Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Гражданское общество в Узбекистане: NGO vs GONGO

Гражданское общество в Узбекистане: NGO vs GONGO

16.10.2019

Автор: Санжар Саидов

В последние годы Узбекистан реформирует экономическую и инвестиционную политику. Новое руководства страны стремится к привлечению иностранных инвестиций, особенно из западных развитых стран. В то же время правительство осознает, что для повышения экономико-инвестиционной привлекательности страны в первую очередь необходимо проводить политические реформы. Эти реформы охватывает задачи во внутриполитической сфере: внедрение системы демократического правления, установление верховенства закона, соблюдение прав человека, формирование и поддержку гражданского общества.

В последние годы по инициативе президента Шавката МИРЗИЕЕВА был принят ряд правовых документов, направленных на строительство гражданского общества. Одним из ключевых является постановление президента от 4 октября 2019 г. «О дополнительных мерах по повышению эффективности общественного контроля за проводимыми реформами в социально-экономической сфере, а также активности граждан в осуществлении демократических преобразований в стране».

В этом документе особо подчеркивается такие новые правовые процедуры, как общественные обсуждения проектов нормативно-правовых актов; усиление механизмов реализации форм общественного контроля; внедрение информационных технологий в деятельности государственных органов и т.п. Также в постановление подчеркивается необходимость принятия Кодекса Республики Узбекистан о негосударственных некоммерческих организациях (ННО) и создается Рабочая группа по подготовке проекта[1].

Исходя из этого мы попытались проанализировать некоторые аспекты развития гражданского общества в Узбекистане.

ННО как институт гражданского общества

Анализ внутренних и внешних условий, направленных на повышение внимания к вопросам гражданского общества, показывает, что узбекская модель базируется на том, что государство выступает главным реформатором, а также имеет патерналистский характер. Именно власть активизирует социальную активность в обществе, посредством ННО осуществляет его трансформацию в социально направленное движение.

Существующая законодательная база, регулирующая деятельность ННО в Узбекистане, впечатляет. Согласно официальным заявлениям, за годы независимости было принято более 200 законодательных актов, направленных на усиление роли ННО в общественно-политической сфере.

В настоящее время в стране насчитывается более 9 тыс. ННО, действуют филиалы и представительства 29 международных и иностранных неправительственных организаций. В следующих таблицах представлен статистический анализ тенденций развития ННО в Узбекистане, их классификации и роли в различных социальных сферах жизни.

 

Снимок экрана 2019-10-16 в 17.41.45.png

Таб. 1. Динамика количественного роста негосударственных некоммерческих организаций в Узбекистане.[2]

 

ДИА2.png

Таб. 2. Деятельность негосударственных некоммерческих организаций в социальных сферах общества. 

Однако заблуждением было бы считать, что все эти организации являются настоящими институтами гражданского общества, созданными по инициативе граждан. Весьма жесткое законодательство по созданию и регистрацию ННО, строгая подотчетность деятельности ННО органам исполнительной власти привели к созданию организаций-клонов в формате «GONGO» (ННО, созданные и финансируемые государством). Такие организации, как Союз молодежи, Комитет женщин, Фонды «Махалла» и «Нуроний», Национальные ассоциация негосударственных некоммерческих организаций и Национальная ассоциация электронных СМИ, Общественный фонд поддержки и развития независимых печатных СМИ и др. являются яркими примерами «GONGO». Они часто забывают свои социальные функции, выполняя поручения и функции государственных органов. 

Вопросы финансирования неправительственных некоммерческих организаций и других институтов гражданского общества тоже является актуальными. В этом контексте создание Общественного фонда поддержки ННО и других институтов гражданского общества при Парламенте и образование парламентской комиссии по управлению средствами Фонда стали знаковыми событиями.

   диа3.png  

Таб. 3. Динамика государственного финансирования ННО в Узбекистане (в млрд.сумах).   

Из перечня дополнительных источников финансирования институтов гражданского общества в стране, к сожалению, пока приходится исключить членские взносы общественных объединений или благотворительную помощь граждан и организаций. Это связано с низким уровнем доходов населения, высокой безработицей и отсутствием эффективной стратегии фандрейзингау отечественных ННО.

В деятельности национальных негосударственных организаций существует ряд актуальных проблем. Выявленные проблемы связаны не только с недостаточным уровнем материально-технической базы «третьего сектора», но и слабым развитием социального капитала – ключевого компонента гражданского общества, охватывающего все социальные группы и слои. В ряду этих проблем можно назвать отсутствие эффективного социального партнерства между государственными органами и общественными организациями, низкий уровень интереса населения к социальной активности и их безучастие в деятельности ННО, односторонний характер отношений между государственными органами и общественными организациями, регулирование и упорядочение этих отношений исключительно государством.

   Выводы

Обобщая анализ концептуальных подходов к сути и значению гражданского общества, его деятельности в различных периодах и социально-политических условиях, можно отметить, что гражданское общество состоит из системы социальных связей, не регулируемых и не контролируемых напрямую государством свободных граждан, общественных организаций и волонтерских объединений. Гражданское общество формирует свои коммуникации на основе закономерностей, отличающихся от принципов экономических и политических сфер страны, – равенством, солидарностью, взаимоуважением, взаимодоверием.

Показателем зрелого уровня гражданского общества должна является не число общественных организаций, а уровень вовлеченности граждан в эти организации, то есть социальная база гражданского общества, определяющая социально-политическую стабильность в стране.



[1]Постановление Президента Республики Узбекистан«О дополнительных мерах по повышению эффективности общественного контроля за проводимыми реформами в социально-экономической сфере, а также активности граждан в осуществлении демократических преобразований в стране». www.lex.uz

[2]Таблица основана на данных Национальной ассоциации негосударственных некоммерческих организаций Узбекистана и включает в себя региональные отделения ННО. См.: http://ngo.uz/




Теги: Узбекистан

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение