Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Кыргызстан - изменения в Конституции должны нести комплексный характер

31.07.2016

Автор:

Теги:
Кыргызстан - изменения в Конституции должны нести комплексный характер

Булат Мурзагалеев: Кыргызстан - изменения в Конституции должны нести комплексный характерВ современных условиях, когда мировая общественность регулярно встречает все новые и новые вызовы и угрозы, вопросы сохранения внутренней стабильности становятся на первый план перед руководством любого государства. Все возрастающая террористическая угроза вкупе с проблемами мировой экономики, пострадавшей от деструктивной политики западных стран по отношению к России, особо заметно отражаются на странах евразийского региона, поскольку именно в Евразии происходят наиболее резонансные события, неизменно влекущие за собой в последнее время целый комплекс в большинстве своем негативных последствий. В этой связи, страны региона активизируют усилия по укреплению собственной стабильности, делая различные шаги, как во внутреннем поле, так и вовне. Причем шаги эти разнятся в зависимости от реальной необходимости отдельно взятого государства в совершенствовании той или иной сферы жизнедеятельности, в том числе, собственной нормативно-правовой базы. В данном контексте интересен пример Кыргызской Республики, которая с момента обретения независимости в начале 90-х годов прошлого столетия уже пережила две революции.

Представляется, что именно последняя, случившаяся в 2010-м году, позволила Кыргызстану начать реализацию действительно эффективных мер по укреплению собственной экономики, поднятию уровня благополучия населения и укреплению безопасности, как внутренней, так и внешней. Интересно, что тогда был введен мораторий на внесение изменений в Конституцию КР, который впоследствии уже предлагали отменить. Однако причины нельзя было назвать вескими, хоть общественность и признавала, что действующая редакция имеет немало изъянов. Примером одного из них является пункт 2-й статьи 41-ой Конституции, гласящий: «… Каждый имеет право в соответствии с международными договорами обращаться в международные органы по правам человека за защитой нарушенных прав и свобод. В случае признания указанными органами нарушения прав и свобод человека КР принимает меры по их восстановлению и/или возмещению вреда».

Некоторая уязвимость главного юридического документа Кыргызстана по этому пункту открылась после недавнего решения Комитета ООН по правам человека по известному делу А. Аскарова. Советник Президента КР Б. Табалдиев в интервью ИА «24.kg» тогда заявил следующее: «… В случае с решением Комитета ООН по правам человека по Азимжану Аскарову перед нами открылась, на первый взгляд, странная, а при детальном анализе – страшная реальность в нашей Конституции, когда отдельные ее части подвергают сомнению независимость и суверенитет КР». Однако среди кыргызской общественности мнения разделились. В частности, слова Б. Табалдиева раскритиковала депутат от фракции «Бир Бол» Ч. Джакулова, утверждавшая, что с юридической стороны ничего предосудительно в данном пункте не наблюдается. В то же время, Джакулова в интервью тому же ИА «24.kg» сказала: «…Я сама далека от мысли, что наша Конституция идеальна».

28 июля текущего года тема изменения Конституции КР вновь актуализировалась. Началось все с того, что в сеть попали снимки документа инициирующего проведение референдума по изменению Конституции, подписанного Спикером Жогорку Кенеш Ч. Турсунбековым и Лидером фракции СДПК И. Омуркуловым. Позднее последний подтвердил информацию в интервью КирТАГ: «… предложение о проведении референдума «О внесении изменений в Конституцию КР» есть, пакет документов уже готов. Скоро проекты законов будут опубликованы на официальном сайте парламента. Инициатива о референдуме исходит от президента и нескольких депутатов. Поддерживают эту инициативу 4 фракции парламента – это СДПК, «Кыргызстан», «Онгуу-Прогресс» и «Республика-Ата Журт». На данный момент информации в сети Интернет касаемо предполагаемых изменений, которые предлагают народные избранники, множество.
Речь идет как о правовом регулировании деятельности отдельных государственных структур, так и о семейных и даже высших ценностях Кыргызстана. Означает ли это, что в случае успешного проведения референдума и последующим изменением Конституции Кыргызская Республика как независимая страна станет сильнее, устойчивее и стабильней? Представляется, что вероятность подобного сценария очень высока, поскольку разговоры об изменении оной водились далеко не раз и преимущественно по разным причинам. Но теперь в условиях мировой геополитической турбулентности для Кыргызстана крайне важно иметь свой собственный, надежный и тщательно проработанный на основе имеющегося опыта опорный инструмент, коим и должна являться Конституция.

Геополитический центр «Берлек-Единство»

Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение