистичен, напомнив, чточетвертый саммит глав прикаспийских стран, прошедший в Астрахани в 2014 году,стал своего рода прорывом в решение каспийской проблематики.

- По его результатам былопределен размер исключительной экономической зоны, на которую распространяетсяюрисдикция суверенного права прибрежных государств протяженностью 25 морских миль.При этом остальная поверхность моря остается в общем пользовании. Этоестественно создает новые форматы обсуждения данного вопроса, - заметилэксперт.

По мнению С. Новоселова, пятыйсаммит был отложен не столько из-за отсутствия компромисса относительноправового статуса Каспийского моря, сколько по причине резкого обостренияситуации на Ближнем Востоке.

- Активное вовлечение РоссийскойФедерации в сирийский конфликт привело к изменению расстановки сил на Каспии.После того, как корабли Каспийской военной флотилии осуществили запуск крылатыхракет по позициям боевиков исламского государства (запрещенной в РФ и РКорганизации – ред.) в Сирии,прикаспийские страны восприняли произошедшее, как трансформацию расклада сил наКаспии, - подчеркнул российский эксперт.

Последствия этой трансформации С.Новоселов склонен оценивать двояко. С одной стороны, это позволило заметноукрепить альянс между Россией и Ираном, что, по мнению политолога, вперспективе поможет сблизить позиции сторон в вопросах определениямеждународного статуса Каспийского моря.

- С другой стороны использованиевоздушного пространства в акватории Каспийского моря для удара по Сирии крайненасторожило прибрежные страны. Затем российско-турецкий конфликт из-за сбитогобомбардировщика и вовсе поставил Казахстан, Азербайджан и Туркменистан, имеющиетесные связи с Турцией, в сложное положение. Таким образом, неожиданноевовлечение Каспия в один из самых острых международных конфликтов заставляетпо-новому взглянуть на правовой статус водоема и обеспечение всей региональнойсистемы безопасности, - высказался С. Новоселов.

Л. Тимофеенко-Пархомчиксолидаризировалась с коллегой во мнении, что укрепление российско-иранскогоальянса позитивно скажется на скорейшем разрешение статуса Каспийского моря.

- Прецедент использования акваторииКаспийского мор в военных целях действительно внес определенные изменения вконфигурацию каспийской проблематики и ирано-российский альянс, который,собственно, никуда и не исчезал, а только начал укрепляться. Что касаетсяоценки действий России главами прикаспийских государств - были ли онипредупреждены о готовящемся ударе российских ракет по сирийским территориям,был ли согласован пролет по воздушному пространству Каспия – полагаю, мыограничены в суждениях, поскольку экспертное сообщество узнает об этомпостфактум, а договариваются непосредственно руководители государств.

ДиректорЦентра актуальных исследований «Альтернатива» (г. Алматы) Андрей Чеботарев высказалразочарование в связи с пробуксовкой вопроса определения правового статусаКаспийского моря.

- Я, например, ожидал, что послепрошлогоднего долгожданного решения по иранской ядерной программе будет сдвиг ипо Каспию. Напомню, что и те переговоры тоже велись достаточно долго и трудно,и продемонстрировали, в конечном счете, что Иран иногда склонен к компромиссам.Казалось, что именно фактор ирано-российских отношений – с учетом того, чтоРоссия помогла в урегулировании иранской ядерной проблемы – станет решающим дляпродвижения каспийского вопроса. Однако последняя встреча глав дипломатическихведомств «каспийской пятерки» рассеяла все иллюзии на этот счет, - заключил А.Чеботарев.

В свою очередь политическийобозреватель, главный редактор телеканала «Астрахань-24» Александр Васильев выразилскептицизм относительно российско-иранского альянса и призвал коллег неидеализировать отношения России и Ирана и перспективы их военногосотрудничества.

- Учитывая своеобразие иранскойполитической культуры интересы России и Ирана в Сирии все-таки не сходятся.Поэтому я бы не стал особо рассчитывать на то, что позиция Ирана по Каспиюсущественно изменится в лучшую сторону. Как раз таки ядерная сделка развязаларуки Ирану и сориентировала его в направлении запада и юго-запада, гденаходится фасад Ирана. Тогда как Каспий для него в экономическом отношении –это задний двор, - констатировал российский эксперт.

А. Васильев также напомнилучастникам видеомоста о транскаспийском газопроводе, в вопросе которого, скореевсего, интересы стран-участниц дискуссии не совпадают.

Казахстанский политолог ЗамирКаражанов, продолжая тему вовлечения прикаспийского региона в сирийский конфликт,отметил, что особую остроту она приобретает в связи с настойчиво звучащими предложениемдемилитаризировать Каспий. В то же время, эксперт не склонен драматизироватьситуацию, отметив довольно высокий уровень доверия между странами «каспийскойпятерки»:

- Мы прекрасно знаем, чтооборонные бюджеты и военные расходы прикаспийских государств растут, однакоэтот рост никогда не был связан с ситуацией в сфере безопасности на самомКаспие, потому что у каждой из стран пятерки были проблемы «на стороне» игораздо более глобальные, - отметил казахстанский политолог.

Сегодня прикаспийский регион, помнению З. Каражанова, переживает период трансформации, и она касается не толькосферы безопасности, но и экономики. С учетом того, что каспийские страны – этопо большей части нефтедобывающие экономики, а цена на нефть значительноснизилась, государствам региона на нынешнем этапе необходимо приложить максимумусилий для диверсификации торговых отношений.

- Страны прикаспийского регионабудут переживать период трансформации, отходить от добывающей модели экономики,осваивать новые сферы производства. И если уж мы говорим о безопасности, тодиверсификация экономики является тем фактором, который укрепит безопасность врегионе, - подчеркнул политолог.

З. Каражанов также акцентировалвнимание на китайском факторе в прикаспийском регионе. В частности, он выразилуверенность, что с помощью него можно повлиять на Иран.

- Отмечу, что для Тегеранакаспийская нефть, по сути, не играет значимой роли. Главные нефтяные запасыИрана находятся на западе страны - на границе с Ираком и в Персидском заливе.Спрашивается, какие факторы могут повлиять на Иран и склонить его к подписаниюКонвенции о правовом статусе Каспийского моря? Полагаю, таким фактором можетстать Китай, который значительно усилил свои позиции и стал достаточно значимымигроком в прикаспийском регионе. Инициатива Экономического пояса Шелкового пути(ЭПШП) может сыграть позитивную роль и в решении каспийской проблемы. Существуеттолько один мощный стимул для Ирана – это экономическое сотрудничество нетолько в рамках «каспийской пятерки», но и с участием Китая, - заявил эксперт.

Очевидно, что заинтересованностьесть и у китайской стороны, которая готова выстраивать транспортнуюинфраструктуру ЭПШП через территорию Ирана и Каспий. Для Китая ценен выход на БлижнийВосток по сухопутным маршрутам, минуя морские пути, где сильно ощущаетсяамериканское военное присутствие. Именно этот китайский фактор можно разыгратьв переговорах с Ираном, подытожил З. Каражанов.

Продолжая разговор о транспортной инфраструктуре, заведующий кафедройАстраханского государственного архитектурно-строительного университета АлексейСинельщиков, отметил, что Каспий можно рассматривать как разветвленную сетьморских, сухопутных и трубопроводных маршрутов.

- По сути дела Каспий является стратегически ценным транспортным икоммуникационным участком Евразии. Конструктивное сотрудничество прикаспийскихгосударств возможно не только на базе политического взаимодействия, но и набазе экономического сотрудничества. И чем больше будет взаимопроникновение экономиккаспийских государств, тем более целостной они будут структурой, тем выше будетих устойчивость и сопротивляемость по отношению к внешним факторам. Учитываязначительный рынок товаров и услуг прикаспийских стран, углубленноевзаимодействие может послужить толчком для роста собственных экономик испособствовать региональным интеграционным процессам. Формированиетранспортного потенциала позволит расширить и политические, и деловые контакты.В этом заинтересованы все прикаспийские государства.

По мнению эксперта ключевую роль в этих процессах должен сыграть транспортныйкоридор «Север- Юг», прежде всего потому, что этот проект был инициирован всемипятью прикаспийскими государствами и на настоящий момент является самым успешнымиз реализуемых в регионе.

В то же время российский эксперт посетовал на то, что у проекта«Север-Юг» нет единого рабочего органа, который мог бы разрабатывать исогласовывать тарифы, заниматься логистикой, служить единым центром управления.Во многом это обусловлено отсутствием правовой основы и, в конечном счете,связано с незавершенностью процесса определения статуса Каспия. Участникивидеомоста сошлись во мнении, что решение этого вопроса позволит раскрытьпотенциал Каспийского моря в качестве важной транспортной «артерии» Евразии.


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение