Айкын КОНУРОВ: «Период «глобальной дезинтеграции» – время выстраивать новые интеграционные парадигмы». Ч.2

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
В этом плане хорошо вытроена работа в Северном Казахстане и Восточном Казахстане, но, думаю, наличие общей границы не является ключевым моментом. Есть примеры того, как в далеких от России областях Казахстана могут выстраивать отношения с партнерами по экономическому союзу. Очень хорошие контакты сложились, например, у Кызылординской области с Татарстаном, в Южном Казахстане – с властями Москвы и Бишкека.
Айкын КОНУРОВ: «Период «глобальной дезинтеграции» – время выстраивать новые интеграционные парадигмы». Ч.2
     В условиях стремительно меняющегося мира, изобилующего событиями и процессами деструктивными по своей сути и активно влияющими на расклад сил в региональном и глобальном форматах, актуализируется проблема осмысления сути «евразийского проекта». Способен ли Евразийский экономический союз стать бастионом стабильного развития государств-участников, устоит ли межгосударственное объединение под натиском глобальных центробежных тенденций? Мнением на этот счет с «IQ» поделился депутат Мажилиса Парламента Республики Казахстан от фракции «Народные коммунисты» Айкын Конуров.  Продолжение: - Похоже, это иллюстрацияупомянутых разборок «панов», из которых нам следует делать выводы. Но с чегоначинается реальная интеграция? Многие эксперты выделяют в качестве важного еесегмента приграничное сотрудничество. При этом, правда, констатируют: потенциальноемкий сектор не получает должного наполнения, в том числе, по причине«чиновничьих фобий», отсутствия способности предметно договориться о принципахразделения труда, сверстать совместные инвестиционные карты и начать воплощатьв жизнь полезные и выгодные для всех сторон проекты. Что вы думаете по этомуповоду? Достаточно ли полномочий у представителей исполнительной власти наместах, для того, чтобы, не дожидаясь указания сверху, начать плотно работать ссоседями? -По роду деятельности мне приходится видеть многое, в том числе и работу местныхисполнительных органов в направлении развития интеграции. В приграничныхобластях очень многое зависит от человеческого фактора, от того, как выстроеныличные контакты между главами регионов, что расположены по разные стороныграницы. Вэтом плане хорошо вытроена работа в Северном Казахстане и Восточном Казахстане,но, думаю, наличие общей границы не является ключевым моментом.  Есть примеры того, как в далеких от Россииобластях Казахстана могут выстраивать отношения с партнерами по экономическомусоюзу. Очень хорошие контакты сложились, например, у Кызылординской области сТатарстаном, в Южном Казахстане – с властями Москвы и Бишкека. Пользуетсяинтересом ежегодный экономический форум «Байконур» (Кызылорда). Широкийрезонанс имел и Шымкентский Международный инвестиционный форум «Новыеинвестиционные возможности в рамках Евразийского экономического союза»,организатором которого выступил акимат Южно-Казахстанской области припартнерстве Фонда «Даму».Ноздесь необходимо отметить важный нюанс: было бы ошибочным ожидать, что сам фактсоздания ЕАЭС после подписания соответствующего договора станет  драйвером роста. Сидеть и ждать, чтопрольется благодатный дождь, нельзя. Думаю, все должны понимать: без должнойработы по кооперации внутри союза, без построения самодостаточных экономик,которые будут работать на национальные интересы, успеха не будет.Помнению многих предпринимателей, которое разделяю и я, основным препятствием дляразвития связей и реализации различных проектов является не инертность местныхвластей, а денежно-кредитная политика Национального банка РК, Банка России ипозиция коммерческих банков, нацеленные более на спекулятивный, нежели нареальный сектор. Сегодня,когда местные власти из кожи лезут, чтобы привлечь инвесторов, партнеров,отсутствие возможностей для малого и среднего бизнеса получить длинные идешевые деньги на развитие рубит многие инициативы на корню.Мнекажется, нам всем нужно расстаться с иллюзиями о том, что нас ждут сраспростертыми объятиями на внешних рынках товаров и услуг. В частности, Казахстан,в первую очередь, интересен миру, как поставщик энергоресурсов и другого сырья,во вторую очередь – как рынок сбыта готовой продукции и только в последнююочередь – как конкурент на всемирной торговой площадке. Развитиенесырьевого сектора возможно лишь за счет объединения нашего потенциала спартнерами по Евразийскому экономическому союзу. Только в этом направлениилежат новые горизонты нашего производства, торговли и экономического развития.Такженемаловажно, чтобы предприниматели имели постоянно действующие площадки обменамнениями, где можно в оперативном порядке решать проблемы с прямым выходом наглав регионов, ведь зачастую бывает, что благие намерения инвесторовразбиваются о бюрократизм чиновников, хамское поведение фискалов и силовиков,бандитские наезды на «чужаков». Думаю,губернаторам и акимам областей под силу создать комфортные условия для приданиянового импульса взаимовыгодному приграничному сотрудничеству. - Айкын Ойратович, вы – человек,активно включенный в процесс законотворчества. Работаете уже не в первом созывеМажилиса. Скажите, за время вашей депутатской практики какие законодательныеакты можно считать прорывными в плане развития двустороннего сотрудничества междуКазахстаном и Россией, а также в плане укрепления законодательной базы ЕАЭС?Какие из готовящихся к ратификации документов послужат укреплению взаимодействияв двустороннем формате и в формате ЕАЭС? -Ключевыми моментами в работе Мажилиса считаю ратификацию договоров оприсоединении к ЕАЭС Армении и Кыргызстана и соглашения о вступлении в Зонусвободной торговли Республики Вьетнам. Депутатами Мажилиса также одобреныпроекты законов РК: «О ратификации Протокола о некоторых вопросах ввоза иобращения товаров на таможенной территории Евразийского экономическогосоюза»,  «О ратификации Соглашения оединых принципах и правилах обращения лекарственных средств в рамкахЕвразийского экономического союза» и «О ратификации Протокола к соглашению с РФо разграничении дна северной части Каспия».Развсе мы пока живем нефтью и газом, то для Казахстана и России – двух ведущихэкономик ЕАЭС – именно углеводородная сфера является определяющей. Для Беларуситоже, только касательно не добычи, а переработки. Поэтому именно созданиеединого энергетического пространства – самое значимое и самое интересное, помоему мнению, что будет происходить в нашем союзе в предстоящие годы. Именноэту сферу придется регулировать законами и различными соглашениями.Хотелбы предостеречь от такого заблуждения, что сам по себе этот шаг выгоден илиневыгоден: говорить о плюсах или минусах преждевременно. Рынок не можетгарантировать их в принципе, он лишь создает условия, а дальше все зависит оттого, кто и как их использует. Единыйрынок в сфере нефти и газа будет создан, если будут обеспечены такие ключевыеусловия, как недискриминационный доступ к углеводородному сырью и ктранспортным системам: газо- и нефтепроводам. Для Казахстана важнее всеговторое – возможность доступа к российским трубопроводам. Правда, следуетучесть, что аналогичный доступ получат и российские компании к нашимтрубопроводам, включая китайское направление. Главныйвопрос заключается в том, насколько эффективно это будет реализовано напрактике. Ведь трубопроводы принадлежат не государствам, а конкретнымхозяйствующим субъектам, и доступ требует заключения с ними контрактов (этопредусматривает и договор о ЕАЭС). Формально можно обязать их пускать всех втрубу на равных условиях, но решение о том, с кем работать, все равно остаетсяза ними. Такчто здесь барьеров и скрытых проблем хватает. Думаю, к 2019 году все их устранитьне получится, предполагаю, что нам удастся создать лишь основы общего рынка, амеханизмы как законодательные, так и практические отрабатывать предстоит ещедолго. Но без этого – никуда…  

Поделиться: