Россия, Москва

info@ia-centr.ru

УСТНАЯ ИСТОРИЯ ВОССТАНИЯ 1916 ГОДА В ТУРКЕСТАНЕ.

18.07.2016

Автор:

Теги:

Алишер Сабиров

канд.истор.наук,

доцент Ташкентского государственного

педагогического университета им. Низами

Заместитель председателя

Общества историков Узбекистана

 

 

УСТНАЯИСТОРИЯ ВОССТАНИЯ 1916 ГОДА В ТУРКЕСТАНЕ.   

(из опытаинтервьюирования - участников восстания в Ферганской долине)

 

Особенностью современногосостояния узбекистанской исторической науки выступает расширение и изменениеисточниковой базы, а так же методологических подходов и инструментарияисследования. Этот процесс, непосредственно связан с включением отечественного  исторического сообщества в международнуюнаучную среду и освоением тех методологических и методических разработок,которые уже были апробированы исторической наукой, но к нам пришли сопозданием.

Былобы неверно утверждать, что  историкиУзбекистана абсолютно не знакомы с методами сбора воспоминаний. Следует  отметить,что западные специалисты воспринимают устную историю как историю ментальности.Узбекистанские специалисты воспринимают ее как ценнейший фактографическийисточник, компенсирующий дефицит документированных фактов.

Начальнымопытом применения научного подхода устной истории, в Узбекистанеможно считать исследования профессора Хамида Зияева в конце 50-начале 60-хгодов прошлого столетия, когда он лично собрал воспоминания у оставшихся в живых участников мощногонационально-освободительного восстания 1916 г. против царской колониальной власти вТуркестане. (См. Приложение фото №1)

          Х. Зияев   нашелучастников 1916 г. в Ферганской долине. Прежде чем брать интервью, он записывал их личные координаты (национальность,дату рождения) и фотографировал респондента, а затем проводил беседу, записывая их воспоминания. В результате былсобран большой и интересный материал по воспоминаниям участников восстания, который, потом неоднократно использовался в научных исследованиях[1].

В своих поездках по городам Ферганскойдолины ему удалось побеседовать с представителями различных социальных слоевнаселения.

В данной статье приведем некоторыеотрывки из его архива устно-исторических воспоминаний.[2]

К примеру, один из респондентов УмархонЮсуфалихужаев, (родившийся в 1866 году в Маргилане, бывший народный судья(казий), прикованный к постели, рассказывал очень интересные сведения. Поего словам, он и братья , казий Каландархона Касымходжа (старшийбрат),

Мукаррамхон (младший брат), были арестованы как активные участникивосстания. По решению суда, он и его старший брат были приговорены к 15 годамлишения свободы, а Мукаррамхон – к смертной казни.

УМАРХОН ЮСУФАЛИ ХУЖАЕВ (фото № 2)

Место рождения – город Маргилан, районКаландархон. Дата рождения – 1866. Национальность – узбек. Отец – казий. Сам –казий.

Место жительства – город Маргилан,улица Телмон, массив 122, дом 135.

Как рассказывает Умархон Юсуфалихужаевон и его братья занимали важное место в организации мятежа. Разговаривая синтервьюером, он тихим голосом говорил: «Мы боролись за то, чтобы самим бытьхозяевами на своей родине». Однако с опасением попросил его не писать этого, ибо писать и говорить о таких вещах, рассматривались какантисоветские, «националистические стремления».


Населению пришлось столкнуться нетолько с русской  властью,но и представителями местной администрации, которые активно помогали всоставлении списков мобилизуемых.

Об этом свидетельствуют  воспоминания другого участника восстанияТожибоя Мадалиева.

ТОЖИБОЙ МАДАЛИЕВ (фото № 3)

Место рождения – город Маргилан, район Машад, махалля Чукуркуча

Дата рождения – 1892. Национальность – узбек. Отец – бедныйкрестьянин.

Сам – дехканин

Место жительства – город Маргилан,улица Янги-арык, дом 40, квар-

тира 15.

Я и мой отец, работая с утра до ночи нанашей маленькой земле,

большую часть урожая тратили на оплату различных налогов и дол-

гов. Особенно тяжелым было положение бедных дехкан, похожих на

меня. Мы были вынуждены платить разные налоги, такие, как:плата за

меру (танаб), за узел (тугун), за сторожа, за воду, подношенияи т. д.

После объявления указа о мобилизации,почти все население города

– ремесленники, кустари, бедные крестьяне и безработные, нарассвете собрались около Урдатаги, куда пришел и я со своими махалинцами. Здесьсобралось примерно более 15 тысяч человек. К 9–10 часам сюда подошли царские иместные чиновники города, среди которых были тысяцкие, сотрудники полиции инесколько беков. Собравшиеся начали выражать недовольство: «Мы не пойдем работатьмардикерами, (поденщиками). Эти слова были слышны со всех сторон площади,становясь шумнее. Представители администрации не хотели даже слушать,обращались с угрозами к народу, в результате чего началась стычка между ними итолпой. Тысяцкие – Мавлонбек и Махмудбек, полицеский стражник старшина полициибыли убиты, после чего я со своими единомышленниками погнались за полицейскими,убежавшими к зданию кинематографа, находившегося в Урдатаге. Ворвавшись впомещение мы сорвали висевшую на стене картину царя Николая и растоптали его.Затем мы разошлись, чтобы продолжить борьбу в своих махаллях. Я со своими друзьямитоже вернулся в свою махаллю.


84 участника восстания были приговоренык каторге на разные сроки. Во время суда в лице истцов нас обвиняли полицмейстергорода Маргилана Пахотин, Саидахмад ишан, сотрудники полиции и другие.Вскоре после этого, через 15–16 дней, нас всех вывели в коридор тюрьмы, выбравсреди нас активного участника восстания Нурмата и младшего брата городского казия – Мукаррамхона, остальных отправилиобратно в комнату. В полночь, в тот же день, мы услышали, что Нурмат и Мукаррамхонн были повешены во дворе тюрьмы.

Через несколько дней нам сообщили, чтонас отправляют в Сибирь

на долгий срок вместо смертной казни. Однако, этому помешалареволюция  в результате чего мы былиосвобождены.

 

 

МАВЛЯНЛАЙЛАЕВ (Приложение фото № 4)

Место рождения – город Маргилан, махалля Тошмозор. Дата рождения– 1884. Национальность – узбек. Отчим – мясник. Сам – чайрикер (издольщик),мардикер, кладчик кирпичей.

Место жительства – город Фергана, улицаСадовая, дом 11

Из-затяжелой жизни мы всегда жили в нужде и страданиях. Много раз от чайрикерства, яработал в городе грузчиком (носильщиком),формовщиком кирпичей, дворником идругими схожими работами.

Несмотря навсе мои действия и беспрерывную работу, я не мог наесться хлеба досыта и иметьхотя бы приличную одежду.

Во времядней Рамазана 1916 года, придя в город из села, я услышал, о том, что бедняковзабирают на работу на далекие морозные края, неизвестно на какой срок и накакую работу. Народ был взволнован и недоволен этим. Утром в Урдатаге собралосьоколо 20 тысяч людей. Сюда сразу же, держа в руках бумагу, прибыли чиновникицарского правительства и местные баи. Они поднялись на верхние подмосткичайханы. Тысяцкий Махмудбек, посмотрев на народ, сказал: «Небо высоко, землятвердая, поэтому вы от нас никуда не уйдете. Мы что захотим, то с вами исделаем, вы обязаны пойти на работу». В ответ ему мы кричали: «Иди сам, тиран,а мы не пойдем!», После этого начался скандал. Я повалил на землю тысяцкогоМахмудбека и обеими руками начал душить его. Разгневанная толпа, за считанныеминуты убила тысяцкого тем, что было у нее в руках. Затем мы отправились, к домувторого тысяцкого, который активно помогал царской администрации в составлениисписка людей на мобилизацию. За нами гнался полицейский стражник, которыйвыстрелил в меня , но пуля пролетела мимо. Группа восставших свалили его с коняи побила камнями. В этот момент меня ударил саблей другой казак-полицейский, уменя потекла кровь с шеи. Мои друзья сразу же перевязали мою рану бельбогом ( поясом). Аказак убежал.

Придя в домМахмудбека, с целью расправиться с ним, мы забрали его имущество. Можно сказать, что вдоме Махмудбека не осталось ничего. После этого я убежал вкишлак Акшок к своему отчиму. На следующий день один дехканин,вышедший в город для продажи дынь, сообщил мне, что в городе меняразыскивает полиция и что если люди не помогут задержать меня, томногие будут наказаны. Услышав эту весть, я добровольно вернулся вгород и меня взяли под стражу.

Как свидетельствует воспоминание Мавляна Лайлаева в восстании активноучаствовали представители неимущих слоев населения, которые жили в трудныхусловиях и больше всех подвергались насилию и принудительным работам.



 

[1] См. Х.Зияев. Участники восстания 1916 года в Ферганской долине.Ташкент. 1976

г.;Он же. Туркистонда Россия тажовузи ва хукмронлигига карши кураш. Тошкент, 1998

2  Подробносм. Воспоминания– важный источник исторических исследований (из опыта интервьюированияучастников восстания  1916 г. и сибирских узбеков)– в кН.: Устная история в Узбекистане. Теория и практика. Вып. 1. Ташкент 2011 г. С. 140-150.

 


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение