Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Казахстан-2016: в ожидании реформы

31.08.2016

Автор:

Теги:

Президент Казахстана - Лидер нации Нурсултан Назарбаев еще 14 декабря 2012 года в Послании народу «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства» отметил: «Мы должны идти по цивилизованному пути вместе со всем миром и взять курс на дальнейшую демократизацию общества. Нужно продолжить нашу политику по усилению парламента полномочиями».

Представляется, что усиление полномочий парламента следует рассматривать в контексте развития механизма парламентского контроля за правительством, которому должны быть перераспределены от президента реальные полномочия социально-экономического характера, с полной свободой в принятии решений и соответствующей ответственностью.

При этом считаю возможным перераспределение властных полномочий от президента к правительству, с обязательным сохранением контрольных полномочий за президентом в отношении вопросов обороны, национальной безопасности, внутренних дел, чрезвычайных ситуаций.

Одновременно необходимо введение модели взаимоотношений между правительством и парламентом, которая:

1) позволяет парламенту коллегиально влиять на назначение  премьер- министра и формирование состава правительства;

2) усиливает роль парламента в осуществлении парламентского контроля в отношении решений и действий правительства через механизм:

- заслушивания отчетов об исполнении республиканского бюджета;

- парламентских расследований, а также институт парламентского омбудсмена, который избирался бы парламентом;

- объявления вотума недоверия правительству;

- постановки вопроса об освобождении от должности некоторых членов правительства.  

1. В случае изменения механизма назначения премьер-министра и формирования правительства необходимо внесение изменений в подпункт 3 статьи 44 Конституции РК – в части исключения из компетенции президента полномочия по назначению премьер-министра и формирования правительства, а также дополнений в статью 56 Конституции в части наделения Мажилиса полномочиями по назначению премьер-министра и членов правительства.

При этом считаю необходимым сохранение за президентом права назначать, освобождать от должности и руководить деятельностью силовых структур по аналогии со статьей 32 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 года № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации».

Также необходимо сохранить за президентом право отменять либо приостанавливать полностью или частично действие актов правительства и премьер-министра республики, акимов областей, городов республиканского значения и столицы (пп.3) ст. 44 Конституции РК).

2. В пункте 1 статьи 48 Конституции РК указано, что «в случае досрочного освобождения или отрешения от должности Президента Республики Казахстан, а также его смерти полномочия Президента Республики на оставшийся срок переходят к Председателю Сената Парламента; при невозможности Председателя Сената принять на себя полномочия Президента они переходят к Председателю Мажилиса Парламента; при невозможности Председателя Мажилиса принять на себя полномочия Президента они переходят к Премьер-Министру Республики. Лицо, принявшее на себя полномочия Президента Республики, складывает с себя соответственно полномочия Председателя Сената, Председателя Мажилиса, Премьер-Министра. В этом случае замещение вакантных государственных должностей осуществляется в порядке, предусмотренном Конституцией».

Для сравнения, в пункте 3 статьи 92 Конституции РФ закреплено, что «во всех случаях, когда Президент Российской Федерации не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства Российской Федерации».

Предлагаем рассмотреть возможность пересмотра нормы Конституции о переходе полномочий президента республики на оставшийся срок премьер-министру, исключив из данного конституционного механизма председателя Сената и председателя Мажилиса.

3. В Республике Казахстан государственным органом, осуществляющим координацию деятельности государственных органов, функции контроля и иные функции, предусмотренные законодательством, а также уполномоченным государственным органом по защите государственных секретов и обеспечению информационной безопасности является канцелярия премьер-министра.

«Канцелярию возглавляет Руководитель Канцелярии, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Республики Казахстан по представлению Премьер-Министра Республики Казахстан.

Предлагаем рассмотреть возможность предоставления премьер-министру РК права самостоятельно назначать руководителя канцелярии премьер-министра РК.

4. Убежден, что усилению конституционно-правового статуса парламента будет способствовать переход к смешанной избирательной модели формирования парламента.

В условиях казахстанской политической действительности в нашей стране была бы приемлема смешанная модель избирательной системы, при которой депутаты Мажилиса избирались бы поровну.

Такая модель способна сочетать положительные стороны мажоритарной избирательной системы (постоянная связь депутата со своими избирателями; знание своего округа, его проблем, знание людей; избиратели имеют большее представление о депутате) и пропорциональной избирательной системы (обеспечение адекватного представительства политических сил в парламенте; выявление политических интересов населения, что способствует более эффективной связи между государством и обществом; развитие политического плюрализма в обществе).

Очевидно, что существующая пропорциональная избирательная система с жестко доминирующим уклоном правящей партии в политической системе общества, когда ее победа на выборах гарантирована административным ресурсом, ставит «народных избранников» в зависимость от партийного руководства, но – не от электората. Пропорциональная избирательная система, с высоким процентным барьером для прохождения политических партий в парламент, при отсутствии партийных традиций не в состоянии обеспечить представительства различных интересов общества в парламенте страны.

5. Дальнейшая децентрализация управления, применительно к необходимости усиления парламента полномочиями, требует проведения конституционной реформы, направленной на изменение структуры Парламента Республики Казахстан и упразднения его верхней палаты – Сената.

Модель власти в Казахстане и Узбекистане (как впрочем, во многих странах постсоветского пространства), сложившаяся к моменту принятия действующих конституций, объясняется как объективными, так и субъективными факторами.

Это отсутствие сложившихся политических партий в реальном политическом процессе и сформированного гражданского общества; неспособность государственных органов гибко управлять обществом, сохраняя его стабильность и поступательное развитие; начальный этап формирования правового государства, требовавший концентрации власти; упорядочение экономических процессов путем принятия быстрых необходимых решений по реформированию экономики страны; менталитет граждан, привыкших к управлению одним лицом (вначале самодержавие, затем партия во главе одного лица).

Между тем, конституционная модель власти в Казахстане, взятая за основу по аналогии из Конституции Франции V Республики, исчерпала себя. Настало время для проведения конституционных реформ, необходимость которых и отмечал неоднократно президент Республики Казахстан. 

 Мереке Габдуалиев, кандидат юридических наук, директор общественного фонда «Институт развития конституционализма и демократии»

 


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение