Роль казахской либерально-демократической интеллигенции в национально-освободительном движении начала ХХ века

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
И сегодня, отмечая 100-летний юбилей этой исторической даты, следует подчеркнуть, что у народов России и региона Центральной Азии общая судьба, общая история, непростая и противоречивая в прошлом, поэтому исторически сложившееся взаимодействие и сотрудничество наших государств и народов должно неуклонно развиваться в духе взаимного уважения и доверия, общности интересов.
Роль казахской либерально-демократической интеллигенции  в национально-освободительном движении  начала  ХХ века
роль казахской либерально-демократическойинтеллигенции в национально-освободительном движении в казахстане в начале ХХвекаЖанна УркинбаевнаКыдыралинапервый заместитель директора Института истории государства КН МОН РК,доктор исторических наукг. Астана, Казахстан Тезисы доклада на международной научно-практической конференции "Историко-цивилизационные основы взаимодействия России и народов Центральной Азии в 20 столетии" (Москва)          Начало ХХ века было ознаменованоподъемом национального самосознания казахского народа. Происходившие в тотпериод кардинальные перемены в судьбах метрополии и одной из ее национальныхокраин – Казахстана - вывели на авансцену истории целую плеядуобщественно-политических деятелей в крае из казахской интеллигенции. Активное осуществление имперской политики, объявление всехказахских земель  государственнойсобственностью Российской империи, насильственное вытеснение коренногонаселения с плодородных земель создавали кризисную обстановку в крае. Появлениеполитической силы в лице, хотя и малочисленной, национальной интеллигенцииотвечало насущным потребностям казахского общества. Лидерыказахской интеллигенции стояли у истоков национально-освободительного движенияв Казахстане в начале прошлого века. Необходимоотметить роль России в становлении мировоззрения и судьбах ярких представителейказахской интеллигенции. Основная часть будущих казахских интеллигентовобучалась в учебных заведениях Петербурга, Москвы, Казани, Томска, Оренбурга.Российские учебные заведения способствовали росту интеллектуального потенциалаказахского общества. Учеба в крупных городах, где всегда были сильны традициилиберализма, формировала не только будущих специалистов, но определила ихполитические ориентиры, отношение к окружающей действительности, прежде всего креалиям колониального края и жизни соплеменников. Так, студенты АлиханБукейханов, Мухамеджан Тынышпаев, Назир Торекулов, Мустафа Шокай, Х.алеГаббасов, Алимхан Ермеков и другие принимали участие в работе политических,экономических, литературных кружков, находились среди участников «студенческихбеспорядков». На изломе эпох все они встали на защиту интересов собственногонарода, но осмысливали пути борьбы по-разному. Накануне октября 1917 г., одни,исходя из того, что «Россия будет демократической, федеративной республикой»,боролись за создание Казахской автономии, другие стояли на большевистской позиции решения казахского вопроса,третьи выступали за единый независимый Туркестан [1].          Национально-освободительноевосстание 1916 г. - общее историческое событие для народов Центральной Азии -явилось одним из ярких проявлений всеобщего кризиса в Российской империи.Главные его причины: комплекс социально-политических и экономических факторов:усиление колониального и социального гнета, массовое изъятие земель, непомерноеувеличение налогового пресса и всевозможных поборов, обострение национального вопроса,резкое ухудшение положения масс. Знаменитый указ российского императора о мобилизации на тыловыеработы инородческого населения во время первой мировой войны вызвал разделениелидеров зарождавшейся казахской интеллигенции на два лагеря. Газета «Казах»,издававшаяся с 1913 г. и ставшая трибуной и проводником идеологиилиберально-демократической казахской интеллигенции, которая сформировала в 1917г. партию «Алаш», призывала казахский народ к спокойствию и смирению, разумномукомпромиссу с властями, не без основания опасаясь, что безоружный  народ может стать жертвой репрессивных мерцаризма. Лидеры национально-демократической интеллигенции стремилисьиспользовать мирные средства, чтобы предостеречь массы от новых жертв.     Другой же, радикально настроенный,революционно-демократический лагерь интеллигенции (Турар Рыскулов, СейткалиМендешев, Алиби Жангильдин, Токаш Бокин, Сакен Сейфуллин  и другие) призывал к вооруженномусопротивлению.         Лидеры национально-демократическойинтеллигенции были вместе с народом и предпринимали конкретные действия дляоказания помощи мобилизованным казахам. Они выдвигали перед правительствомпредложения по отсрочке призыва казахов на тыловые работы, защите правпризванных в отряды инородческих партий и создания необходимых условийпроживания и работы их в прифронтовых районах. Об этом свидетельствует протоколчастного совещания казахского населения в Тургайской, Уральской, Акмолинской иСемиреченской области о выступлении населения против мобилизации и проведениянеобходимых мероприятий по осуществлению призыва на тыловые работы от 7 августа1916 г. В документе констатировалось, что царский указ 25 июня 1916 г.  поразил местное население как гром средиясного неба. Казахи никогда не отбывали в принудительном порядке воинскойповинности. Отмечалось о злоупотреблениях и чрезвычайной спешности приведения висполнение указа. Казахские представители говорили о необходимостиразъяснительных мер, отозвания из степи казачьих отрядов, созыва на местахсъездов уполномоченных от населения. Они убеждали правительство, что киргизыисполнят Высочайшее повеление и предлагали рациональные меры для созданияприемлемых условий для казахов. Газета «Казах» освещала работу созданного вМинске инородческого отдела и результаты поездок туда Алихана Букейханова и егосподвижников, положение мобилизованных на тыловые работы в зоне, прилегающей кЗападному фронту.          В номере газеты «Казах» за 11 августа1916 г. за подписями редакторов А. Букейханова, А. Байтурсынова, М. Дулатовабыло опубликовано воззвание к казахскому народу, призывающее к повиновениюуказу. Казахские интеллектуалы внедряли в сознание народа идею необходимостипросвещения народа для отстаивания национальных интересов и  демократических прав и свобод. МиржакыпДулатов в своей статье «Исторический год», посвященной событиям, связанным сиюньским 1916 г. указом, призывал молодежь к образованию и учебе [2, с.180-182].          Память о восстании надолго сохраниласьв исторической памяти народа. На 15-ой годовщине национально-освободительноговосстания 1916 года Мустафа Шокай, будучи в эмиграции, отмечал об этом событиикак одном из грандиозных выступлений против царизма. Он резко критиковалпозицию большевиков в оценке данных событий и отрицал наличие классового мотивавосстания. Лидер туркестанского национального движения охарактеризовал этовосстание как азбуку туркестанского национального движения, антиколониальноевыступление против Российской империи [2, с. 214-219].              Выпускаяв Берлине и Париже в 20-30-е гг. журнал «Яш Туркестан», Мустафа Шокай неустанно пропагандировал идеи единого инеделимого Туркестана. В № 89 журнала за 1937 г., год 20-летия октябрьскогопереворота, он отмечал, что единственный путь к свободе и независимости –укрепление внутреннего единства фронта борьбы за Туркестан и тесноевзаимодействие с другими национальными центрами за освобождение своих народов [3,с. 108].             В год национально-освободительноговосстания М. Шокай был студентом Петербургского университета, являлсясекретарем мусульманской фракции Государственной думы России. После подавлениявосстания в Туркестан была направлена комиссия во главе с членомГосударственной думы А. Керенским и сенатором М. Тевкелевым. Мустафа Шокай былпереводчиком в составе данной комиссии [3, с. 416].   В статье «Керенский и  национальное движение в Туркестане»,написанной в 1930 г., он упоминал о большом авторитете Керенского среди туркестанскихнародов. Особенно запоминающейся для него была речь будущего главы Временногоправительства, произнесенная 22 августа 1916 г. в мечети Андижана.Керенский  говорил о дружбе ивзаимопонимании между туркестанцами и русскими, о либеральных ценностях, общихдля русской демократии и туркестанцев [4, с. 104, 105].           Таким образом,масштабное по охвату национально-освободительное восстание народов Казахстана иСредней Азии подводило итог всей предшествующей борьбе за свободу инезависимость. Оно явилось составной частью антиколониальной борьбы народовВостока против имперской зависимости.  Исегодня, отмечая 100-летний юбилей этой исторической даты, следует подчеркнуть,что у народов России и региона Центральной Азии общая судьба, общая история,непростая и противоречивая в прошлом, поэтому исторически сложившееся взаимодействие и сотрудничество нашихгосударств и народов должно неуклонно развиваться в духе взаимного уважения идоверия,   общности интересов.         Список использованной литературы          1. Абжанов Х.М. Россия в судьбахказахской интеллигенции // Алаш-АЛЖИР. Т. 1. – Астана: «Сарыарқа»,2011.  – С. 48.         2. Движение Алаш. Сборник документов иматериалов. Апрель 1901 г. – декабрь 1917 г. – Алматы: «Алаш», 2004. – Т. 1. –525 с.3.  Шоқай М. Тандамалы. Т. 2. –Алматы: Қайнар, 1999. – 520 с.4.ШоқайМ. Тандамалы. Т. 1. – Алматы: Қайнар, 1998. – 512 с. 

Поделиться: