"Пока весь мир не спился". Как кыргызстанский алкоголь не впускают на рынок стран ЕАЭС?

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
"У наших компаний много ресурсов и нервов занимает прохождение таможенного контроля, хотя говорят, что делается все, чтобы улучшить товарообмен внутри стран Евразийского экономического союза. На деле это не так. Казахстан делает все, чтобы оградить своего сельхозпереработчика и внутреннего производителя от нашествия нашего кыргызстанского производителя, то есть и нашей продукции в том числе. Хотя со стороны все выглядит и все работает хорошо, это в теории, но на самом деле на практике, существуют преграды, сдерживающих в отношении кыргызских производителей доступ на рынок Казахстана. К примеру, наш продукт "Максым Шоро", срок реализации которого составляет 20 дней и чем больше мы продержим товар на таможенном складе, тем меньше времени нам остается, чтобы его продать на рынке Казахстана. Соответственно, мы тоже страдаем: зная, что будут преграды, поэтому мы стараемся отправлять продукцию мелкими партиями для снижения рисков", - сказала финдиректор.
"Пока весь мир не спился". Как кыргызстанский алкоголь не впускают на рынок стран ЕАЭС?
За последний год кризисная ситуация в мире все больше отражается на экономике Кыргызстана. Несмотря на то, что сам глобальный кризис стал активно набирать обороты еще с далекого 2008 года, ситуация остается нестабильной и по сегодняшний день. Кризис, повлиявший на нефтяные страны, в том числе и на основных торговых партнеров Кыргызстана - Казахстан и Россию, косвенно повлиял и на общую ситуацию в республике, при этом многие отрасли почувствовали все это на себе.Однако несмотря на данное положение на сегодняшний день проводится ряд мероприятий по стабилизации ситуации в экономике. Tazabek, продолжая тему кризисной ситуации в различных отраслях экономики, затронул и рынок алкогольных и безалкогольных напитков.Так, если обратиться к статистическим данным, то можно увидеть, что с 2013 года производство алкогольной продукции в стране уменьшилось в 1,7 раза - с 195 млн 997,8 тыс. литров до 111 млн 858,3 тыс. литров 2015 года.За прошлый же год объем производства минеральной и газированной воды составил 36 млн 733,4 тыс. литров.В свою очередь, иная ситуация обстоит с производством алкогольной продукции: в 2015 году производство пива составило 26 млн 267,9 тыс. литров, плодово-ягодных вин - 400,1 тыс. литров, виноградного вина, кроме игристого - 677,1 тыс. литров, вина типа "Шампанское"- 758,4 тыс. литров, этилового спирта - 5 млн 250,1 тыс. литров, ликера - 124,3 тыс. литров, водки - 8 млн 864,7 тыс. литров, коньяка - 687,5 тыс. литров.Однако данное положение дел не говорит об остановке развития данного сектора. Не так давно в Кыргызстане с участием основного стратегического партнера республики был создан российско-кыргызский фонд развития, финансирующий проекты в сфере малого и среднего бизнеса.Если касаться в частности рынка алкогольных и безалкогольных напитков, то фонд одобрил проект по строительству 2-го завода по производству безалкогольных напитков, и работает с национальными лидерами в этой отрасли для расширения производства и увеличения экспорта.Влияние стран ЕАЭС на алкорынок страны или "позолоти ручку"В целом же, если обратиться за мнением к самим производителям алкогольной продукции, то большая часть связывает некоторые проблемы с реализацией продукции со вступлением в Евразийский экономический союз, поскольку многие из них так и не получили обещанного доступа на рынок ЕАЭС. Так, по их мнению, со вступлением Кыргызстана в Евразийский экономический союз для отечественных производителей ситуация однозначно стала хуже, потому что если раньше основные импортеры - Россия и Казахстан специально брали лицензии на импорт продукции в Кыргызстан, то сейчас они уже не считаются импортерами."Это как: "Пожалуйста, возьмите". Их объемы увеличиваются, а наши производители на рынки Казахстана и России не могут выйти, потому что в данных странах стоят дополнительные преграды. Например, в России есть такая законодательная мера как обеспечительный платеж. Если мы на 1 млн сомов завозим товар, значит на 3 млн сомов должны поставить депозит, рублевый депозит. Когда последняя бутылка продастся, только тогда эти деньги возвращаются, поэтому какой смысл нашим производителям импортировать туда продукцию и замораживать деньги. В России вся алкогольная продукция должна транспортироваться на специальном автотранспорте, которая обеспечена системой ГЛОНАСС - автонавигационной спутниковой связью. Это стоит очень дорого и поэтому нашим кыргызским производителям нет смысла возить туда эту продукцию как импортерам, надо вкладывать большие деньги и поэтому мы не можем на их рынки войти, а они спокойно на наши рынки выходят, как до членства в ЕАЭС их продукция ввозилась, так и сейчас. Даже по некоторым видам продукции в 2012-2013 годах доля российского пива доходила до 52% потребления, а крепкие напитки до 12% до 18%. Поскольку нет никаких законодательных преград и нет никаких ограничений, они спокойно возят свою продукцию. Мы этот вопрос неоднократно ставили, но наше правительство и правительство России тоже вопрос не решают, это показывает, что они не хотят этого, что российская сторона не желает, чтобы наша продукция присутствовала на их рынке", - считает глава Ассоциации алкогольных напитков Турсунбек Куренкеев.Однако помимо данного фактора, производители называют такие проблемы как:- ущемление отечественных производителей;- неравная конкуренция;- система депозита на границах с Казахстаном и Россией;- повышение акцизного налога на алкогольную продукцию;- вопросы прохождения продукции на таможне.В целом же, представители рынка алкогольных напитков немного разделись в рассуждениях о наличии кризиса на их рынке.Кыргызстанцы стали меньше пить?Так, по информации главы Ассоциации,на рынке алкогольных напитков кризиса нет, население как потребляло алкогольные напитки, так и потребляет. Однако другое дело, что производство больше ушло в тень. Если раньше, до начала глобального кризиса, будем говорить, это где-то от 37% до 70% алкогольная продукция находилась в тени, то сейчас по некоторым видам до 83% показатель достигает."Например, по водочной продукции в прошлом году объем производства официально снизился, то есть, я имею ввиду уплату акцизного налога и других налогов, которые стали меньше, это означает, что алкогольная отрасль по видам крепких напитков уходит в тень. Это продолжается последние 9 лет. Производство крепких алкогольных напитков от 1,5 млн до 890 тыс. литров в прошлом году упало. Это связано в основном с тем, что со стороны Ассоциации не раз были предупреждения, помимо этого правительство все-таки пошло на удорожание акцизного налога", - говорит он.Как сообщил в своей речи Т.Куренкеев, в последние годы акцизный налог увеличился на 300%. Так, если за последние годы до 2013 года акциз был 21 сом потом стал 40 сомов, в прошлом году сделали 60 сомов за литр."Из-за этого покупательская способность населения снизилась в этом плане, а как мы вошли в ЕАЭС ситуация изменилась В России, Казахстане, Белорусии акцизный налог намного выше, поэтому они требуют, чтобы мы поэтапно повышали ставки акцизного налога, поэтому наше правительство в 2 раза повысило налог: сначала до 40 сомов, потом до 60 сомов на водку. На остальные виды алкогольной продукции: коньяк, пиво, вино налоги остались на прежнем уровне, поэтому именно по производству водки наблюдается резкое снижение официального объема, это показывает, что неправильное решение было принято со стороны правительства", - глава Ассоциации алкогольных напитков Турсунбек КуренкеевЧто касается продаж, то Т.Куренкеев сообщает, что объемы остались на прежнем уровне."Просто увеличились импорт, неофициальная часть без уплаты акцизного налога, теневая часть по всем видам алкогольной продукции: не только по водке, но и по другим видам алкогольной продукции. Раз официальная часть уменьшается, значит теневая часть увеличивается: люди же не стали меньше пить, они также пьют. В России за последние 3 года сокращается производство потребления крепких спиртных напитков и увеличивается потребление слабоалкогольных напитков: пиво, вино. У нас например, такая же тенденция. Но теневая часть не сокращается, а наоборот увеличивается", - считает он.Кризис как он есть...Другое мнение деловому изданию выразил директор ЗАО "Аталык Групп" ("Шампанвинкомбинат") Улан Усубалиев, который придерживается иной позиции, считая, что кризис все-таки имеет место быть."В первую очередь, упала реализация, что является основным показателем, потому что алкоголь - это продукт не первой необходимости и даже не входит в десятку. Если люди экономят на продуктах, то что говорить об алкоголе. По сравнению с прошлым годом производство уменьшилось в районе 15%, продажи примерно на таком же уровне 10-15%. Самая основная проблема это то, что в Казахстане введен депозит - обеспечительный залог в районе 1 МРП - 7-8 долларов за литр, независимо от алкоголя: будь это вино или шампанское, без разницы. Ты должен заплатить, поставить обеспечительный залог 1 МРП - это где-то 1600 тенге. Они защищают свой рынок и своих отечественных производителей, в России тоже самое, у нас такого нет", - сказал он.Директор компании отмечает, что идет неравная конкуренция импортеров и производителей, и в этом плане идет ущемление отечественных производителей."Если бы наше правительство ввело ответные меры такие же адекватные, тот же залог или сумму такую же предложить. Правительство вроде собиралось, но на сегодняшний день ничего не предпринято, хотя мы все в одном союзе, Россия и Казахстан ввели меру - обеспечительный залог. У нас такого нет, то есть, завози сколько хочешь. Мы сейчас выходим на казахстанский рынок и должны ставить свой обеспечительный залог. К нам завозят и никто ничего не ставит, в итоге неравные условия", - директор Шампанвинкомбината У.УсубалиевОбращаясь к проблематике на рынке безалкогольных напитков, представители рынка отмечают иные проблемы и не считают, что кризис имеет место быть в отрасли. Однако как бы то ни было, проблемы косвенно связаны со вступлением Кыргызстана в ЕАЭС."Как такого кризиса нет, но влияние Евразийского экономического союза сказывается в отношении того, что все таки Кыргызстан не получил доступ на рынок ЕАЭС. Почему? Потому что во-первых, производство существует, во-вторых, чтобы поставлять, нам надо сертификацию провести, а это лаборатории, чтобы получить весь спектр анализа. Объемы производства, у нас в принципе не уменьшаются, естественно, что на наш рынок поступает вода из стран ЕАЭС. По компонентам продукции все подорожало, если из Китая мы завозили оборудование, то все подорожало. Основной потребитель нашей продукции- Казахстан", - говорит глава Ассоциации производителей бутилированной воды Эдиль Мамытбеков.Казахстан говорит нет нацнапиткам "Максым Шоро" и "Чалап Шоро"?О наличии кризиса на рынке безалкогольных напитков подтвердила и финансовый директор компании "Шоро" Жылдыз Ашиналиева."От лица представителей поставщиков по изготовлению безалкогольных напитков я могу сказать, что кризис действительно ощущается определенно где-то с конца прошлого года. Так как мы вошли в Евразийский экономический союз и у нас есть свои филиалы и продажи в странах ЕАЭС, соответственно, мы начали чувствовать этот кризис не из Кыргызстана, а из Казахстана, так как более развитые рынки стали быстрее это ощущать на себе, к примеру, продажи упали в Казахстане первоначально. Почему? Потому что у них произошла сильная девальвация курса тенге по отношению к сому и соответственно, наши товары стали неконкурентоспособными в цене. Также из-за резкого скачка курса, девальвации в Казахстане доходы их населения упали в несколько раз. Наши товары не относятся к товарам первой необходимости и их заменили более дешевыми продуктами из того же самого Казахстана или уже на другие их виды. Если раньше люди предпочитали, например, выпить "Легенду", так как качество воды выше, то сейчас они начали заменять своими отечественными производителями. Тоже самое произошло и по остальным видам наших напитков "Максым Шоро", "Чалап Шоро", куруты от нашей компании, так как себестоимость наших напитков сомовая. Наши цены были основаны на соме, то есть исходили из сома, потому что производственная оценка здесь по бутилированной фасованной продукции и стоимость была заложена в сомах, сделать ниже цены себестоимости не предоставляется возможным, и соответственно, товары из Кыргызстана стали дорогими и стали меньше продаваться. Наша компания начала ощущать этот кризис именно из Казахстана", - сказала она.Как сообщила финансовой директор компании по производству национальных напитков, по итогам 2015 года года снижение идет в целом по рынку Казахстана на 10-20%, при этом это оценка на начало года."Как вы сейчас видите, на нашем рынке появляются такие сети как "Технодом" "Сулпак", это те лидеры в Казахстане, товары которых до этого были дороговаты для нашего потребителя. Но в связи с тем, что в Казахстане девальвация произошла, товары в тенге стали дешевле по отношению к сому. Лидеры Казахстана в торговом секторе пользуются моментом и активно наступают уже на внутренний рынок. Тоже самое происходит и по пищевой продукции, наш рынок усиленно начали завоевывать продукты питания: соки, нектары, минеральные воды и так далее", - продолжила Ж.Ашиналиева.Как проинформировала представитель компании обеспечительного залога для безалкогольных напитков нет, но зато есть много других преград в виде процедур по таможне, то есть лабораторные исследования, касающиеся пищевой безопасности и так далее."У наших компаний много ресурсов и нервов занимает прохождение таможенного контроля, хотя говорят, что делается все, чтобы улучшить товарообмен внутри стран Евразийского экономического союза. На деле это не так. Казахстан делает все, чтобы оградить своего сельхозпереработчика и внутреннего производителя от нашествия нашего кыргызстанского производителя, то есть и нашей продукции в том числе. Хотя со стороны все выглядит и все работает хорошо, это в теории, но на самом деле на практике, существуют преграды, сдерживающих в отношении кыргызских производителей доступ на рынок Казахстана. К примеру, наш продукт "Максым Шоро", срок реализации которого составляет 20 дней и чем больше мы продержим товар на таможенном складе, тем меньше времени нам остается, чтобы его продать на рынке Казахстана. Соответственно, мы тоже страдаем: зная, что будут преграды, поэтому мы стараемся отправлять продукцию мелкими партиями для снижения рисков", - сказала финдиректор. Источник - Tazabek.kg

Поделиться: