Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Кайрат Бисетаев: на российском рынке казахстанская сельхозпродукции неконкурентоспособна из-за более высокой себестоимости.

20.08.2016

Автор:

Теги:

В минувшую субботу после четырехзаседаний в Астане и стольких же – в регионах Общественная комиссия поземельной реформе завершила свою работу. Предложения и рекомендации экспертов,общественных деятелей, гражданских активистов и аграриев направлены впарламент, которому предстоит решить их судьбу. Об итогах работы комиссии мыпобеседовали с одним из активных ее участников, представлявших интересыпрофессионалов-аграриев, председателем Союза картофелеводов и овощеводовКазахстана Кайратом Бисетаевым. Помимо этого, мы затронули перспективы ипроблемы развития сельхозпроизводства в Казахстане в условиях Евразийскогоэкономического союза:

- Как известно, Россия ввела санкциина ввоз овощей и картофеля из стран Евросоюза. Помогло ли как-то казахстанскимсельхозпроизводителям войти на российский рынок, закрепиться на нем?

-По сути, нам никто и ничто не мешает войти на российский рынок, кроме естественнойконкуренции. В 2015 году в России был рекордный урожай картофеля. Причем навсей ее территории от Владивостока до Мурманска. И этого было достаточно длятого, чтобы они держали низкие цены до нового урожая.

Плюск этому российские аграрии увеличивают площади посевов. Запрет на ввозсельскохозяйственной продукции из Евросоюза, которые стали контрмерой на санкцииЗапада в отношение России, на самом деле подстегнул развитие российскогоагробизнеса, запустил процессы импортозамещения. По данным наших коллег изКартофельного союза России прирост площадей посевов в крестьянских хозяйствах иагропредприятиях составил от 20 до 30%. Российский бизнес идет в аграрныйсектор, инвестирует деньги в развитие сельского хозяйства. И результат дает осебе знать. Если в нынешнем году в России будет урожай на уровне прошлого года– они сами себя обеспечат сельскохозяйственной продукцией.

Отмечу,что сходные процессы происходят в Казахстане. За последние пять лет у наспроизошел всплеск объемов производства. В осенне-зимний и весенний период мыполностью обеспечены собственными овощами и картофелем. И только летом – сконца мая по середину августа – завозим картофель и овощи из-за рубежа. Примечательно,что в связи с девальвацией в Казахстане изменилась структура импорта. К примеру,значительно снизились объемы поставок из Китая и Пакистана, которые раньше занималидо 28% доли рынка, поскольку после падения курса тенге китайская и пакистанскаясельхозпродукция стала неконкурентоспособной по цене. Помимо этого, южныерегионы Казахстана освоили технологию выращивания раннего картофеля. Этопозволило удерживать цены на картофель в весенне-летний период на том же уровне,что и осенью и зимой, после сборки урожая. Именно поэтому импортеры из дальнегозарубежья потеряли интерес к казахстанскому рынку. Таким образом, рынок овощейи картофеля в Казахстане постепенно локализуется.

Вто же время отмечу, что на российском рынке казахстанская сельхозпродукциинеконкурентоспособна из-за более высокой себестоимости. В отличие от России,где в некоторых регионах естественных осадков достаточно для обеспечениястабильного урожая, в Казахстане овощные культуры и картофель выращиваются преимущественнос применением технологий орошения.

Строительствосистемы орошения стало одним из самых капиталоемких вложений казахстанскихсельхозпроизводителей. Сегодня, к сожалению, Казахстан потерял те объемыорошения, которые были при Советском Союзе – с 2 млн 300 тыс. гектаров онисократились почти вдвое - до 1 млн 200 тыс. гектар. Этот фактор сказывается нацене конечной продукции.

Вслучае, если в России будет неурожай, мы всегда готовы экспортировать своюпродукцию. У нас есть горизонтальные связи, у каждого хозяйства есть своипартнеры в России. Однако пока наша продукция на российском рынке невостребована.

- В таком случае, какие перспективыроста вы видите перед собой?

-Сегодня перед казахстанскими овощеводами и картофелеводами стоят две нерешенныезадачи. Первое, над чем мы должны поработать, это структурирование внутреннегорынка. Мы должны устранить лишних посредников. Это позволит нам при реализациитого же объема продукции, что и сейчас, увеличить маржу аграриев. Чтобы ее не «съедали»перекупщики, служащие промежуточным звеном между производителями и конечнымипотребителями. Для этого мы ведем работу по заключению договоров с оптовымирынками крупных городов, предусматривающих прямые поставки. Если раньше вопросылогистики решали перекупщики, которые приезжали в хозяйства и прямо оттудазабирали картофель и овощи, и крестьяне не знали, куда он поставлялся, какпродавался, то сейчас мы ведем работу над тем, чтобы самостоятельно поставлятьпродукцию на оптовые рынки. Сегодня мы находимся на финишной прямой позаключению контракта с рынком «Алтын Орда» в Алматы, через который проходит до80% потребляемого в южной столице Казахстана картофеля. Выходя на заключениепрямых договоров, мы тем самым поднимаем свою маржинальность, что позволит намбольше инвестировать в развитие бизнеса.

Второймомент, на котором мы намерены сосредоточить свои усилия – это создание мощностейпо переработке картофеля. На сегодняшний день в Казахстане практическиотсутствует переработка картофеля. Если, скажем, в развитых странах напереработку идет 60-70% производимого картофеля, то у нас – ноль. Союзкартофелеводов и овощеводов Казахстана активно занимается поиском инвесторов всфере переработки картофеля.

Кстати,к переработанному картофелю на российском рынке было бы значительно большеинтереса. В частности, мы ищем партнеров по производству замороженногокартофеля фри. Основным потребителем этой продукции является сети фаст-фуда, гдекартофель-фри является одним из главных продуктов, начиная с больших – Макдоналдси KFC –и заканчивая мелкими местными сетями. Отмечу, что этот рынок на постсоветскомпространстве растет очень динамично. При этом в России, Казахстане, Украине,других постсоветских республиках потребляемый картофель-фри чуть ли не на 100% являетсяимпортным, поскольку у крупных сетей фаст-фуда, таких как Макдоналдс, KFC, Burger King оченьсерьезные требования к поставщикам и, как правило, они находятся на Западе.

Всвязи с принятыми Россией санкционными мерами в отношении продукции изЕвросоюза, вопрос создания собственных производственных мощностей стал оченьактуальным. Правда, на замороженный картофель-фри, который поставляется изПольши, санкции не распространяются, однако этот вопрос очень зыбкий, потомучто сильно зависит от политических моментов. Очевидно, что картофель-фри нарынке Евразийского экономического союза (ЕАЭС) должен быть свой. Этим вопросом сегоднязанимается и российский бизнес, и казахстанский. Российские предпринимателииспытывают трудности в связи с тем, что из-за санкций туда не могут войтикрупные инвесторы. Это наш главный аргумент в переговорах с крупными западнымикомпаниями, которые занимаются производством картофеля-фри. Если вы зайдете вКазахстан, говорим мы, то в рамках ЕАЭС у вас будет свободный доступ нароссийский рынок и минимальные политические риски.

Помимоэтого, полагаю казахстанским сельхозпроизводителем можно попытаться занять нишу«премиального» – мытого и упакованного – картофеля и овощей. Сегоднясельхозпродукция «премиального» класса поставляется в Россию из Израиля иЕгипта, но и Казахстан может составить им конкуренцию.

Жанар Тулиндинова


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение