Кыргызстан - изменения в Конституции должны нести комплексный характер

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Речь идет как о правовом регулировании деятельности отдельных государственных структур, так и о семейных и даже высших ценностях Кыргызстана. Означает ли это, что в случае успешного проведения референдума и последующим изменением Конституции Кыргызская Республика как независимая страна станет сильнее, устойчивее и стабильней? Представляется, что вероятность подобного сценария очень высока, поскольку разговоры об изменении оной водились далеко не раз и преимущественно по разным причинам. Но теперь в условиях мировой геополитической турбулентности для Кыргызстана крайне важно иметь свой собственный, надежный и тщательно проработанный на основе имеющегося опыта опорный инструмент, коим и должна являться Конституция.
Кыргызстан - изменения в Конституции должны нести комплексный характер
Кыргызстан - изменения в Конституции должны нести комплексный характер В современных условиях, когда мировая общественность регулярно встречает все новые и новые вызовы и угрозы, вопросы сохранения внутренней стабильности становятся на первый план перед руководством любого государства. Все возрастающая террористическая угроза вкупе с проблемами мировой экономики, пострадавшей от деструктивной политики западных стран по отношению к России, особо заметно отражаются на странах евразийского региона, поскольку именно в Евразии происходят наиболее резонансные события, неизменно влекущие за собой в последнее время целый комплекс в большинстве своем негативных последствий. В этой связи, страны региона активизируют усилия по укреплению собственной стабильности, делая различные шаги, как во внутреннем поле, так и вовне. Причем шаги эти разнятся в зависимости от реальной необходимости отдельно взятого государства в совершенствовании той или иной сферы жизнедеятельности, в том числе, собственной нормативно-правовой базы. В данном контексте интересен пример Кыргызской Республики, которая с момента обретения независимости в начале 90-х годов прошлого столетия уже пережила две революции.Представляется, что именно последняя, случившаяся в 2010-м году, позволила Кыргызстану начать реализацию действительно эффективных мер по укреплению собственной экономики, поднятию уровня благополучия населения и укреплению безопасности, как внутренней, так и внешней. Интересно, что тогда был введен мораторий на внесение изменений в Конституцию КР, который впоследствии уже предлагали отменить. Однако причины нельзя было назвать вескими, хоть общественность и признавала, что действующая редакция имеет немало изъянов. Примером одного из них является пункт 2-й статьи 41-ой Конституции, гласящий: «… Каждый имеет право в соответствии с международными договорами обращаться в международные органы по правам человека за защитой нарушенных прав и свобод. В случае признания указанными органами нарушения прав и свобод человека КР принимает меры по их восстановлению и/или возмещению вреда».Некоторая уязвимость главного юридического документа Кыргызстана по этому пункту открылась после недавнего решения Комитета ООН по правам человека по известному делу А. Аскарова. Советник Президента КР Б. Табалдиев в интервью ИА «24.kg» тогда заявил следующее: «… В случае с решением Комитета ООН по правам человека по Азимжану Аскарову перед нами открылась, на первый взгляд, странная, а при детальном анализе – страшная реальность в нашей Конституции, когда отдельные ее части подвергают сомнению независимость и суверенитет КР». Однако среди кыргызской общественности мнения разделились. В частности, слова Б. Табалдиева раскритиковала депутат от фракции «Бир Бол» Ч. Джакулова, утверждавшая, что с юридической стороны ничего предосудительно в данном пункте не наблюдается. В то же время, Джакулова в интервью тому же ИА «24.kg» сказала: «…Я сама далека от мысли, что наша Конституция идеальна».28 июля текущего года тема изменения Конституции КР вновь актуализировалась. Началось все с того, что в сеть попали снимки документа инициирующего проведение референдума по изменению Конституции, подписанного Спикером Жогорку Кенеш Ч. Турсунбековым и Лидером фракции СДПК И. Омуркуловым. Позднее последний подтвердил информацию в интервью КирТАГ: «… предложение о проведении референдума «О внесении изменений в Конституцию КР» есть, пакет документов уже готов. Скоро проекты законов будут опубликованы на официальном сайте парламента. Инициатива о референдуме исходит от президента и нескольких депутатов. Поддерживают эту инициативу 4 фракции парламента – это СДПК, «Кыргызстан», «Онгуу-Прогресс» и «Республика-Ата Журт». На данный момент информации в сети Интернет касаемо предполагаемых изменений, которые предлагают народные избранники, множество. Речь идет как о правовом регулировании деятельности отдельных государственных структур, так и о семейных и даже высших ценностях Кыргызстана. Означает ли это, что в случае успешного проведения референдума и последующим изменением Конституции Кыргызская Республика как независимая страна станет сильнее, устойчивее и стабильней? Представляется, что вероятность подобного сценария очень высока, поскольку разговоры об изменении оной водились далеко не раз и преимущественно по разным причинам. Но теперь в условиях мировой геополитической турбулентности для Кыргызстана крайне важно иметь свой собственный, надежный и тщательно проработанный на основе имеющегося опыта опорный инструмент, коим и должна являться Конституция.Геополитический центр «Берлек-Единство»

Поделиться: