Замир Каражанов: Ключевую роль в победе заявки Казахстана сыграл международный авторитет Н. А. Назарбаева

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Полагаю, также, что Казахстан внесет вклад в интеграционные процессы в регионе. Напомню, что еще во время председательства в Организации исламского сотрудничества в 2011-2012 годах наша страна поднимала вопрос о крайне низком уровне взаимодействия – культурного, экономического, политического – между Ближним Востоком и Центральной Азией. Надеюсь, эти вопросы будут решаться во время председательства Казахстана в Совбезе ООН.
Замир Каражанов: Ключевую роль в победе заявки Казахстана сыграл международный авторитет  Н. А. Назарбаева
 Избрание Казахстана непостояннымчленом Совета безопасности ООН стало, безусловно, блестящим успехомказахстанской дипломатии, сравнимым, пожалуй, с председательством в ОБСЕ в 2010году. Мы обратились к казахстанским политологам с просьбой поделиться мнением,какие существенные внешнеполитические «бонусы» предоставляет этот статусКазахстану? И с каким «уникальным предложением» республика может выступать вэтом влиятельном органе? Эдуард Полетаев, руководительОбщественного фонда «Мир Евразии»:-Казахстан – не первая страна постсоветского пространства, которая получиламесто непостоянного члена Совбеза ООН. До этого в этом органе заседали Украинаи Литва. Однако это первая страна Центральной Азии, удостоившаяся этогостатуса. Учитывая то, что по соседству от Центральной Азии расположенАфганистан, что никто не отменял теоретическую возможность конфликтов в регионемежду бывшими советскими республиками и приграничных столкновений, значимостьказахстанского членства в Совбезе ООН как представителя всегоцентрально-азиатского региона очень высока.Чтокасается возможностей, которые получит Казахстан на этом посту, то их на самомделе не так уж много, потому что Совет безопасности ООН нуждается в реформе иоб этом, кстати, говорится очень давно. С увеличением количествагосударств-членов ООН, разумеется, встает вопрос о расширении Советабезопасности, в котором, как известно, сегодня заседает пять постоянных идесять непостоянных членов. Старые члены Совбеза хотят сохранить status quo и темили иным образом сопротивляются реформам, в том время как другие члены ООНпытаются оказать влияние на то, чтобы, во-первых, международная безопасность сточки зрения их интересов улучшилась, и во-вторых, чтобы представительствостран в органе было более значимым и репрезентативным.Такимобразом, очень многие страны ждут реформирования Совета безопасности. Начленство в органе претендует большое количество высокоразвитых стран, вродеГермании и Японии. Та же Индия, в которой проживает более миллиарда человек (почтив десять раз больше населения России) считает, что она имеет право на участие врешении мировых проблем безопасности. Однако эти страны не представлены вСовбезе.Естественно,недовольство решается с помощью института непостоянных членов, число которыхбыло увеличено в 60-х годах с шести до десяти. Надеюсь, что Казахстан предложитреформирование органа, потому что наша страна – и в этом было преимуществоказахстанской заявки – не испытывает противоречий и сложностей ни с одним изпостоянных членов Совбеза, а также действующих непостоянных членов органа,избираемых сроком на два года. Полагаю, что к его мнению будут болеевнимательно прислушиваться, потому что политической конъюнктуры в позиции иинициативах Казахстана как таковой нет.Крометого, Казахстан достаточно молодая страна, история дипломатии которойнасчитывает всего четверть века, она заинтересована показать себя, скажем так,во всей красе, и это тоже один из плюсов Казахстана.Чтов свою очередь Казахстан может предложить Совбезу ООН? Не думаю, что это будетчто-то радикальное. Позиция пяти постоянных членов Совбеза настолькосущественна и значима, что подвинуть их будет достаточно сложно. Более того, какизвестно, если есть необходимость в каком-то важном политическом решении,резолюции Совета безопасности ООН попросту игнорируются и далеко не все егорешения выполняются. Достаточно вспомнить, что когда началась война в Ираке, иКитай с Россией были против, американцам это не помешало ввести войска в этуближневосточную страну. И это не единичный пример того, как резолюция Совбеза неберется во внимание.Вцелом, соблюдение решений Совета безопасности ООН – это очень важная проблема,которую нужно незамедлительно решать, и надеюсь, что Казахстан подключится кэтому процессу. Все-таки несмотря на все свое несовершенство это единственныйлегитимный международный орган со столь значимыми полномочиями. В определенномсмысле это теневое мировое правительство. Нельзя не учитывать военный потенциалэтого органа и миротворческие силы, который находятся под крылом Совбеза. Главноена нынешнем этапе развития повышать эффективность его работы, обеспечитьвыполнение его резолюций. Замир Каражанов, политолог:-Конечно, можно провести параллели между нынешним дипломатическим успехомКазахстана и председательством в ОБСЕ в 2010 году. Во-первых, никто не отменялимиджевую составляющую подобных проектов. Статус непостоянного члена Советабезопасности ООН свидетельствует о том, что страна достигла определенныхуспехов – и не только во внешней политике, но и в экономике и социальной сфере,потому что для ООН, которая, как известно, приняла программу «Цели развитиятысячелетия», направленную на ускорение развития путём улучшения социальных иэкономических условий в беднейших странах мира, приоритетными является успехистраны именно в этих секторах.Вто же время победа заявки Казахстана является признанием эффективности внешнейполитики нашей страны, избравший, как известно, «неконфликтный путь» впостроении диалога с другими государствами и мировым сообществом. Казахстантакже является страной, активно продвигающий в международной повестке инициативыядерного разоружения. Эта проблема очень актуальна для Совета безопасности ООН,который еще в 2009 году по итогам первого саммита по ядерному разоружению,прошедшему в Нью-Йорке, принял резолюцию, призывающую все страны, у которыхесть ядерное оружие, пересмотреть свои арсеналы. С тех пор прошло несколько лет,однако этот процесс так и не сдвинулся с места. Решимость Казахстана,пострадавшего от последствий ядерных испытания и отказавшегося в свое время отчетвертого в мире арсенала вооружения, инициировать антиядерные программы – этокак раз то, что нужно Совбезу на современном этапе трансформации международнойполитики и обострения геополитического противостояния.Ключевуюроль в победе заявки Казахстана, безусловно, сыграл международный авторитетпрезидента страны Н. А. Назарбаева, который известен на мировой арене как оченьопытный и взвешенный политик.Чтоможет предложить Казахстан мировому сообществу? Конечно, у Казахстана неттрадиционной сильной дипломатии, нет рычагов влияния, как, например, у Россииили США. Но в то же время страна получила такую опцию, обладая которой можноинициировать определенные перемены в глобальной политике или хотя бы оказывать влияниена международные процессы.Здесь,конечно же, важно понимать, какое место занимает Казахстан в международнойсистеме и какие приоритеты он расставляет в своей внешней политике.Очевидно,что мы не дрейфуем в фарватере западной политики и либерализма. Казахстанпридерживается позиции евразийства, которое исходит из того, что Евразия – этоособый регион со своими самостоятельными целями и задачами, высоким потенциаломразвития в экономике и растущим влиянием на мировую политику. И Саммит ШОС вТашкенте, на котором состоялось расширение организации за счет вступления в ееряды Индии и Пакистана, служит тому подтверждением. Организация, объединяющая государства,в которых проживает половина населения мира, безусловно, стала весомым факторомне только в региональной, но и в международной политики. В то же время эторегион, перед которым остро стоят экономические и социальные проблемы, гденеобходимо предпринять шаги, направленные на борьбу с бедностью.Полагаю,что содержанием членства Казахстана в Совбезе ООН станет рост влияния Евразии вмировой политики. Одной из задач Казахстана, возможно, станет противостояниепопыткам оказать давления на страны региона, блокирование любых инициативподобного рода, в то же время он будет стремиться нивелировать конфликтностьвозникающих ситуаций.Полагаю,также, что Казахстан внесет вклад в интеграционные процессы в регионе. Напомню,что еще во время председательства в Организации исламского сотрудничества в 2011-2012годах наша страна поднимала вопрос о крайне низком уровне взаимодействия –культурного, экономического, политического – между Ближним Востоком иЦентральной Азией. Надеюсь, эти вопросы будут решаться во времяпредседательства Казахстана в Совбезе ООН.

Поделиться: