Казахстан-2016: в ожидании реформы

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Президент Казахстана - Лидер нации Нурсултан Назарбаев еще 14 декабря 2012 года в Послании народу «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства» отметил: «Мы должны идти по цивилизованному пути вместе со всем миром и взять курс на дальнейшую демократизацию общества. Нужно продолжить нашу политику по усилению парламента полномочиями».Представляется, что усиление полномочий парламента следует рассматривать в контексте развития механизма парламентского контроля за правительством, которому должны быть перераспределены от президента реальные полномочия социально-экономического характера, с полной свободой в принятии решений и соответствующей ответственностью.
Казахстан-2016: в ожидании реформы
Президент Казахстана - Лидер нации Нурсултан Назарбаев еще 14 декабря 2012 года в Послании народу «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства» отметил: «Мы должны идти по цивилизованному пути вместе со всем миром и взять курс на дальнейшую демократизацию общества. Нужно продолжить нашу политику по усилению парламента полномочиями».Представляется, что усиление полномочий парламента следует рассматривать в контексте развития механизма парламентского контроля за правительством, которому должны быть перераспределены от президента реальные полномочия социально-экономического характера, с полной свободой в принятии решений и соответствующей ответственностью. При этом считаю возможным перераспределение властных полномочий от президента к правительству, с обязательным сохранением контрольных полномочий за президентом в отношении вопросов обороны, национальной безопасности, внутренних дел, чрезвычайных ситуаций.Одновременно необходимо введение модели взаимоотношений между правительством и парламентом, которая:1) позволяет парламенту коллегиально влиять на назначение  премьер- министра и формирование состава правительства;2) усиливает роль парламента в осуществлении парламентского контроля в отношении решений и действий правительства через механизм:- заслушивания отчетов об исполнении республиканского бюджета;- парламентских расследований, а также институт парламентского омбудсмена, который избирался бы парламентом;- объявления вотума недоверия правительству;- постановки вопроса об освобождении от должности некоторых членов правительства.  1. В случае изменения механизма назначения премьер-министра и формирования правительства необходимо внесение изменений в подпункт 3 статьи 44 Конституции РК – в части исключения из компетенции президента полномочия по назначению премьер-министра и формирования правительства, а также дополнений в статью 56 Конституции в части наделения Мажилиса полномочиями по назначению премьер-министра и членов правительства.При этом считаю необходимым сохранение за президентом права назначать, освобождать от должности и руководить деятельностью силовых структур по аналогии со статьей 32 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 года № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации».Также необходимо сохранить за президентом право отменять либо приостанавливать полностью или частично действие актов правительства и премьер-министра республики, акимов областей, городов республиканского значения и столицы (пп.3) ст. 44 Конституции РК).2. В пункте 1 статьи 48 Конституции РК указано, что «в случае досрочного освобождения или отрешения от должности Президента Республики Казахстан, а также его смерти полномочия Президента Республики на оставшийся срок переходят к Председателю Сената Парламента; при невозможности Председателя Сената принять на себя полномочия Президента они переходят к Председателю Мажилиса Парламента; при невозможности Председателя Мажилиса принять на себя полномочия Президента они переходят к Премьер-Министру Республики. Лицо, принявшее на себя полномочия Президента Республики, складывает с себя соответственно полномочия Председателя Сената, Председателя Мажилиса, Премьер-Министра. В этом случае замещение вакантных государственных должностей осуществляется в порядке, предусмотренном Конституцией».Для сравнения, в пункте 3 статьи 92 Конституции РФ закреплено, что «во всех случаях, когда Президент Российской Федерации не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства Российской Федерации».Предлагаем рассмотреть возможность пересмотра нормы Конституции о переходе полномочий президента республики на оставшийся срок премьер-министру, исключив из данного конституционного механизма председателя Сената и председателя Мажилиса. 3. В Республике Казахстан государственным органом, осуществляющим координацию деятельности государственных органов, функции контроля и иные функции, предусмотренные законодательством, а также уполномоченным государственным органом по защите государственных секретов и обеспечению информационной безопасности является канцелярия премьер-министра.«Канцелярию возглавляет Руководитель Канцелярии, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Республики Казахстан по представлению Премьер-Министра Республики Казахстан.Предлагаем рассмотреть возможность предоставления премьер-министру РК права самостоятельно назначать руководителя канцелярии премьер-министра РК.4. Убежден, что усилению конституционно-правового статуса парламента будет способствовать переход к смешанной избирательной модели формирования парламента. В условиях казахстанской политической действительности в нашей стране была бы приемлема смешанная модель избирательной системы, при которой депутаты Мажилиса избирались бы поровну.Такая модель способна сочетать положительные стороны мажоритарной избирательной системы (постоянная связь депутата со своими избирателями; знание своего округа, его проблем, знание людей; избиратели имеют большее представление о депутате) и пропорциональной избирательной системы (обеспечение адекватного представительства политических сил в парламенте; выявление политических интересов населения, что способствует более эффективной связи между государством и обществом; развитие политического плюрализма в обществе).Очевидно, что существующая пропорциональная избирательная система с жестко доминирующим уклоном правящей партии в политической системе общества, когда ее победа на выборах гарантирована административным ресурсом, ставит «народных избранников» в зависимость от партийного руководства, но – не от электората. Пропорциональная избирательная система, с высоким процентным барьером для прохождения политических партий в парламент, при отсутствии партийных традиций не в состоянии обеспечить представительства различных интересов общества в парламенте страны.5. Дальнейшая децентрализация управления, применительно к необходимости усиления парламента полномочиями, требует проведения конституционной реформы, направленной на изменение структуры Парламента Республики Казахстан и упразднения его верхней палаты – Сената.Модель власти в Казахстане и Узбекистане (как впрочем, во многих странах постсоветского пространства), сложившаяся к моменту принятия действующих конституций, объясняется как объективными, так и субъективными факторами.Это отсутствие сложившихся политических партий в реальном политическом процессе и сформированного гражданского общества; неспособность государственных органов гибко управлять обществом, сохраняя его стабильность и поступательное развитие; начальный этап формирования правового государства, требовавший концентрации власти; упорядочение экономических процессов путем принятия быстрых необходимых решений по реформированию экономики страны; менталитет граждан, привыкших к управлению одним лицом (вначале самодержавие, затем партия во главе одного лица).Между тем, конституционная модель власти в Казахстане, взятая за основу по аналогии из Конституции Франции V Республики, исчерпала себя. Настало время для проведения конституционных реформ, необходимость которых и отмечал неоднократно президент Республики Казахстан.  Мереке Габдуалиев, кандидат юридических наук, директор общественного фонда «Институт развития конституционализма и демократии» 

Поделиться: