От «АйТ›апа» до наших дней

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
На названный в шутку малым курултаем приехали руководители казахских диаспор и редакторы казахских газет из нескольких регионов РФ — Татарстана, Самарской, Астраханской, Курганской, Омской областей и Москвы. Наших коллег с четвертьвековым юбилеем от имени губернатора Оренбургской области поздравил его заместитель Дмитрий Кулагин.
От «АйТ›апа» до наших дней
От «Айқапа» до нашихднейСтартовая площадкаказахской государственностиНа названный в шутку малым курултаем приехали руководителиказахских диаспор и редакторы казахских газет из нескольких регионов РФ —Татарстана, Самарской, Астраханской, Курганской, Омской областей и Москвы.Наших коллег с четвертьвековым юбилеем от имени губернатора Оренбургскойобласти поздравил его заместитель Дмитрий Кулагин. Он рассказал не только оразвитии СМИ, но и подробно остановился на плодотворном российско-казахскомсотрудничестве, а также привел некоторые исторические факты. По его словам,Оренбург является признанным центром культурного, общественного и политическогодвижения казахского народа в XIX веке.— Этодействительно было так. И смело можно сказать, что в Оренбурге закладывалисьосновы казахской государственности, — утверждает Дмитрий Кулагин. — В 1917 годуздесь прошли сначала областной, затем первый и второй Всеказахские съезды.Помимо этого, Оренбург — первая столица Казахстана с 1920 по 1925 годы, когдасуществовала Киргизская АССР.Также велика роль Оренбуржья в формировании целой плеяды казахскойинтеллигенции. С нашим краем связана творческая деятельность известныхказахских поэтов, писателей, публицистов, просветителей, музыкантов,государственных деятелей и журналистов. Поэтому Оренбург стал стартовойплощадкой для многих уважаемых и авторитетных деятелей казахской науки икультуры. В 1915 году в городе Троицке издавался журнал «Айқап», у его истоковстоял Мухамбетжан Сералин. В свое время журнал был одним из популярнейшихказахских периодических изданий. И по праву правопреемницей того издания сталанаша газета «Жаңа Айқап», которая появилась в 1991 году.Как отметилвице-губернатор, на территории Оренбургской области издавались и издаютсягазеты многих народов и национальностей, но далеко не все приходят к своимчитателям на протяжении четверти века, как «Жаңа Айқап». По его данным, вОренбуржье на сегодня проживают более 120 тысяч казахов. В области работаютнесколько фольклорных коллективов, в системе образования действуют 17 школ, гдепреподают казахский язык. А в «Национальной деревне» действует свой центр.— Казахи —большая, дружная семья нашего края. И приятно работать с их ассоциацией воглаве с Жанибеком Мурзабековичем Иткузовым, обсуждая не только деловые вопросы,но и быть на их праздниках. Помнится, был участником празднования Наурыз вБеляевском районе, где мне доверили разрезать путы ребенку, — говорит ДмитрийКулагин.Председатель украинской культурно-просветительской организации имени ШевченкоНиколай Науменко признается, что казахи Оренбуржья всегда в авангарде.Как сообщил президент Ассамблеи народов Оренбургской области, директор АНО«Содружество народов Евразии» Веналий Амелин, законодательство России иКазахстана гарантирует права всех национальных групп. Особое значение этигарантии приобретают с учетом общего исторического прошлого, культурногопространства и связей двух стран, значительной численности казахского населенияв России (650 тыс.) и русского населения в Казахстане (3 млн 650 тыс.). Кпримеру, в трех российских регионах с наибольшей численностью казахскогонаселения успешно издаются национальные газеты «Ақ арна» (Астраханскаяобласть), «Жаңа Айқап» (Оренбургская область), «Атамекен», «Омбықазақтары», «Zamandas» (Омская область).По видеосвязигазету «Жаңа Айқап» поздравили председатель Совета Ассамблеи народов России,доктор политических наук, профессор Светлана Смирнова и председатель Гильдиимежэтнической журналистики Маргарита Лянге из Москвы.Как все начиналосьВ июле 1990 года вОрске было создано общество «Қазақ тілі». Главным его идеологом был уроженецАдамовского района Мурзатай Тасмурзин. На первом же учредительном собраниирешили, что необходим печатный орган. Рупор нужен был для связи между казахамииз самых отдаленных уголков Оренбургской области, а также просвещения молодогопоколения, воспитания его в духе предков.Первым редакторомстал один из основателей общественной организации «Қазақ тілі» Аяган Нурманов.Стоит отметить, что учитель русского и казахского языков стоял у истоковобразования сельских школ в Гайском и Адамовском районах. Аяган Туребекович былтакже редактором и ведущим радиопередачи «Степные зори».Первый номергазеты «Айқап» вышел 16 мая 1991 года объемом в 4 полосы и тиражом 2 500экземпляров на самой простой бумаге. Из-за отсутствия собственной техникигазета сначала печаталась в инженерном цехе «Мехатроники», а с 1992 года — втипографии газеты «Южный Урал». Главной проблемой для национального издания былнабор текста: отсутствовали профессиональные верстальщик и наборщик, не было иказахского шрифта. Программисты «Мехатроники» создавали его сами, дорисовываякириллицу и меняя нужные буквы на специфичные казахские.В 1991 году в редакцию на должность наборщика пригласили Кадишу Утепову,которая прекрасно знала казахский литературный язык. По направлению редакцииона прошла курсы верстки и набора и на протяжении 16 лет верстала газету.Всем миромФинансировалогазету правительство Оренбургской области, выступившее соучредителем газеты.«Айқап» выходил 1 раз в месяц и распространялся по подписке. Штат редакциисостоял из участников казахской общественной организации. Основными авторамибыли сам Аяган Нурманов, Давлет и Каншаим Фахрутдиновы, Маданиет Манаков. Такжеприглашали журналистов из Казахстана.По воспоминаниямФахрутдиновых, они ездили по селам, районам области, спрашивали, нужна ликазахская газета. Опрос показал, что казахам не хватает общения, они хотятзнать, что происходит в соседних районах, как они соблюдают обычаи, чтят своюисторию, проводят праздники.Газету тогда хорошоподдержали жители Новоорского, Домбаровского, Соль-Илецкого, Адамовского районов и города Орска. Поддержку оказывали председатели сельских поселений,отделы культуры, школы и администрации разных районов, выделяя спонсорскуюпомощь, транспорт, не говоря о многочисленных подарках. Однажды на нужды газетыподарили даже небольшой автобус.— Одной изосновных задач, которые тогда ставили перед газетой, было изучение родногоязыка. Мы с супругом в то время преподавали в Домбаровском районе. Я взяла насебя организацию факультатива в Ащибутакской школе. Всем воспитанникам всегдаповторяла: «Вы можете волосы покрасить в другой цвет, но казахами останетесьнавсегда, никогда не сможете изменить свою нацию, поэтому уважайте, изучайтеродной язык», — рассказывает о тех годах Каншаим Фахрутдинова.— Я был приглашенв газету в качестве водителя и фотокорреспондента. Ездил по мероприятиям истарался запечатлеть мгновения из жизни казахов. Но приходилось выполнять иболее сложные задачи, основной из них считаю присвоение почтового индексагазете. Выдавали лицензии в региональном управлении почты в Свердловске. Такгазета «Айқап» стала распространяться по подписке. Помню еще, как менякомандировали в Москву, чтобы получить казахские шрифты на дисковых носителяхиз НИИ печати и полиграфии, — вспоминает Мурат Тасмурзин.На страницахгазеты читатели узнавали о важных культурных событиях Оренбуржья: юбилеяхвидных казахских писателей, поэтов, просветителей, музыкантов, общественных инаучных деятелей, концертах казахских народных ансамблей. Публиковались лучшиелитературные произведения, новости из соседнего Казахстана, историческиесправки. Зачастую читатели сами присылали свои заметки и литературныепроизведения в газету.В 2006 году из-за финансовых трудностей газета «Айқап» прекратила своесуществование. Спустя два года начала издаваться оренбургская областнаяказахская газета «Жаңа Айқап» («Новый взгляд»), которая стала прямойпоследовательницей газеты «Айқап». Несколько изменилась структура издания:объем увеличился до 8 полос, появились рубрикация, цветное оформление. Штатгазеты по-прежнему небольшой — главный редактор, его заместитель, переводчик икорректор. Тираж — 1 500 экземпляров.Несмотря на смену учредителя и редакционного коллектива, не измениласьинформационная политика газеты 1991 года. В 2010 году заработал официальныйсайт газеты «Жаңа Айқап». Молодежь решили привлечь с помощью социальных сетей«ВКонтакте» и «Фейсбук», где открыты страницы.—  «Жаңа Айқап» взял от «Айқапа» самое лучшее — то, что нам завещали нашиаксакалы. Мы считаем своим долгом продолжить это благое дело. В планах —отсканировать архив, все газеты, вышедшие за 25 лет, и перевести их вэлектронный вид, чтобы газету читали через 50 и 100 лет, — говорит главныйредактор, председатель Ассоциации казахов Оренбуржья Жанибек Иткузов.Тайная ставка Абилкайыр хана Представителям казахских организаций и газет также была устроенаэкскурсионная поездка, в которой их знакомили с богатством природы и культурымногонационального Оренбургского края.Гостей повезли засто километров, в Беляевский район, где с прошлого года работает программа посозданию популяции лошади Пржевальского. Что интересно, сначала в Оренбургпривезли одну дикую лошадь, и, когда ее выпустили из контейнера в вольер, онаначала бегать по кругу без остановки.Выход из ситуации подсказал местный чабан, который предложил пустить к нейдомашнюю лошадь. Вначале ученые, в том числе и из Франции, наотрез отказалисьслушаться. Ведь почти исчезающее дикое животное было привито по всем нормам,нежели лошадь чабана. Но когда лошадь Пржевальского продолжала бег более шестичасов, ученым ничего не оставалось, как прислушаться к совету местногоживотновода. Увидев рядом схожего непарнокопытного из своего семейства, лошадьПржевальского остановилась и успокоилась. В государственном заповеднике«Оренбургский» сейчас содержатся шесть особей диких лошадей.На обратном путизадержались в ауле Жанаталап, где компактно проживают казахи. Аул находится вчетырех километрах от райцентра.— Это одно изстарых поселений Беляевского района. Оно упоминается в документах 1736 года, —знакомит нас с его историей директор местной основной школы Марсель Дияров. —Говорят, что здесь была тайная ставка Абилкайыр хана, где Серке батыр из родаТама, потомками которого мы считаемся, собирал джигитов и у подножья Серке тауготовил их к бою против джунгар.В Жанаталапекогда-то была и мечеть. В 20-30-е годы прошлого века при ней стихийно былорганизован приют для детей-сирот — мулла Алдияр начал принимать детей беженцевиз Тургайской степи во время конфискации и голодомора. В суровую зиму 1931-1932годов здесь погибли около двухсот детей. Хоронить было некому, да и возможностине было — их собирали на чердаке мечети. Похоронили же на местном кладбищевесной.— Я жил возле кладбища, мальчишкой играл на горке, которая возвышалась возленего, — рассказывает Марсель Дияров. — Мы не догадывались, что это была большаямогила. Узнали, когда моя бабушка Балшыбык, которая была свидетелемзахоронения, сказала, чтобы мы не играли там.В 1941 году вЖанаталап эвакуировался Дорогобужский детский дом из Смоленской области вместес воспитанниками и воспитателями. В 90-е годы учителя местной школы на своисредства поставили там кулпытас. Кстати, журналисты Оренбургского телевидениясняли документальный фильм, повествующий об истории двух детских домов. Онучаствовал в прошлом году на международном фестивале в Волгограде, где занялвторое место после Израиля.При СССР в 400дворах казахского села проживало до тысячи человек. Ныне в Жанаталапе осталасьсотня домов, а численность населения составляет триста жителей. В целом, вБеляевском районе из 18 тысяч жителей 8-9 тысяч — казахи. Всего в районепроживают представители приблизительно 20 национальностей.— В 2000 году вЖанаталапе, центре Оренбуржья, провели областной праздник Наурыз, —рассказывает член правления ассоциации казахов Оренбуржья Марсель Дияров. —Съехались тысяч пять гостей из 22 районов. Это был самый многочисленный Наурызза последние годы, даже областной центр не может похвастаться такимколичеством. Было установлено 18 юрт.К приему гостейжанаталапцы готовились заранее и тщательно. Для этого специально пригласилизаслуженного деятеля культуры РК из Омска Алтынай Жунусову, которая помогланаписать сценарий праздника и стала  режиссером ряда постановок. С тех порв Жанаталапе празднование Наурыза стало традиционным.По словам МарселяДиярова, для привития казахской культуры и языка в доме детского творчестварайцентра преподают казахские танцы. Помимо этого, школьники участвуют в областныхпроектах и праздниках «Ақ бота», «Венок дружбы», «День семьи», а также вмеждународных олимпиадах по казахскому языку.— Несмотря на это,мы признаем, что язык погибает катастрофически, — сетует педагог. — Раньше былипреподаватели, сейчас ощущаем кадровый голод. К примеру, моя мама, нынепокойная, 17 лет проработала учителем казахского языка. Ее поколение училось вказахском педучилище в Акбулаке. Практически все ее сверстницы окончили этоучебное заведение, училище считалось кузницей кадров учителей казахского языка.Им уже по 80, и сейчас у нас некому преподавать казах-ский язык.Хотя  в Жанаталапе когда-то была региональная начальная казахская школа набазе семилетки. И несколько ее выпускников стали редакторами районной казахскойгазеты «Қызыл Бөрте», которая выходила до послевоенного периода. Традиции иобычаи дети узнают из уст старожилов, которых приглашают на разные внеклассныемероприятия.Юбилей газеты«Жаңа Айқап» завершился праздничным концертом в областной филармонии. На сценевыступали местные коллективы, а также фольклорный ансамбль «Достық сазы» приДоме дружбы Актобе. Самый большой зал Оренбурга вместимостью 800 зрителей несмог вместить всех желающих — многим пришлось стоять между рядами, а некоторыевовсе остались на улице. Говорят гости юбилеяПредседательправления НКА казахов Курганской области Кайрат УРАЛОВ:— Из почти миллионного населения нашегорегиона казахов почти 13 тысяч, из них 1,5 тысячи живут в областном центре.Более компактно казахи проживают в Макушинском районе, где из 15 тысячнаселения 10 процентов казахи. 60 процентов деревни Абуковская этого же района— казахи.Общество казахов у нас работает с 1990-хгодов и первоначально называлось «Шаңырақ». Позже название не раз менялось,хотя состав активистов оставался прежним.В те же 90-е в школах области открылисьнесколько казахских классов, хотя на деле все они существовали для галочки.Сейчас в самом Кургане работает один класс с постоянным интерактивнымобучением. Практически это факультативное изучение школьниками казахскогоязыка, но занятия могут посещать студенты и взрослые.Чтокасается своего СМИ, в последние годы газета «Бірлік» выпускалась как листовка,и то от случая к случаю. Теперь раз в квартал выпускается одна полоса вобластной газете «Курганец». Взамен мы планируем активизироваться винтернет-пространстве, чтобы работать с молодежью.Руководитель Сибирского центра казахскойкультуры «Мөлдір», заслуженный деятель культуры РК Алтынай Жунусова (г. Омск):— Казахи являются второй по численностинациональностью Омской области. По данным всероссийской переписи населения 2010года, в регионе их проживает 78 303 человека, что составляет 4,1 процента отобщей численности населения Омской области.Центр «Мөлдiр», созданный в 1989 году,стал основой для создания последующих НКО казахского населения Омской области.Спустя пять лет открылся центр «Достық» в Таврическом районе, затем ДомбайскийНКЦ в Марьяновском, объединение «Арман» в Нововаршавском, «Замандас» вОдесском, объединение «Қарлығаштар» в Русско-Полянском, «Болашақ» Исилькульскомрайонах, «Возрождение казахских традиций», «Путь Шокана», «Бipлiк», «КазахиОмска» в Омске и другие.Буквально сразу после создания центра«Мөлдiр» активисты с программой на родном языке выехали в аулы, где их оченьтепло встретили. Сегодня в составе Сибирского центра казахской культурыработают фольклорно-этнографический ансамбль «Мөлдiр», хореографическийколлектив «Айгерим», фольклорный ансамбль «Ақ жаулық», вокальная группа «Омбыдауысы», ансамбль домбристов «Қарлығаштар», а также футбольная команда «Намыс»,секция борьбы казах куреси и настольной игры тогызкумалак. За 25 лет нашиконцерты  и игры посетили более 500 тысяч человек.Визитная карточка центра — ежегодный праздник Наурыз. Впервые мы отметили его в1989 году, а с 2005 года Наурыз-шоу проходит в Омской филармонии.Еще одно наше традиционное мероприятие — праздник культуры и спорта«Той-Думан». Как правило, он приурочен к знаковым датам в истории казахскогонарода. Первый «Той-Думан» состоялся в 2011 году и был посвящен 140-летиюзнаменитого борца Кажимукана. Следующие посвятили 20-летию создания Всемирнойассоциации казахов, 300-летнему юбилею Абылай хана и др.Помимо этого, в 2013 году министерствокультуры Омской области выделило средства на этнографическое исследование ваулах региона, в частности, традиций ручного ковроткачества. В результате былиздан красочный буклет, посвященный орнаменту и изделиям из кошмы. К изданиюпривлекли ученых Омского филиала Института археологии и этнографии РАН.В апреле 1989 года на местном радиопоявилась первая передача на казахском языке «Шұғыла». К сожалению, в 2005 годувещание было прекращено из-за финансовых за-труднений, но есть надежда на еевозрождение. В 2009-2010 годы выходила газета «Атамекен». Сейчас ежемесячновыходят газеты «Zamandastar» и «Омбы қазақтары».В Оренбургской области РФ побывал Абат КАРАТАЕВИсточник: http://avestnik.kz/?p=41308
Теги: Казахстан

Поделиться: