Кыргызстан – США: стоит ли верить в искренность Вашингтона?

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Например, в рамках своего пребывания в Вашингтоне Министр иностранных дел Кыргызстана Э. Абдылдаев встретился с представителями нескольких крупных американских компаний, выразившими желание выступить основателями Американо-Кыргызского делового совета. При конструктивном подходе к сотрудничеству с обеих сторон рост взаимной торговли может стать более чем внушительным. Но не станет ли его инициация лишь «галочкой» для действующего руководства штатов, покажет время.
Кыргызстан – США: стоит ли верить в искренность Вашингтона?
 Актуальной темой для информационного пространства остается инициированный Соединенными штатами формат сотрудничества с государствами Центральной Азии – С5+1. Декларируемые Вашингтоном цели, в основе своей, предполагают применение комплексного подхода к решению тех или иных коллективных задач региона, что, по сути, достаточно позитивное решение. Однако, анализ внешнеполитической активности США, в особенности в отношении постсоветского мира, равно как и внутриполитическая ситуация заокеанского партнера не позволяют быть абсолютно уверенными в перспективности С5+1. Во многом показателен пример Кыргызской Республики, считающейся наиболее демократичной в центрально-азиатском регионе. Отчасти такая характеристика вызвана большим числом зарегистрированных неправительственных организаций, большинство из которых ведет свою деятельность, далеко не всегда направленную на развитие Кыргызстана, за счет США. Еще до начала саммита С5+1, который прошел в начале августа этого года, Заместитель помощника Госсекретаря США по вопросам Центральной Азии Д. Розенблюм в ходе конференции отвечал на вопросы журналистов региона. Краткое перечисление вопросов и ответов в состоявшемся диалоге содержится в материале А. Касыбекова, опубликованном на сайте   members.vb.kg . На вопрос представителя Кыргызстана о перспективе заключения нового основообразующего для межгосударственного взаимодействия документа – соглашения о сотрудничестве (прошлое, заключенное еще в 1993-м году было денонсировано кыргызской стороной после того, как Вашингтон наградил осужденного А. Аскарова) Розенблюм ответил следующее: «… Сначала я хочу сказать, что мы действительно ценим открытый диалог с правительством Кыргызстана. Как вы знаете, госсекретаря США Джона Керри в прошлом году очень тепло встретили в Бишкеке. Состоялся продуктивный разговор Керри с президентом и министром иностранных дел Кыргызстана. Совсем недавно в Кыргызстане побывала делегация конгресса США… Последние несколько месяцев мы проводим переговоры с нашими коллегами из правительства Кыргызстана. Мы надеемся продолжить сотрудничество с общественными объединениями и государственными учреждениями КР». Отсутствие конкретики в словах американского представителя не удивляет. Равно как не удивляет и то, что в первую очередь Розенблюм упомянул именно общественные объединения. Еще один вопрос из Бишкека касался уже непосредственно дела Аскарова. «… Кыргызстан является членом ОБСЕ, где имеются определенные правила по проведению судебных разбирательств. Он является членом организации по соблюдению политических и гражданских прав, и мы надеемся, что правительство и судебные органы Кыргызстана в будущем станут придерживаться правил, под которыми они подписывались. Это дело сейчас в процессе разбирательства, и я не хотел бы комментировать, но еще раз подчеркну, что мы следим за такими делами». Иными словами, сотрудник Госдепартамента придерживается генеральной линии Вашингтона, согласно которой официальный Бишкек продемонстрировал ущемление прав человек, допустив известный итог судебного процесса в 2011-м году. Более того, подчеркивая «слежение за такими делами» Розенблюм недвусмысленно намекает на то, что кыргызская сторона должна подчиниться требованиям Запада. В противном случае, очевидно, последствия будут резко негативными, что, все же, едва ли должно влиять на новый судебный процесс в отношении Аскарова, поскольку суверенитет страны предполагает самостоятельность ее руководства и той же судебной системы. К слову о ставшем уже почти «осязаемым» желании Запада повлиять на внутренние процессы Кыргызстана – в Бишкеке планируется проведение референдума о внесении изменений в Конституцию. Вполне ожидаемым было то, что этот процесс не остался незамеченным: «…Кыргызская Республика является полноправным членом Венецианской комиссии. Мы готовы подготовить правовое заключение на проект поправок, если кыргызские власти обратятся с соответствующим запросом» - заявил Председатель Венецианской комиссии Д. Букиккио. Тональность его слов совпадает со сказанным Розенблюмом, потому как ничем кроме разве что предостережения это назвать нельзя. Порой столь явное и, откровенно говоря, плохо завуалированное желание вмешаться во внутренние дела государства поражает. Впрочем, учитывая то, что действующая редакция Конституции КР была создана при содействии Венецианской же комиссии, озабоченность ее председателя уже не кажется чем-либо из ряда вон выходящим. В конечном счете, подобные проявления «неподдельного интереса», как к Кыргызстану, так и другим странам региона говорит о том, что многие форматы сотрудничества с западными странами рискуют трансформироваться в аморфные площадки для беседы – говорится одно, но на деле происходит совершенно иное. Конечно, если говорить о С5+1, то налицо сохраняющийся оптимистичный настрой его участников. Например, в рамках своего пребывания в Вашингтоне Министр иностранных дел Кыргызстана Э. Абдылдаев встретился с представителями нескольких крупных американских компаний, выразившими желание  выступить основателями Американо-Кыргызского делового совета. При конструктивном подходе к сотрудничеству с обеих сторон рост взаимной торговли может стать более чем внушительным. Но не станет ли его инициация лишь «галочкой» для действующего руководства штатов, покажет время. Геополитический центр «Берлек-Единство»

Поделиться: