Россия, Москва

info@ia-centr.ru

В.Кондратьев: ФУНДАМЕНТАЛИСТСКИЕ МУСУЛЬМАНСКИЕ ТЕЧЕНИЯ В РК. Ч.1

24.07.2016

Автор:

Теги:

ТРАДИЦИОННЫЙ ИСЛАМ

И ФУНДАМЕНТАЛИСТСКИЕ МУСУЛЬМАНСКИЕ ТЕЧЕНИЯ

В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

   

Летомтекущего года в Республике Казахстан произошел ряд резонансных террористическихакций. 05 июня 2016 года в г. Актобе Республики Казахстан группа неизвестныхлиц совершила нападение на объекты органов внутренних дел и войсковую частьНациональной гвардии Казахстана с применением оружия, ранее похищенного изоружейных магазинов, 18 июля 2016 года совершено вооруженное нападение наздания Департамента внутренних дел и Департамента КНБ Республики Казахстан в г.Алматы.

Произошедшиесобытия свидетельствуют о том, что религиозная ситуация в Казахстане, государстве,с которым Российская Федерация поддерживает тесные союзнические отношения, являетсявесьма сложной и имеет тенденции к дестабилизации.

Винтересах формирования адекватной картины религиозной ситуации в соседнейстране, в докладе предпринята попытка охарактеризовать в общих чертах палитрурелигиозной жизни Казахстана, в т.ч. существующие в казахстанском обществемусульманские течения, как традиционные, так и фундаменталистские. Кроме этого,исходя из тематики круглого стола, в рамках доклада более подробно рассмотренаситуация в соседних с Астраханью прикаспийских областях Казахстана.

Впреамбуле Закона Республики Казахстан от 11 октября 2011 года «О религиознойдеятельности и религиозных объединениях» подчеркивается историческая рольислама суннитского направления ханафитского мазхаба в развитии культуры идуховной жизни народа Казахстана.

Именнос этим религиозным направлением ассоциируют себя сторонники традиционногоислама в Казахстане, которые сгруппированы вокруг официальной централизованнойобщественной организации – Духовного управления мусульман Казахстана (ДУМК), вюрисдикцию которого входит регулирование вопросов религиозной деятельности натерритории страны. В каждой областиимеется представитель ДУМК, который возглавляет центральную мечеть и общинусторонников традиционного ислама в регионе. Филиалами ДУМК являются всеофициально зарегистрированные мечети в Казахстане.

ВозглавляемыеДУМК представители традиционного казахстанского ислама является главной опоройгосударства в активной идеологической борьбе с представителями экстремистскихмусульманских течений на территории РК.

Вместес тем, развитие общин представителей традиционного ислама Казахстана осуществляетсякрайне неравномерно, о чем свидетельствует внимательное изучение ситуации в различныхрегионах страны.

Анализраспространения ислама на территории Казахстана после распада СССР показывает,что прикаспийские Атырауская и Мангистауская области РК являются регионами снаиболее низкими показателями развития религиозной жизни мусульман в масштабахстраны. Так, по результатам масштабной перерегистрации религиозных объединений2012 года в Атырауской области было поставлено на учет 26 и в Мангистауской области18 филиалов ДУМК, что составляет, соответственно, 1,2% и 0,8 % от общегоколичество мечетей в стране. Несмотря на то, что в настоящее время этипоказатели несколько увеличились, имеющийся в данных регионах религиозныйвакуум, активнее, чем в других регионах, заполняется представителями различныхрелигиозных структур, в т.ч. экстремистских, свидетельством чему служат происходящиев прикаспийском регионе Казахстана религиозные процессы.

Кпредставителям традиционного ислама Казахстана, следует причислить иказахстанских сторонников суфизма. Суфизм, как мистико-аскетическое ифилософское учение в исламе, получил распространение в Казахстане в XII веке.Основоположником его является средневековый казахский религиозный деятель шейхХаджа Ахмет Яссауи.

Послепериода относительного забвения в советские времена в 1990-е годы позициисуфизма в Казахстане стали усиливаться. В республике среди других братствсуфизма наибольшее распространение получили тарикаты «Яссауи» и «Накшбандия»,последователи которого зачастую соперничают между собой.

Всоседних с Астраханской областью регионах Казахстана довольно широкораспространен суфийский тарикат «Яссауи». Особенно это характерно дляприкаспийской Мангистауской области. Распространение тариката в регионе связанос деятельностью почитаемого в Казахстане религиозного деятеля, суфийского пираБекет-Аты Мырзагул улы (1750-1813гг). Считается, что он являлся выходцем изказахского рода «адай», в связи с чем особо почитается среди жителейМангистауской области, где большая часть населения является «адайцами». Внастоящее время в местах, где проживал Бекет-Ата, организованы места дляпаломничества. В области проживает большое количество последователей Бекет-Атыи соответственно суфийского тариката «Яссауи».

Казахстанскимирелигиоведами признается, что суфийские организации в стране находятся наначальной стадии развития, дальнейшее их становление является делом будущего.Однако в дальнейшем суфийский фактор может стать одним из проблемных явлений вобщественной жизни Казахстана, так как деятельность последователей суфизмаможет привести к децентрализации мусульманской уммы страны и дроблениюрелигиозных общин ДУМК.

Кромеэтого, внимание правоохранительных органов, спецслужб и официальногодуховенства обоснованно привлекает сектантский характер отдельных суфийскихобщин, где действует строгий режим подчинения учеников (мюридов) своему учителю(пиру, шейху), а также закрытость ячеек от общества.

ДУМКрегулярно демонстрирует негативное отношение к суфийским общинам страны. Периодическивозникаемые скандалы вокруг суфизма используются ДУМК для дальнейшегоукрепления своих позиций в борьбе против, с одной стороны, нетрадиционныхтечений, а с другой стороны, самостоятельных от ДУМК религиозных организаций.

Исламскийфундаментализм в Казахстане, в первую очередь, представлен последователями «салафизма». Идеология данного течения началаприобретать популярность в Казахстане, начиная с конца 1990-х годов. Его сторонниковобъединяет приверженность «чистому исламу», т.е. исламу в том виде, в которомего исповедовали «праведные предки» (ас-салафас-салихун) - современники исламского пророка Мухаммада.

Современныйэтап распространения салафизма в Казахстане характеризуется, в первую очередь,созданием его сторонниками соответствующих условий по распространениюсобственной религиозно-политической доктрины (агитация, вербовка и подготовкановых членов). При этом первостепенное внимание уделяется формированию новыхрелигиозно-политических элит, призванных впоследствии стать важным инструментомвлияния.

Этаработа осуществляется в форме миссионерской деятельности под прикрытиемреализации гуманитарных и благотворительных проектов, создания легальныхцентров для религиозно-идеологической обработки населения (строительствомечетей, культурно-образовательных центров, школ, снабжение их соответствующимипропагандистскими материалами).

Характернойособенностью салафитов в Казахстане является склонность отдельных групп кактивной агрессии, в том числе и силовой, в рамках борьбы за достижениеприоритетной цели – главенства религиозной догматики над государством. Представителиосновной части салафитских джамаатов в Казахстане характеризуются своейрадикальной настроенностью по отношению к официальному духовенству, инициированиемконфликтов с имамами и прихожанами мечетей.

Послеряда террористических акций, имевших место в Казахстане пять лет назад, в2011-2012 гг., властями страны был предпринят комплекс мер, направленных настабилизацию ситуации. Вследствие этого в 2013-2016 гг. последователи салафизмав большинстве регионов стали вести себя довольно осторожно, часть из них даже соглашаласьпринять традиционный ханафитский мазхаб в своей повседневной практике.

Продолжение следует


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение