А. Чеботарев: Национальная идея Казахстана: быть или не быть?

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
В последнее время на официальном уровне и среди широкой общественности Казахстана как никогда активно обсуждается тема формирования национальной идеи. Очевидно, что актуальность этой темы наиболее всего обусловлена одним существенным фактором - отсутствием данной идеи. Хотя Казахстан как суверенное государство существует уже более 16 лет, у него до сих пор нет своей четко обозначенной идеи, способной сплотить всех граждан республики независимо от их социальной, политической, этнической, религиозной и прочей принадлежности в единую общность.
А. Чеботарев: Национальная идея Казахстана: быть или не быть?
 

23 сентября 2008 года в 17.00 состоится международный экспертный семинар на тему «Национальная идея и проблемы национального государственного строительства на постсоветском пространстве». В работе семинара примут участие политологи, экономисты, социологи из России, Казахстана, Узбекистана, Азербайджана. Модератор семинара - Генеральный директор ИАЦ Алексей Власов.

На обсуждение экспертам представлен круг вопросов, связанных с современным состоянием идеологической сферы в странах постсоветского пространства, комплексом мер, направленных на консолидацию государства и общества вокруг общей идеологии, целей и задач. По итогам работы Международного семинара планируется издать сборник публикаций.

Мероприятие состоится по адресу: м. Новослободская, ул. Чаянова, д.15, РГГУ, ауд. 273. В работе семинара принимают участие известные казахстанские эксперты. Редакция сайта публикует доклад Андрея Чеботарева, кандидата политических наук, директора Центра актуальных исследований «Альтернатива» (Казахстан)  

 

**********************************************************************************

 

В последнее время на официальном уровне и среди широкой общественности Казахстана как никогда активно обсуждается тема формирования национальной идеи.

Очевидно, что актуальность этой темы наиболее всего обусловлена одним существенным фактором - отсутствием данной идеи. Хотя Казахстан как суверенное государство существует уже более 16 лет, у него до сих пор нет своей четко обозначенной идеи, способной сплотить всех граждан республики независимо от их социальной, политической, этнической, религиозной и прочей принадлежности в единую общность.

 Неоднократные же попытки руководства республики заполнить идейный вакуум, который возник в результате произошедшего на волне распада Союза ССР крушения ранее господствующей коммунистической идеологии и прежних советских ценностей, оказываются тщетными.

Не случайно, кстати, что еще в 2002 году Высшей научно-технической комиссии при Правительстве РК одним из пяти приоритетов фундаментальных исследований в рамках казахстанской науки была определена тема «Теория и практика общенациональной идеи как основы устойчивого развития современного Казахстана» [1]. Но, как видно, при всем многообразии соответствующих идей и концепций, выдвинутых различными казахстанскими учеными, саму общенациональную идею никто пока еще не сформулировал. Точнее говоря, руководство страны как главный заказчик указанных исследований ничего подходящего здесь не выбрало.

По большому же счету затягивание с достижением конечного результата указанных исследований является небольшой частью самой рассматриваемой проблемы. Отсутствие национальной идеи, судя по всему, обусловлено целым комплексом причинно-следственных факторов.

Одним из этих факторов является атомизация идейно-духовных ценностей и ориентиров населения республики. В результате этого процесса наблюдается наличие огромного количества всевозможных ценностей, целей и интересов, которыми руководствуются в своей жизнедеятельности отдельные лица или группы граждан. Однако  давно уже нет того уровня сплоченности казахстанцев на идейной основе, имевшего место в советское время, как и самой этой основы.

Другим фактором следует считать деидеологизацию на уровне массового общественного сознания и поведения казахстанцев. В связи с этим в политической жизни общества наблюдается преимущественно противостояние различных группировок, но никак не идей. В условиях размытости социального состава населения большинству партий сложно определить  свою социальную базу в лице тех социальных слоев и групп, чьи интересы они должны отстаивать и на которых могли бы  реально опираться, и соответствующую ей идеологию. Единственными, кто сегодня в партийно-политической системе четко и последовательно придерживается определенной идейно-политической направленности, являются коммунисты, правда, разделенные на две партии - Коммунистическую и Коммунистическую народную. Большинство же других партий предпочитают  позиционировать себя как общенародные.

Примечательно также, что при всем своем многообразии оппоненты действующей власти так же, как и она, не могут сформулировать и предложить обществу хотя бы некое подобие национальной идеи. Вместо этого они занимаются главным образом формулированием и «вбрасыванием» в сознание казахстанцев фактически повторяющихся время от времени «рецептов» по преобразованию политико-властной системы. 

Третьим фактором является высокий уровень расслоения казахстанцев по уровню доходов и социального неравенства между ними. В свою очередь, это обстоятельство обуславливает дезинтеграцию казахстанского общества на социально-классовой основе. Данную проблему усугубляет то, что этот процесс находит свое негативное отражение на многонациональном и многоконфессиональном укладе общества. Иначе говоря, проявляется разобщенность казахстанцев и по этнорелигиозным признакам. Поэтому представляется довольно сложным формулирование варианта национальной идеи, максимально устраивающего в равной мере различные слои и группы населения республики.

Четвертый фактор, органически вытекающий из третьего, является большая дистанция между народом и властью. Занимаясь реализацией преимущественно своих узкокорыстных интересов и в связи с этим либо проявляя полное равнодушие к нуждам и потребностям своих сограждан, либо допуская ущемление их прав и законных интересов, казахстанское чиновничество не в состоянии разработать и предложить такую идею, которая бы реально консолидировала его с остальной частью населения.    

В связи с этим представляется интересным вывод, сделанный российским специалистом в области эзотерики А. Поисом: «Если правительство какого-либо государства начинает усиленно искать национальную идею, то это означает, что в этом государстве (даже несмотря на видимое благополучие) весьма неблагополучно, особенно в части единства и сплоченности его населения. Вообще-то, единство и сплоченность могут быть в государстве и без озвучивания какой-либо общей идеи, если большинство его граждан, включая правительство, действует согласованно, в «резонанс». Но это возможно только в том случае, если  стремления правительства и основные стремления большинства граждан совпадают» [2].

Очевидно, что данный вывод очень сильно подходит для Казахстана. Особенно показательным здесь является то, что активное муссирование вопроса национальной идеи происходит в условиях наблюдаемого в республике кризиса в экономике и социальной сфере и сопутствующих ему проявлений нестабильности общественно-политической ситуации в стране типа социальных волнений в алматинских микрорайонах «Бакай» и «Шанырак», забастовках карагандинских шахтеров, конфликтов с межэтнической окраской в Шелеке, Маловодном и Маятасе, акциях протестов дольщиков и т.д.

Пятым фактором является то, что за годы существования и развития Казахстана как суверенного государства действующая власть сильно увлеклась разработкой и представлением обществу многочисленных стратегий, концепций, планов развития и т.д. Иначе говоря, вместо одной крайности, то есть отсутствия единой и общенациональной идеи, появилась и продолжает действовать другая. В результате чрезмерное обилие всевозможных идей не позволяет вычленить из них и, так сказать, привить обществу одну единственную.

В этих условиях официальные круги не в состоянии дать четкие ответы на такие вопросы, как, что вообще представляет собой национальная идея, для чего она нужна обществу и государству, какую миссию эта идея должна нести, какой она должна быть по форме и содержанию, что представляют собой оптимальные принципы и механизмы ее продвижения и т.д. Вместо этого они предпочитают периодически менять свои идеологические приоритеты.

В частности, в утвержденной распоряжением главы государства 23 мая 1996 года Концепции формирования государственной идентичности Республики Казахстан отмечено, что «...основными идеями государства должны стать единство народа, гражданский мир, социальная стабильность, межнациональное и межконфессиональное согласие, компромисс и терпимость. В обществе должны утвердиться духовные ценности, основанные на общечеловеческих нормах морали, национальных традициях, воспитывающие гражданскую ответственность и патриотизм...  В обществе должна окончательно утвердиться идея о том, что Казахстан - это наша общая Родина» [3].

Казалось бы национальная идея давно сформулирована и нашла свое отражение в официальном документе. Однако в настоящее время мало кто из официальных структур и их представителей руководствуется в своей деятельности данной концепцией. А в силу приведенных выше факторов ее ключевые положения фактически носят формальный характер. Весьма сомнительно, к примеру, полагать, что подавляющее большинство казахстанцев испытывает по отношению к государству веру «в его способность в любой момент защитить интересы гражданина, где бы он не находился».

10 октября 1997 года президентом РК Нурсултаном Назарбаевым было озвучено его знаменитое и фундаментальное Послание народу страны «Казахстан-2030. Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев». Однако положенные в основу названия и содержательной части этого документа идеи, похоже, не приобрели общенационального характера. Достаточно сказать, что улучшение благосостояния всех без исключения граждан республики выглядит сегодня чуть ли не социальной утопией. К тому же сама, казалось бы, базовая стратегия развития Казахстана фактически постепенно утрачивает свою значимость на фоне чуть ли не ежегодного выдвижения все новых и новых идеологических доктрин.

В декабре 2002 года в рамках своей рабочей поездки  в Атырау глава государства принял участие в открытии ряда объектов и, в частности, новой школы-гимназии № 30. Выступая перед ее коллективом и родителями учеников, он высказал мысль о том, что «...объединяющей национальной идеей казахстанцев реально становится независимость страны. Именно она обеспечивает свободное развитие, расцвет Казахстана» [4].

Вместе с тем очевидно, что по прошествии более 16 лет с момента распада Союза ССР и провозглашения Казахстана суверенным государством его независимость является свершившимся и естественным, особенно для подрастающего поколения казахстанцев, фактом. Кроме того, идея обретения государственной независимости отвечает стремлениям и интересам прежде всего казахского этноса. В этом плане она стала мощным механизмом его сплочения в первые годы суверенитета республики. Но на сегодняшний день эта идея утратила свою прежнюю актуальность и привлекательность. Во всяком случае, она может претендовать на статус национальной при условии наполнения ее качественно новым содержанием. Хотя при таком раскладе это уже не будет чисто идей независимости Казахстана.

Так или иначе, но в дальнейшем сама власть отошла от использования идеи независимости страны как общенациональной. Вместо этого в августе августа 2005 года, выступая в прямом телеэфире, президент страны отметил, что «...наше главное богатство - это межнациональное единство, поднимающаяся экономика и богатая страна - вот основная идея» [5]. Однако и эти идейно-духовные ценности затем уступили пальму первенства новой идеи - конкурентоспособности нации.

Хотя сама этот тезис был использован главой государства в его очередном Послании народу, озвученном в марте 2004 года, в качестве «главной национальной идеи» он был провозглашен в октябре 2006 года в рамках выступления Назарбаева на 12-й сессии тогда еще Ассамблеи народов Казахстана [6]. Этому событию предшествовало выступление им в марте того же года с Посланием «Стратегия вхождения Казахстана в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира».

Впоследствии в ходе дальнейшего процесса идеологизации Нурсултан Назарбаев во время работы прошедшего в июле 2007 года 11-го съезда возглавляемой им народно-демократической партии «Нур Отан» отметил следующее: «Казахстану предстоит войти в число пятидесяти конкурентоспособных стран и жить так, как там живут, какая еще нужна национальная идея?» [7].

Еще более существенным событием стало утверждение 28 декабря 2007 года правительством РК Концепции достижения качественно нового уровня конкурентоспособности и экспортных возможностей экономики Республики Казахстан на 2008-2015 годы. В этом документе прямо отмечено, что «Национальная идея казахстанцев - стать конкурентоспособными, работать в конкурентоспособных предприятиях и жить в конкурентоспособной стране» [8]. Для достижения же этих целей правительство намерено, используя систему образования, госуправления, СМИ, НПО и «становление современной культуры отечественного предпринимательства», развивать «конкурентоспособную ментальность» казахстанского общества.  

В связи с этим разработчики данного документа полагают, что «многолетний поиск национальной идеи Казахстана» фактически подошел к своему завершению. Скорее всего, такое оптимистичное заявление во многом обусловлено 7-милетней продолжительностью реализации рассматриваемой концепции. В данном же случае важное значение приобретает ответственность за воплощение идеи конкурентоспособности в жизнь, которая ляжет явно на другой и к тому же, наверное, не один состав правительства. 

В принципе сама рассматриваемая идея вполне подходит для того, чтобы стать общенациональной. В то же время трудно представить себе, что основная масса казахстанцев проникнется духом конкурентоспособности в условиях заметного ограничения ключевых основ политической и экономической конкуренции в стране. Поэтому без проведения кардинальных общественно-политических преобразований ни граждане, ни тем более государство реально конкурентоспособными не станут.

Пока же конкурентоспособность не стала полноценной национальной идеей, глава государства в том же декабре 2007 года провозгласил параллельно в качестве таковой еще и столицу республики - Астану, которая, по его словам,  объединила казахстанцев и «стала символом веры народа в свои силы и великое предназначение» [9]. Хотя сам факт признания национальной идеей главного города страны является нонсенсом, практически не имеющим зарубежных аналогов.

Так или иначе, но в связи с этим возникают затруднения относительно понимания, что все-таки именно является и, во всяком случае, признается на официальном уровне национальной идеей Казахстана - конкурентоспособность республики или ее столица? Поиск ответа на этот вопрос осложняется тем, что среди самих официальных кругов нет единства относительно конкретного и четкого содержания национальной идеи.

Так, например, заместитель руководителя администрации президента РК Маулен Ашимбаев в одном из своих интервью подчеркивает, что «идея модернизационного прорыва, мощного рывка, вхождения в число 50-ти наиболее конкурентоспособных, то есть развитых стран мира» может стать «одним из базовых элементов Национальной идеи» [10]. Однако получается то, что президент страны объявил национальной идеей, один из руководящих функционеров его администрации считает всего лишь ее частью.

В аналогичном духе высказался и аким Астаны Имангали Тасмагамбетов, для которого столица республики стала «серьезным фактором консолидации общества и, по большому счету, формирования национальной идеи» [11]. То есть, не самой национальной идеей, а только фактором ее формирования. В чьих же, спрашивается, словах находится истина - главы государства или подчиненных ему чиновников?  

Более того, отдельные чиновники, причем не имеющие никакого отношения к сфере официальной идеологии и пропаганды, видимо, решили оставить свой след в истории суверенного Казахстана, попытавшись создать собственные варианты «национальной идеи». Приведем несколько примеров:

● Даниал Ахметов, тогда еще премьер-министр РК: «Нам следует осознать, что конкурентоспособность предприятий в первую очередь зависит от качества продукции в современном понимании этого слова. По большему счету - идея качества должна стать национальной идеей» [12].

● Кайрат Келимбетов, в то время министр экономики и бюджетного планирования:  «Сегодня на повестке дня программа повышения производительности труда. Она описана в стратегии индустриально-инновационного развития. Вот национальная идея» [13].

● Галым Оразбаков, в период своего пребывания в должности  министра индустрии и торговли: «Доведение качества казахстанской продукции до уровня мировых стандартов должно стать национальной идеей. Сама по себе система сертификации, стандартизации и качества выпускаемой продукции, на наш взгляд, должна стать национальной идеей» [14].

● Игорь Рогов, председатель Конституционного совета: «Полагаю, мы можем с определенной долей условности говорить о необходимости государственной идеологии или национальной идеи, которая отражает интересы подавляющего большинства граждан. А центральным звеном, аккумулирующим в себе все составляющие национальной идеи, идеологии и прочие, является Конституция республики...» [15].

Не случайно, что при таком бурном «идеетворчестве» Казахстан до сих пор живет и развивается без своей национальной идеи. Хотя если так разобраться, то никакие официальные концепции и доктрины не смогут заменить ее. В этом плане следует согласиться с точкой зрения одного из ведущих идеологов власти Ермухаметом Ертысбаевым, который, будучи министром культуры и информации, сказал: «Нельзя найти вот эту национальную идею в тиши кабинета, она на самом деле всегда рождается снизу» [16].

Безусловно, что власть может придумать любую идею и внедрять ее в общество в добровольно-принудительном порядке. Но тогда мы получим не национальную идею, а новую государственную идеологию. То есть, вернемся назад к тому, от чего ушли после падения коммунистического строя, разве что с другим идейно-политическим «окрасом». Другое дело, что современное казахстанское общество давно уже не то, чтобы ему можно было навязывать «правильное мышление».

В связи с этим следует учитывать точку зрения представителей российского общественного фонда «Единство нации», справедливо полагающих, что «Национальной может стать только та Идея, которая не вызывает сомнения в необходимости своего принятия всеми» [17]. Очевидно и то, что национальную идею никто создать не может. Она сама созревает в духовно-ментальном мире каждого человека и выходит на уровень целой нации, когда внутри последней появляется осознание и принятие большинством ее представителей неких общих целей, принципов и идеалов, способных консолидировать их в эту нацию. И, кроме того, национальная идея - не есть идея отдельно взятого, пусть даже государствообразующего, этноса. Она должна быть общенациональной в гражданском смысле, невзирая на социальное, политическое, этническое и религиозное разнообразие в том или ином обществе.    

Судя по всему, общих идейно-духовных ценностей у казахстанцев предостаточно. Однако в силу указанных выше факторов они не могут слиться в единую общенациональную идею. В связи с этим логически выходит, что действующей власти следует акцентировать свое внимание и основную деятельность на устранение этих факторов и сопутствующих им моментов, а не выдумывать как можно больше вариантов национальной идеи. В противном случае эта идея появится в Казахстане еще не скоро.   

 

Использованные источники:

 

1. Основные направления научных исследований // http://www.edu.gov.kz/.

2. Общенациональная идея // http://www.pois.ru/.

3. Концепция формирования государственной идентичности Республики Казахстан (одобрена Распоряжением Президента Республики Казахстан  23 мая 1996 г. N 2995) // Юридический справочник «Законодательство».

4. Политическая жизнь Казахстана на минувшей неделе. Официальный пресс-релиз МИД РК // «Номад», 24 декабря 2002 г.

5. Межнациональное единство, поднимающаяся экономика и богатая страна - вот национальная идея - Глава Казахстана // «Казинформ», 24 августа 2005 г.

6. Выступление Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева на ХІІ сессии Ассамблеи народов Казахстана (Астана, 24 октября 2006 года) // http://www.akorda.kz/.

7. Юнг И. «Нур Отан» - ставки сделаны // «Экспресс-К», 5 июля 2007 г.

8. Концепция достижения качественно нового уровня конкурентоспособности и экспортных возможностей экономики Республики Казахстан на 2008-2015 годы (одобрена постановлением Правительства Республики Казахстан от 28 декабря 2007 года № 1332) // Юридический справочник «Законодательство».

9. Выступление Президента Н.А. Назарбаева на торжественном заседании по случаю 10-летия переноса столицы (Астана, 10 декабря 2007 года) // www.zakon.kz.

10. «Можно условно структурировать два этапа в политических реформах» // «Жеты кун» / «Хабар», 29 апреля 2006 г.

11. Аким Астаны Имангали Тасмагамбетов: «Город - это люди, а не стены» // «Известия-Казахстан», 26 июня 2008 г.

12. Идея качества должна стать национальной - Премьер-министр РК // «Казинформ», 17 октября 2003 г.

13. И. Нос. Кайрат Келимбетов: Быть прагматиками, считать и зарабатывать // «Казахстанская правда», 3 июня 2005 г.

14. Доведение качества продукции до уровня мировых стандартов должно стать национальной идеей - глава МИТ РК // ИА «Казахстан сегодня», 23 января 2008 г.  

15. Рогов И. Конституция Казахстана - центральное звено национальной идеи // «Казахстанская правда», 30 августа 2008 г.

16. Ермухамет Ертысбаев: «Культура и информация - это моя жизнь. И я хочу жить...»  // «Central Asia Monitor», 27 октября 2006 г.

17. Наша идеология // www.nacidea.ru.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Поделиться: