Эдуард Полетаев: Кроме Назарбаева, на постсоветском пространстве нет политика, который мог бы усадить за стол переговоров противоборствующие стороны

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
В то же время Нурсултан Назарбаев сообщил Владимиру Владимировичу о подробностях телефонного разговора с президентом Украины Петром Порошенко, который выражает готовность к компромиссам. Похоже, президент Казахстана стал одним из главных медиаторов в разрешении конфликтов на постсоветском и шире – евразийском – пространстве. Почему именно казахстанскому лидеру досталась эта непростая роль?
Эдуард Полетаев: Кроме Назарбаева, на постсоветском пространстве нет политика, который мог бы усадить за стол переговоров противоборствующие стороны
ЭдуардПолетаев: Кроме Назарбаева, на постсоветском пространстве нет политика, которыймог бы усадить за стол переговоров противоборствующие стороныИтогии наиболее яркие заявления состоявшейся вчера в Сочи встречи президентов Россиии Казахстана прокомментировал известный казахстанский политолог, руководительОбщественного фонда «Мир Евразии»:-Эдуарл Эдуардович, на встрече в Сочи президент России Владимир Путин поблагодарилказахстанского лидера за помощь в восстановлении отношений с Турцией. В то жевремя Нурсултан Назарбаев сообщил Владимиру Владимировичу о подробностях телефонногоразговора с президентом Украины Петром Порошенко, который выражает готовность ккомпромиссам. Похоже, президент Казахстана стал одним из главных медиаторов вразрешении конфликтов на постсоветском и шире – евразийском – пространстве.Почему именно казахстанскому лидеру досталась эта непростая роль?- Это связано с тем,что, во-первых, Нурсултан Назарбаев – это один из опытнейших политиковпостсоветского пространства. В некоторых странах уже сменилось несколькопоколений политиков и более того произошли кардинальные преобразования и сломобщественно-политической формации и геополитической ориентации, как, например, наУкраине.В то время какпрезидент Казахстана хранит верность своим принципам, основные его постулатыкак политического лидера на протяжении долгого времени остаются неизменными:сотрудничество, развитие, приват экономики над политикой, интеграционныеприоритеты, отказ от ядерного оружия и т.д. На фоне того, что постсоветскоепространство, к сожалению, несмотря на ряд интеграционных проектов, продолжаетпребывать в состоянии нестабильности, сопряженном с рисками возникающих времяот времени локальных конфликтов, в том числе вооруженных, роль президентаКазахстана многократно возрастает. Потому что, по сути дела, кроме него, напостсоветском пространстве нет такой мощной фигуры, такого политика, который быне только мог усадить за стол переговоров противоборствующие стороны, но иполностью устраивал их, являлся для них авторитетом, к мнению которого они быприслушивались.Казахстан удалосьнакопить за два с половиной десятилетия миротворческий опыт, и к немуприслушиваются, поскольку наша страна никогда не позиционировала себя какгосударство, имеющее корыстные интересы за пределами своих географическихграниц. Как правило, он демонстрировал стремление к созданию на постсоветскомпространстве благоприятных условий для развития экономики.Второй момент связан стем, что характер стратегических отношений Казахстана с Россией создает условиядля многоформатного сотрудничества, в котором также есть место взаимодействию сразличными политическими силами и лидерами других государств. Все знают, чтоКазахстан как близкий партнер Российской Федерации может оказать позитивноевоздействие при решении конфликтных ситуаций.-Как Вы считаете, насколько окажется удачным посредничество казахстанскогопрезидента в урегулировании российско-украинского кризиса? Ведь, как отметилНурсултан Назарбаев, Порошенко готов признать особый статус Донбасса, однакодля принятия соответствующего закона он не располагает необходимым большинствомв Верховной раде.- Надо признать, что всложившейся на протяжении последних десяти лет общественно-политическойситуации на Украине ни у одной политической силы нет поддержки большинства. И украинскиеполитики, баллотировавшиеся в президенты или в Верховную раду, не набирали существенногоколичественного преимущества, как это случается, например, вцентрально-азиатских государствах. Очевидно, что в ответ на любую инициативуПорошенко сразу же возникнет определенное политическое противостояние внутристраны, поскольку Украина по многим параметрам распалась на ментальном иидеологическом уровне.И это, конечно же,проблема, хотя отнюдь не единственная. Загвоздка еще и в том, что Минскиесоглашения были разработаны в короткое время, став результатом необходимостихоть какого-то срочного компромисса, чтобы остановить активные боевые действия,которые грозились разрастись в полноценную войну. Естественно, что по многимпараметрам они достаточно спорны и не выполняются. Очевидно, что необходимопредпринять что-то дальше: либо требовать соблюдения Минских соглашений, что внынешних условиях крайне затруднительно, потому что стороны всегда находятповоды для обвинения друг друга. Либо сформулировать новый план.И в этом случае важна рольпрезидента Казахстан. Тем более, что Украина для него, безусловно, не чужаястрана. Он и учился там, и состоялся как специалист. Надо признать, что длярешения украинской проблемы необходимо пройти достаточно долгий путь. Однакосам факт того, что Казахстан, государство, не имеющее общей границы с Украиной,тем не менее заинтересовано в том, чтобы там воцарился мир, это хорошийпоказатель. Он говорит о том, что наш политический лидер старается продвигатьинициативы не только на своем региональном уровне, но и расширять орбиту своеговлияния.-Помимо вышеназванных тем, лидеры России и Казахстана обсуждали и вопросыэкономического сотрудничества. В частности, Нурсултан Назарбаев анонсировалФорум межрегионального сотрудничества России и Казахстана, который пройдет 4октября и предложил принять в нем участие, помимо приграничных регионов, также представителейиз Москвы, Санкт-Петербурга и Восточной России. С чем, на ваш взгляд, связана такаярасстановка акцентов казахстанским президентом?- Как известно, вКазахстане семь из 16 регионов граничат с Россией, в то время как в России –только 12 из 85 субъектов. Отмечу, что тенденция расширения сотрудничестваобозначилась еще в прошлом году, когда XII форум,который планировали поначалу провести в Уфе, состоялся в Сочи, то есть вКраснодарском крае, который не имеет общей границы с Казахстаном. Похожаяситуация получается и в этом году, поскольку на этот раз форум пройдет не вСеверо-Казахстанской области, как предполагалась ранее, а в Астане. ХотяАкмолинская область, как известно, тоже не имеет общей границы с РоссийскойФедерацией.Безусловно развитиенашего взаимодействия в значительной степени связано с приграничным сотрудничеством,поскольку 40% товарооборота приходится именно на соседние регионы Казахстана иРоссии. Но есть еще такие ключевые субъекты как, например, Татарстан, Санкт-Петербург,Москва, с которыми у Казахстан давно налажены связи, в том числе иторгово-экономические. В нынешних кризисных условиях, когда обеим нашим странамнужны взаимные инвестиции и каждая копейка находится на счету, акцентироватьвнимание исключительно на приграничных регионах, мне кажется недальновидным.Нужно активизировать весь потенциал взаимодействия, который имеется междурегионами Казахстана и России и необязательно, чтобы они граничили друг сдругом. Именно на этой тенденции и делает акцент президент Казахстана.

Поделиться: