Алексей Чекрыжов: С больной головы на здоровую – Киев просит Астану повлиять на решение российских властей

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Министерство экономического развития и торговли Украины обратилось к Казахстану с призывом «требовать от РФ отмены ограничений на транзит украинских товаров». По сообщению Информагентства «REGNUM», заместитель министра экономического развития и торговли Украины Наталья Микольская сообщила, что падение товарооборота страны с Казахстаном обусловлено «необоснованными экономическими действиями России». Речь идет о последних законодательных изменениях в правовом поле Российской Федерации – в июле закончился срок действия указа президента о порядке транзита украинских грузов по территории России. Теперь транзит товаров, попадающих в категорию санкционных, полностью запрещен, равно как и транзит грузов, на которые распространяются ставки ввозных таможенных пошлин выше нуля согласно Единому тарифу Евразийского экономического союза.
Алексей Чекрыжов: С больной головы на здоровую – Киев просит Астану повлиять на решение российских властей
 Министерство экономического развития и торговли Украины обратилось к Казахстану с призывом «требовать от РФ отмены ограничений на транзит украинских товаров». По сообщению Информагентства «REGNUM», заместитель министра экономического развития и торговли Украины Наталья Микольская сообщила, что падение товарооборота страны с Казахстаном обусловлено «необоснованными экономическими действиями России». Речь идет о последних законодательных изменениях в правовом поле Российской Федерации – в июле закончился срок действия указа президента о порядке транзита украинских грузов по территории России. Теперь транзит товаров, попадающих в категорию санкционных, полностью запрещен, равно как и транзит грузов, на которые распространяются ставки ввозных таможенных пошлин выше нуля согласно Единому тарифу Евразийского экономического союза.Решение российских властей имеет как экономические, так и геополитические основания. Нельзя отрицать того, что запрет на транзит ряда украинских товаров в какой-то мере является ответом на уже устоявшуюся антироссийскую политику Киева и стран Запада. С другой стороны, Москва таким образом стремится обезопасить рынок государства, на который могут проникнуть не только украинские товары. Соглашение об ассоциации между Украиной и Европейским союзом стало первым из семи этапов интеграции государства в ЕС. Это уже формирует возможность увеличения реэкспорта товаров из Европы и недекларируемой продукции украинскими грузоперевозчиками.Еще недавно российские таможенные органы были вынуждены «отлавливать» товары, направленные в Казахстан и Кыргызстан, которые, тем не менее, не доезжали до российско-казахстанской границы. В условиях роста открытости экономических границ Евразийского союза, осуществлять подобный контроль будет тяжелее с каждым годом, особенно в случае распространения либерального режима движения товаров и на третью сторону. Как известно, нелегально ввезенная продукция не приносит никаких поступлений в бюджеты России, Казахстана, Кыргызстана и других государств. В этой связи ограничения на транзит со стороны Москвы более чем оправданы, и способствуют сокращению объемов «серых» перевозок.Уже традиционные обвинения в бедах Украины в адрес российских властей несостоятельны и сегодня. По словам представителей Киева, именно Москва несет ответственность за падение товарооборота Украины и Казахстана почти на 50%. Киеву легче переложить ответственность за крах национальной экономики на Москву, нежели отчитываться перед населением о причинах падения показателей внешней торговли с соседями и других благах европейской интеграции. Учитывая, что украинские товары попадают на рынок государств Центральной Азии преимущественно транзитом по территории России, можно было бы предположить, что в словах представителей Рады есть правда. Однако в таком случае непонятно что не так в торговых отношениях граничащих друг с другом Украины и Беларуси. По состоянию на август 2015 года показатель товарооборота этих государств аналогично уменьшился вдвое.Год назад Киев, обращаясь к минским коллегам, уже выдвигал весьма странные предложения по восстановлению утраченных позиций. Например, Украина предлагала использовать газотранспортную инфраструктуру Республики Беларусь для транзита сжиженного природного газа из Литвы, не обращая внимания на то, что эти трубопроводы находятся в собственности «Газпрома». Кроме того, Киев выступал с инициативой переноса ряда производственных мощностей с территории Беларуси на собственную территорию. Принимая во внимание то, что Минск сам заинтересован в индустриализации и обеспечении сопутствующего мультипликативного эффекта, до сих пор неизвестно чем Украина собиралась переманивать промышленников. Объективно, льготными режимами налогообложения и высокой степенью безопасности работы инвесторов эта страна похвастаться пока не может.Теперь Киев призывает страны Центральной Азии «требовать» от Москвы отмены введенных ограничений. Со стороны Украины слышны даже ультимативные высказывания, что российским перевозчикам будет дан симметричный ответ. То есть Киев может пойти на запрет транзита российских товаров в направлении стран Европы. С одной стороны, такой шаг является еще одной формой самовредительства (российские перевозчики перестанут оплачивать транзит), с другой – неизвестно, как на это отреагируют европейские партнеры Украины.Прогнозируя реакцию Казахстана, можно утверждать, что Астана в очередной раз не станет потакать агонии Киева. Недавно казахстанские власти уже выступали с рекомендациями в адрес украинских грузоперевозчиков, призывая их использовать альтернативные маршруты поставок товаров. В ответ Киев просит повлиять на Москву, не забыв при этом обрушить шквал критики в отношении российских властей. Возможно, Украине пора уже запускать в полную силу проект железнодорожного маршрута в обход России, который был так хорошо разрекламирован полгода назад.Геополитический центр «Берлек-Единство»

Поделиться: