Алексей Чекрыжов: Российско-казахстанское приграничье – нефтегазовые приоритеты и транспортные перспективы

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Казахстан и Россия имеют рекордную по протяженности общую границу. Из 14 областей Республики Казахстан половина граничит с российскими регионами. Немаловажно, что практически весь прошлый век два государства были в составе единой страны, а это значит, что инфраструктура приграничья выстраивалась с самого начала буквально за 25 лет. Тем не менее, общая история государств, их географическое положение, взаимосвязь и взаимозависимость экономик России и Казахстана стали причиной тесной кооперации двух партнеров на уровне регионов-субъектов сторон. Разумеется, наиболее тесные торгово-экономические связи государств наблюдаются в приграничных регионах.
Алексей Чекрыжов: Российско-казахстанское приграничье – нефтегазовые приоритеты и транспортные перспективы
 Казахстан и Россия имеют рекордную по протяженности общую границу. Из 14 областей Республики Казахстан половина граничит с российскими регионами. Немаловажно, что практически весь прошлый век два государства были в составе единой страны, а это значит, что инфраструктура приграничья выстраивалась с самого начала буквально за 25 лет. Тем не менее, общая история государств, их географическое положение, взаимосвязь и взаимозависимость экономик России и Казахстана стали причиной тесной кооперации двух партнеров на уровне регионов-субъектов сторон. Разумеется, наиболее тесные торгово-экономические связи государств наблюдаются в приграничных регионах. Можно утверждать, что в политике регионального развития в обоих государствах нет категории приграничного региона в призме использования этого территориального фактора в качестве «козыря». Иными словами, зачастую к субъектам на окраине государства относятся так же, как и к внутренним регионам. В то же время объективно, приграничные регионы имеют ряд преимуществ в сравнении с другими единицами административного деления. В этой связи Казахстан и Россия, имея столь протяженные границы, способны повысить роль рассматриваемых субъектов в национальных экономиках. Тесная торгово-экономическая консолидация государств этому содействует. Среди большого числа взаимосвязанных отраслей экономик двух стран можно выделить несколько наиболее эффективных в режиме трансграничного сотрудничества. Прежде всего, это те отрасли, которые имеют прочные межгосударственные производственные цепочки, обусловленные историческими факторами. Экономический альянс субъектов данных секторов экономики сформировался еще в советское время. Сюда можно отнести металлургию, сельское хозяйство и ряд других отраслей. В то же время, наибольшая степень взаимодействия приграничья этих государств отмечается в нефтегазовом секторе. В экономиках Казахстана и России экспорт энергоресурсов занимает ведущие позиции, чем и обусловлено такое тесное сотрудничество в этом секторе. Стороны еще с двухтысячных годов имеют опыт формирования совместных предприятий, промышленные объекты которых размещены в приграничных регионах обеих стран. Можно утверждать, что восточные и северные области Казахстана концентрируют нефтегазовые мощности государства. Регионы России, имеющие общие границы с Республикой Казахстан также представлены перерабатывающими нефть и газ заводами, и инфраструктурой добывающей отрасли. Говоря о взаимодействии нефтегазовых игроков приграничных субъектов России и Казахстана, стоит отметить и новые перспективные совместные проекты сторон, и прежде всего, геологоразведку и разработку месторождений проекта «Евразия». Немаловажную роль играет наличие нефте- и газотранспортных трубопроводов. Так, например, газотранспортная система «Средняя Азия — Центр» до сих пор остается основной магистралью транзита энергоресурсов не только Казахстана, но и ряда других центрально-азиатских государств. Разумеется, ключевые технологические звенья этой магистрали располагаются в приграничье. Отсюда вытекает следующее положение – в перспективе наиболее эффективное взаимодействие приграничных регионов государств возможно в транспортно-логистическом секторе и инфраструктурном строительстве. Необходимость в качественной и широкой сети трансграничных автомагистралей, железных дорог и сопутствующих объектов не подвергается сомнению. Однако дело в том, что потенциал российско-казахстанского сотрудничества в этом секторе огромен, равно как и экономическая отдача межгосударственных транспортных проектов для регионов приграничья. К слову, в программах диверсификации экономик сторон развитие дорожных сетей ставится в приоритет. Этому способствуют и конъюнктурные внешние факторы. Например, продвижение торгово-экономических проектов китайских партнеров позволяют говорить о том, что Россия и Казахстан в ближайшем будущем могут стать глобальными транзитными хабами. Справедливо будет отметить, то и сегодня по территории приграничья этих государств проходят большие транзитные объемы товаров. Однако расширение этих возможностей, в том числе и за счет формирования масштабных складских и перевалочных пунктов, могло бы вывести приграничные регионы соседей на новый уровень социально-экономического развития. В то же время, для раскрытия данного потенциала государствам необходима тесная кооперация субъектов дорожного строительства и качественные стандарты стыковки их деятельности. В какой-то степени эти задачи решаются уже сегодня за счет интеграции стран в Евразийский экономический союз. Геополитический центр «Берлек-Единство»

Поделиться: