Религиозная ситуация в Кыргызстане

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
В настоящее время в Кыргызстане официально запрещены пятнадцать экстремистских организаций. Для такой небольшой страны данные цифры являются тревожными. При этом еще существуют движения, которые признаны в других государствах экстремистскими, а в Кыргызстане таковыми не являются, хотя от них исходит настоящая угроза для стабильности общества. Так, по мнению кыргызстанских экспертов, религиозное движение «Таблиги Джамаат», используя свой имеющийся потенциал, вполне может изменить этнокультурные особенности кыргызского общества.
Религиозная ситуация в Кыргызстане
Одним из острых и дискуссионных в кыргызстанском обществе является религиозный вопрос. Кыргызская Республика – светское государство. Несмотря на это, отношение властей, да и законодательства, к различным религиозным течениям очень либеральное. Свобода вероисповедания в многонациональной стране является неотъемлемым атрибутом. Поскольку в первые годы независимости образовавшийся идеологический вакуум был заполнен пропагандой нетрадиционных религиозных учений, то распространение в обществе получили как традиционное исламское учение, так и экстремистские, так сказать, наподобие ваххабизма. Недавно была разработана религиозная концепция, направленная на развитие в стране традиционного ислама и опровергающая любые проявления радикализации общества и тем более терроризма и экстремизма.В настоящее время в Кыргызстане официально запрещены пятнадцать экстремистских организаций. Для такой небольшой страны данные цифры являются тревожными. При этом еще существуют движения, которые признаны в других государствах экстремистскими, а в Кыргызстане таковыми не являются, хотя от них исходит настоящая угроза для стабильности общества. Так, по мнению кыргызстанских экспертов, религиозное движение «Таблиги Джамаат», используя свой имеющийся потенциал, вполне может изменить этнокультурные особенности кыргызского общества.Для поддерживания стабильной религиозной ситуации в стране должны предприниматься меры по повышению грамотности имамов. Но результаты проведенной аттестации оказались неутешительными, ведь из 2,5 тысяч успешно прошли испытания только 800 человек. Ввиду этого многим имам-хатибам, не отвечающим требованиям, пришлось покинуть свое место работы или же заняться повышением своей религиозной грамотности посредством получения высшего образования, наличие которого является одним из обязательных требований. Дополнительным стимулом для самообразования является не только сохранение своего рабочего места, но и стипендия, выплачивая государством. Это своего рода поддержка государства. При этом в республике начали открываться и специальные религиозные образовательные учреждения, где обучение ведут исключительно кыргызстанские преподаватели. Это должно огородить общество и от негативного влияния идеологии ваххабизма. В средствах массовой информации республики не раз звучали обвинения в адрес Саудовской Аравии и Катара в распространении таких идей. Эр-Рияд, финансируя культурные центры, курсы арабского языка, распространение соответствующей литературы, мусульманские общины, джамааты, строительство мечетей (через частные фонды), распространяет свое влияние.В связи с угрозой идеологической обработки молодежи властями страны предпринимаются попытки регулировать процесс исламского образования. Поскольку молодые люди могут свободно перемещаются по миру, то в принципе трудно контролировать их участие в различных течениях религиозного толка и получения за рубежом соответствующего образования. Был составлен список учебных заведений, находящихся в других государствах, в которых рекомендовано учиться, а где нет. Тем самым кыргызстанец, желающий получить религиозное образование за рубежом, уже будет знать, в какую страну ему желательно поехать.Мониторингом ситуации в религиозной сфере занимаются как провоохранительные органы, так и Духовное управление мусульман Кыргызстана (ДУМК). Если компетентные органы республики проводят спецоперации, борются с вербовщиками в сети «Интернет», то ДУМК следить за образовательным процессом и ведением проповедей. Таким образом идет параллельная работа для выявления возможных угроз уже на ранних этапах. В условиях, когда влияние религиозного экстремизма растет, работа на опережение важна для обеспечения национальной безопасности. В результате спецопераций, которые проводятся спецслужбами республики, удается задержать лиц, причастных к подготовке террористических актов или же имеющих отношение к экстремистских организациям.Следует отметить, что в последние годы прослеживается тенденция увеличения числа сочувствующих среди детей, молодежи, женщин. Если некоторые религиозные движения скрытно поддерживают радикальные идеи, то другие – в открытую пропагандируют и устраивают акты устрашения по всему миру, прикрываясь исламом. В таких условиях проводимая органами государственной власти, представителями духовенства и общественности регулярная профилактическая работа по духовно-нравственному воспитанию молодежи может дать положительные результаты.Геополитический центр «Берлек-Единство»

Поделиться: