В.Кондратьев: ФУНДАМЕНТАЛИСТСКИЕ МУСУЛЬМАНСКИЕ ТЕЧЕНИЯ В РК. Ч.2

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Также необходимо отметить, что салафитское движение в РК весьма неоднородно. В настоящее время ряд экспертов-теологов и представителей уполномоченных госструтктур РК среди салафитов выделяет отдельные идеологически отличающиеся группы – такфиристы, джихадисты и мадхалиты.
В.Кондратьев: ФУНДАМЕНТАЛИСТСКИЕ МУСУЛЬМАНСКИЕ ТЕЧЕНИЯ В РК. Ч.2
Однако,изучение текущей религиозной ситуации в Казахстане, в т.ч. последних событий в гг.Актобе и Алматы, позволяет констатировать факт сохранения террористическогопотенциала в салафитской общине страны и способности её представителейпредпринимать дерзкие антиправительственные вылазки, сопряженные с применениемнасилия в отношении представителей органов власти. Такженеобходимо отметить, что салафитское движение в РК весьма неоднородно. Внастоящее время ряд экспертов-теологов и представителей уполномоченныхгосструтктур РК среди салафитов выделяет отдельные идеологически отличающиесягруппы – такфиристы, джихадисты и мадхалиты.Разницамежду такфиристами и джихадистами условна, так как это две стадии единогопроцесса «эволюции» радикальных группировок. В идеологическом плане данныегруппы сочетают в себе салафизм и т.н. кутбизм. Ктакфиристам относят тех, кто сделал «такфир» - объявил неверующим определеннуюгруппу лиц или отдельные организации, в том числе государство. Наиболеерадикальные салафиты выносят «такфир» в отношении большей части населенияКазахстана, например, в отношении тех, кто не осуществляет ежедневныйпятикратный намаз. После объявления «такфира» члены религиозно-экстремистскихгруппировок, как правило, объявляют джихад в отношении неверных - «кяфиров» иначинают осуществлять экстремистскую и террористическую деятельность. Кмадхалитам в Казахстане в настоящее время относят часть последователей«салафизма», которые придерживаются принципа повиновения светским властям, тоесть салафитов, не преследующих политических целей по установлению «Всемирногохалифата». Наданный момент деятельность последователей мадхалитского учения не несет угрозыбезопасности Казахстана. Более того, они активно поддерживают борьбу силовыхструктур против религиозного экстремизма и терроризма, выступают против такфиризмаи не признают необходимость ведения мирового вооруженного джихада, чтообуславливает снисходительное отношение к ним представителей казахстанскихсиловых структур. Однако следует отметить, что усиление позиций «мадхалитов» вРК, которых также называют сторонниками «глобализма по-исламски» и«панисламизма», в долгосрочной перспективе может привести к существенномуповышению религиозно-политического влияния арабских стран, в т.ч. СаудовскойАравии, в Казахстане.Применительнок прикаспийским областям Казахстана хотелось бы отметить, что соседняя сАстраханью Атырауская область является одним из регионов-лидеров, по количествусторонников салафитского течения различных направлений. В области только наофициальном учете в государственных органах в 2013 году состояло 1750приверженцев деструктивных религиозных течений. Помнению религиоведов Атырауской области, в настоящее время ситуация кардинальноне улучшилась. Несмотря на предпринимаемые властями меры, число сторонниковсалафитского движения в Атырау продолжает оставаться значительным, чемуспособствует ряд негативных факторов. В первую очередь, этосоциально-экономические причины, низкий уровень жизни населения, проблемыкоррупции и т.д. Как было отмечено ранее, негативное влияние на ситуацию также оказываетнезначительное количество официальных религиозных организаций в регионе, слабоеразвитие религиозной инфраструктуры, недостаточное количество высококвалифицированныхимамов и другие факторы. Впоследние годы в Казахстане регулярно вскрываются фактымиссионерской работы представителей еще одного фундаменталистского исламского движения– международной религиозной организации «Таблиги Джамаат». Сторонникиданного течения развернули активную деятельность в стране после того, как в2001 году в рамках межгосударственного соглашения о сотрудничестве междуКазахстаном и Пакистаном в области образования и науки и при содействииДуховного управления мусульман Казахстана 50 казахстанских студентов былиотправлены на учебу в 11 пакистанских исламских учебных заведений, в т.ч.находящихся под контролем Таблиги Джамаат. Часть из них после возвращения встрану были назначены имамами мечетей, где они и начали пропаганду учения этойорганизации. Распространением идеологии организации до 2013 года занимались и многочисленныеэмиссары движения, как местные, так и приезжие, которые активно пропагандировалиидеи организации. Устойчивыйрост сторонников движения в стране, а также факты запрета его деятельности вразличных странах постсоветского пространства, в т.ч. в России, способствовалипринятию казахстанскими властями решения о пресечении деятельности движения натерритории страны. 26 февраля 2013 года по заявлению прокуратуры Сарыаркинскимрайонным судом г. Астаны было вынесено решение о признании данной международнойорганизации экстремистской и запрещении ее деятельности на территории РК. Сэтого момента активность представителей движения пошла на спад, однако степеньих влияния на умы казахстанцев за прошедшие три года вероятно сократиласьнезначительно.Врамках данного доклада необходимо отметить, что в последние годы в Казахстанеактивно протекают процессы политизации ислама, когда, выступая в качествелидеров религиозных движений, претенденты на власть получают возможностьиспользовать их в качестве политического инструмента. В качестве примера здесьследует привести неформальное религиозное движение «коранитов». Основоположникомучения коранитов, которое не принадлежит ни к суннитскому, ни к шиитскомунаправлениям в исламе, является египетский учёный Ахмед Мансур. В мае 1985 годадоктор Мансур был отстранён от преподавательской деятельности в Аль-Азхаре –старейшем мусульманском духовном университете, расположенном в Каире. В 2002году Ахмед Мансур обратился к США с просьбой о предоставлении политическогоубежища. В последние годы он работал в качестве лектора по программе«Национальный вклад в демократию» в Гарвардской школе юриспруденции.Пропагандистскую деятельность кораниты ведут через основанный в СевернойВирджинии Ахмедом Мансуром и его сыновьями Международный Коранический Центр иинтернет-сайт на арабском и английском языках – www.ahl-alquran.com.Лидером«коранитов» в Казахстане является Мусин Аслбек Асланович, выпускникКалифорнийского университета, предприниматель, в 2009 году избранный депутатоммаслихата (местного законодательного органа) г.Актобе, сын видного казахстанскогополитика Мусина Аслана Еспуллаевича. Движение«коранитов» в Казахстане зародилось в период нахождения Мусина АсланаЕспуллаевича в должности акима Атырауской области, представляли его члены просветительскогои социально-благотворительного общественного объединения «Изги амал» («Благоедело»).Основнаяцель религиозного движения – модернизация ислама с учетом существующих реалий ипостроение теократического государства нового толка. Среди основных идейныхпринципов выделяются: признание Корана как единственного божественногооткровения и отрицании Сунны и других источников данной религии, отрицаниезапретов, не прописанных однозначно в Священной Книге мусульман и др. Допоследнего времени популяризацию своих идей «кораниты» активно вели ведутпосредством деятельности общественного объединения Конгрессмусульманской молодежи, газеты «Наш Мир» и ряда общественно-политическихинтернет-сайтов: ruh.kz, anti-idol.kz, nurmura.kz. Движение, позаявлением его лидера Аслбека Мусина, насчитывало 70-80 тысяч членов, средикоторых большинство представители политической и бизнес-элиты страны. Несмотряна то, что в последнее время движение «коранитов» практически не проявляет себяв религиозной сфере общественной жизни Казахстана, высока вероятность того, чтоидеи «коранитов» продолжают пользоваться популярностью в стране.Подводяитог вышеизложенному хотелось бы отметить, что религиозная ситуация вКазахстане во многом определяется характером взаимодействия сторонниковтрадиционного ислама, поддерживаемыми органами власти, и представителейфундаменталистских и иных исламских течений, являющихся, по сути, неформальнойоппозицией казахстанским властям. Последние события в Казахстане указывают нато, что ситуация в стране является достаточно нестабильной, не исключено, что вскором времени мы вновь услышим о проявлениях терроризма и экстремизма вКазахстане. В этих условиях российским правоохранительным, религиозным инаучно-исследовательским структурам, необходимо уделять пристальное внимание развитиюскладывающейся в Казахстане религиозной ситуации, чтобы быть готовыми кадекватному реагированию на ее изменения. В.В. КондратьевВладислав Владимирович,астраханский журналист,политический обозреватель 
Теги: Казахстан

Поделиться: