Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Российское содействие развитию Кыргызстана

29.06.2016

Автор:

Теги:
Сергей Масаулов, директор Центра перспективных исследований (Кыргызстан)

 

 

В среде кыргызской интеллигенции стали высказываться мнения о значительной помощи, которую оказывают стране её партнёры, как на Западе, так и на Востоке. Высказано, например, и такое мнение: «Российские политики не хотят понимать, что за почти четверть века, когда Россия фактически отсутствовала здесь, Турция вкладывала миллиарды, строила университеты, открывала школы и лицеи, запускала заводы и цеха. То же самое произошло с Китаем, который сегодня самый важный стратегический инвестор во всей Центральной Азии и с этим фактом невозможно не считаться». Так говорит бывший госсекретарь при первом президенте Кыргызстана, а ныне профессор турецкого университета в Бишкеке Осмонакун Ибраимов. Казалось бы, сказал, ну есть такое мнение, и всё. Но дело в том, что подобные россказни о «миллиардах» турецких и американских в помощь Киргизии весьма распространены, например, в социальных сетях.

      К тому же широко известны оценки американской помощи Кыргызстану. С момента обретения независимости Кыргызстана в 1991 году США оказали стране помощь в размере около 2 млрд. долларов «для поддержки и укрепления демократических преобразований».

      Между тем за годы независимости Кыргызстана именно Россия оказала самую масштабную и комплексную поддержку становлению суверенитета Кыргызской Республики. Это выражалось в прямой финансовой поддержке бюджета, в гуманитарной помощи и других формах взаимодействия. И об этом говорят, прежде всего, учёные, изучающие реальную ситуацию.

Примеры экономического сотрудничества

      В 2009 году Москва предоставила Бишкеку кредит в 300 млн. долларов, а 2012 году Россия заключила договоренность о поэтапном списании 489 млн.  долларов долга Киргизии перед РФ. Кредит 2009 года дан Бишкеку на сверхльготных условиях - под 0,75 % годовых сроком на 40 лет и с отсрочкой выплаты на 7 лет.

      При этом в 2009 году также был реструктурирован долг Кыргызстана перед РФ на сумму в 193,5 млн. долларов: 95 % задолженности списано, а остальные 5% погашены акциями ОАО «Дастан» и зданием торгового представительства России в республике.

        В 1995 - 2009 годах товарооборот двух стран вырос более чем в 6 раз: с 206 млн. долларов до 1,283 млн. долларов. В кыргызских поставках в РФ преобладают одежда, хлопок-сырец, овощи и фрукты, электрическое оборудование.

      При этом в 2000 - 2010 годы структура продовольственного экспорта Кыргызстана в РФ претерпела заметные изменения. Резко сократились поставки в Россию табака (с 29,6 до 13,2 млн. долларов), зато увеличились поставки овощей (с 5,9 до 50,0 млн. долларов), фруктов (с 16,4 до 95,8 млн. долларов.). Из России в центрально-азиатскую республику поступают лесоматериалы, нефтепродукты, машины и оборудование, химические товары. Также в 2000 - 2010 годах резко выросли поставки российских жиров и растительных масел (с 1,1 до 25,7 млн.  долларов).

      Перед тем как обратиться к цифрам и фактам, обозначим главные проблемы страны. Целью этого является определение критериев содействия развитию страны. Причём под развитием мы будем понимать целенаправленное, необратимое и качественное изменение систем страны, которое никак не согласуется с т.н. «устойчивым развитием» - концептом внутренне противоречивым, являющимся интеллектуально навязанным продуктом, лишающим разумного деятеля понимания самого «развития» как такового.

Проблемы страны

      Кыргызстан – есть т.н. «химера» (Л.Н. Гумилёв), состоящая из 5 известных типов устройств:

  • Общество коммунального типа
  • Деление на своих – чужих.
  • Свои – родственные отношения/совместная деятельность.
  • Старшие – младшие. Критерий оценки «правильности» поведения – обычай.
  • «Советская» система
  • Общество организуется нормами.
  • Решается задача - приспособить народ под систему управления.
  • Приспособить группы интересов (и шире – народ) под управленческие структуры.

                                       

  • Западная, или «демократическая», система
  • В управлении делается попытка учета групп легитимных интересов.
  • Система управления усложняется до возможности работать с интересами.
  • В основание деятельности системы управления кладутся стандарты.

 

  • Информационное, или «сетевое» общество

В основном, молодежь Бишкека, ориентированная на социальные сети, кибер-бизнес и т.п.

  • «Исламизированные» общины
  • Джамааты Хизб-ут-Тахрира на юге и в Иссык-Кульской обл.
  • Отрицание национального государственного управления.
  • Внедрение исламских принципов финансирования.

      Как к этому относиться?

  1. Есть группы, которые ставят задачу сведения многообразия Кыргызстана к одному из типов устройства страны: либо к традиционному обществу, и тогда растет кыргызский этнический национализм; либо к «демократическому» обществу, и тогда проводится проамериканская линия рядом НПО; либо к «советскому» обществу, и тогда делается упор на «чиновно-номенклатурные» реформы госаппарата.
  2. Есть группы, работающие на ликвидацию суверенитета Кыргызстана. Обычно это исламистские группировки.
  3. Однако многообразие устройства может стать ресурсом страны. Но для этого необходима поддержка извне национального проекта опоры на многообразие.
  4. Из всех вариантов поддержки и содействия развитию Кыргызстана, только российский вариант учитывает всё многообразие страны, не вырывает одно из т.н. устройств как приоритет действий, и не противопоставляет устройства друг другу.
  5. Сохраняющаяся проблема развития Кыргызстана заключается в слабом умении самого «проекта Кыргызстан» использовать получаемые ресурсы для собственного развития.    

Содействие странам Центральной Азии     

      Что бы там ни говорили, но надо признать: российское влияние в регионе обусловлено тремя факторами: а) географической близостью; б) опытом совместного проживания в едином государстве; в) сохранившимся в самые трудные годы, и развивающимся сегодня взаимодействии. Хотя именно третий фактор некоторыми подвергается сомнению.

      Но как быть с фактами? В 2014 году на территорию России въехало 6,4 млн. граждан из Центральной Азии, причём большинство из них получило работу. Даже нашим профессорам известно, что около 100 тыс. человек – выпускников школ и ВУЗов – выходят ежегодно на рынок труда. А сколько рабочих мест может обеспечить кыргызская экономика: 50%, 40%. О денежных переводах трудовых мигрантов из России, и значении этого фактора ля выживания страны поговорим ниже. Но даже в условиях кризиса и экономических трудностей в России, в 2014 году денежные переводы обеспечивали 49% ВВП Таджикистана, 31,5% ВВП - Кыргызстана и 11,7% ВВП Узбекистана.

      Россия занимает позиции крупнейшего инвестора в регионе, инвестируя не только в проекты в сфере экономики стран, но и в социальную сферу, в образование и человеческое развитие. Не следует забывать о базовом характере деятельности России в сфере обеспечения безопасности региона.

      Но дело даже не в сравнении, кто больше или меньше помогает Центральной Азии. Дело в качестве этой помощи, в содействии развитию стран региона. Особенно наглядно это на примере действий в условиях развернувшегося в 2008 году мирового кризиса.

      Только с 2008 г. по октябрь 2015 года Россия оказала содействие странам Центральной Азии в объёме 5,6 млрд. долларов США.

Безвозмездная финансовая помощь странам Центральной Азии включала в себя:

  • более 3,5 млрд. долларов на двусторонней основе;
  • свыше 570 млн. долларов по линии ООН;
  • более 1,3  млрд. долларов по линии Всемирного Банка и других структур (ОБСЕ и т.д.), а также ЕАЭС, включая часть реализованного в ЦА взноса России в Антикризисный фонд ЕврАзЭС в размере свыше 592,3 млн. долларов.

В частности:

  • выделено около 352 млн. долларов для подготовки военных и гражданских специалистов для стран ЦА в ВУЗах России;
  • переданы десятки тонн имущества и транспортных средств;
  • производится списание внешней задолженности перед Россией;
  • осуществляется поддержка экономик ряда государств региона путем беспошлинной поставки нефтепродуктов;
  • поставлены сотни тыс. тонн продовольствия и семян более чем 100 тыс. домохозяйств.

А ведь ещё нужно учитывать:

  • переводы трудящихся мигрантов из России в страны ЦА только за 2013 – первое полугодие 2015 г. составили свыше 41 млрд. долларов;
  • накопленные и запланированные российские инвестиции в государствах ЦА составляют более 18 млрд. долларов.

      Попробуем посмотреть место Кыргызстана в структуре всей многообразной помощи и содействия развитию стран региона.

  • На двусторонней основе

      Во-первых, в процессе списания находится долг Кыргызстана перед Россией в размере 488,9 млн. долларов.

      Во-вторых, весьма важным стало направление в виде поддержки Россией государственного бюджета Кыргызской Республики:

  • 2009 г. – выделен грант в 150 млн. долларов в качестве безвозмездной финансовой помощи. К тому же 300 млн. долларов выделено в качестве кредита на условиях, сопоставимых с условиями официальной помощи развитию.
  • 2010 г. – мы, конечно, помним, какое это было тяжёлое время для Кыргызстана - 20 млн. долларов в виде гранта на покрытие дефицита государственного бюджета Кыргызстана. В этом же году в качестве безвозмездной финансовой помощи выделены 10 млн. долларов.
  • 2012 г. – Кыргызстан получил грант на поддержку государственного бюджета в размере 25 млн. долларов.
  • 2013 г. – 50 млн. долларов безвозмездная финансовая помощь России на поддержку бюджета Кыргызстана.
  • 2014 г. – 60 млн. долларов безвозмездной финансовой помощи на поддержку бюджета.
  • 2015 г. – уже свирепствует кризис, но безвозмездная финансовая помощь России на поддержку бюджета Киргизии составила 30 млн. долларов.
  • В марте 2016 г. получено ещё 30 млн. долларов.

      Кроме того, создан Российско-Кыргызский Фонд развития в форме международной организации с уставным капиталом в размере 500 млн. долларов и заёмными средствами не менее чем 500 млн. долларов. Предоставлены кредиты двум кыргызским банкам на сумму около 9 млн. долларов каждому. Финансируется проект по расширению и модернизации птицефабрики ОсОО «Брид» на общую сумму 9,4 млн. долларов.

      В-третьих, важнейшим направлением поддержания социально-экономической стабильности в стране остаются денежные переводы трудовых мигрантов. Это сохраняется многие годы, но характерно, что даже в условиях кризиса сохраняется высокая доля денежных переводов в структуре ВВП стран Центральной Азии: 

  • В 2013 г. объём переведённых средств в страны Центральной Азии составил 13,34 млрд. долларов. Из них, на долю Кыргызстана пришлось 2,2 млрд. долларов, что составило 31% к ВВП страны. Для сравнения: в Казахстан переведено 328 млн. долларов; в Таджикистан - 4,155 млрд.долларов (48% к ВВП страны); в Туркмению - 27 млн. долларов; в Узбекистан - 6,633 млрд.долларов (12,28% к ВВП страны).
  • В 2014 г. объём переведённых средств составил 12,177 млрд. долларов. Из них на долю Кыргызстана пришлось 2,062 млрд. долларов; Казахстан – 577 млн. долларов; Таджикистан – 3,854 млрд. долларов; Туркменистан – 31 млн. долларов; Узбекистан – 5,653 млрд. долларов.
  • Личные денежные переводы из России в Кыргызстан (данные Центробанка России) составили: в 2013 г. – 2,113 млрд. долларов; в 2014 г. – 2,062 млрд. долларов, за первое полугодие 2015 г. – 600 млн. долларов. По данным Национального банка Кыргызской Республики в 2013 г. – 2,22 млрд. долларов, в 2014 г. – 2,19 млрд. долларов, а за 8 месяцев 2015 г. – 1,03 млрд. долларов (сокращение на 28,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года).
  • За первый квартал 2015 г. (по данным Центробанка России) трансграничные переводы, осуществленные через системы денежных переводов из России в Кыргызстан составили 230 млн. долларов, во втором квартале сумма составила уже 325 млн. долларов.

      В-четвёртых, суммарные выпадающие доходы Федерального бюджета России за 2010-2014 гг. в результате поставок в Кыргызстан нефтепродуктов на беспошлинной основе составили более 1,8 млрд. долларов:

  • в 2010 г. – 3,6 млн.,
  • в 2011 г.- 335 млн.,
  • в 2012 г. - 494 млн.,
  • в 2013 г. - около
  • в 2014 г. – около 450 млн. долларов.

      В-пятых, уровень накопленных российских инвестиций в экономику центрально-азиатских стран достиг порядка 17,4 млрд. долларов: Казахстан – более 6,7 млрд.; Кыргызстан – более 62,29 млн. долларов (без учёта инвестиций в проекты Камбаратинской ГЭС-1 от 2,5 до 4,2 млрд. долларов и Верхне-Нарынского каскада ГЭС порядка 450 млн. долл. США, поскольку проекты на данный момент денонсированы Кыргызстаном); Таджикистан – более 1,6 млрд.; Туркменистан – более 173 млн.; Узбекистан – более 5,9 млрд. долларов. В том числе, 47% инвестиций пошло в ТЭК, 22% - в цветную металлургию, 15% - телекоммуникации.

      Бросается в глаза худший показатель у Кыргызстана, даже в сравнении с Туркменией. Что это – худшие условия для инвесторов, или стремление кыргызского руководства только к крупным государственным инвестициям? Так или иначе, в условиях экономического кризиса и очевидных трудностей, денонсация больших энергетических проектов поставила Кыргызстан на последнее место по инвестициям из России в Центральной Азии. Из 6600 российских и совместных предприятий в странах Центральной Азии, львиная доля приходится на Казахстан – 5520, и Узбекистан – 944; на долю Кыргызстана – только 193. Хотя здесь надо учитывать инвестиции «Газпрома», которые должны составить 100 млрд. руб. до 2030 г., в т.ч. 35 млрд. руб. в 2015-2017 гг., что несколько меняет положение.

      Сюда же следует отнести оказание содействия Кыргызской Республике в реализации «дорожной карты» по присоединению к Таможенному союзу на общую сумму 200 млн. долларов в 2014-2015 гг.; в 2015-2016 гг. – до 129 млн. долларов.

      В 2013 г. в Кыргызстан поставлены автомобили, микроавтобусы и вертолет на общую сумму 145,3 млн. рублей (в рамках помощи в проведении саммита ШОС в Бишкеке).

      На формирование уставного капитала Российско-Кыргызского Фонда развития перечислено 350 млн. долларов. Еще 100 млн. долларов перечислено в 2015 г. В этом же году оказана финансовая помощь Кыргызстану за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета в размере до 30 млн. долларов.

      Обучение граждан государств ЦА в России за 5 лет обошлось российскому бюджету в более чем в 295 млн. долларов (расходы на одного иностранного слушателя в год составляют от 10 до 25 тыс. долларов).

      В-шестых, за период 2008 г. по 2015 г. объём помощи в сфере здравоохранения составил более 7 млн. долларов. В 2008-2009 гг. – около 1 млн. долларов. В 2011 г. – 64 тыс. долл. направлено на обеспечение техническими средствами реабилитации детей с ограниченными физическими возможностями (150 кресел-колясок различных конструкций, а также 180 инвалидных колясок для детей - от имени президентов России и США). В 2013 г. – 4,8 млн. долларов, в 2014 г.  – 200 тыс. долларов, в 2015 г. – 813 тыс. долларов (на цели материально-технической поддержки лабораторий по диагностике инфекционных болезней), 140 тыс. долларов (на закупку 6 карет скорой помощи и мобильной станции для флюорографии в порядке гуманитарной поддержки жителей г. Бишкек).

      В-седьмых, важным направлением содействия Кыргызстану стала продовольственная помощь. В 2010 г. поставлено 1,5 тыс. тонн семян озимой пшеницы на сумму 754 тыс. долларов. В 2011 г. поставлена 1 тыс. тонн семян ярового ячменя российского происхождения на сумму до 960 тыс. долларов. В 2012 г. поставлено 20 тыс. тонн семян на сумму
3,8 млн. долларов. В 2013 г. поставлено 15 тыс. тонн продовольственной пшеницы на сумму 2,94 млн. долларов.

      Особое направление содействия представляет собой безопасность и миростроительство. В 2011-2012 гг. Погранслужбой ФСБ России было передано имущество для нужд пограничных войск Кыргызстана на общую сумму около 30 млн. долларов.

      В 2011 г. Россия выделила 1,8 млн. долларов на строительство нового здания Государственной службы Кыргызской Республики по контролю за наркотиками (ГСКН КР), а также выделено 3,4 млн. долларов на оказание финансовой помощи деятельности ГСКН. В 2013 г. выделено ещё 4,6 млн. долларов на материально-техническое содействие ГСКН КР. В 2014-2016 гг. уже осуществлено и планируется финансирование в объёме 7,2 млн. долларов на мероприятия по оказанию помощи ГСКН КР.

      В 2012 г. ФТС России передало в дар Таможенной службе Кыргызстана  57 автомобилей повышенной проходимости на общую сумму 2,85 млн. долларов.

 

  • Чрезвычайная гуманитарная помощь

     Постоянно оказывается гуманитарная помощь странам Центральной Азии. Сложная ситуация в Кыргызстане потребовала особого внимания с 2010 года.

      В  2010 г.по линии МЧС России для ликвидации последствий межэтнического конфликта в Кыргызстан поставлено около 3 тыс. тонн гуманитарных грузов (продовольствие, одежда, палатки, предметы первой необходимости, медикаменты, медицинское оборудование), 37 единиц автомобильной техники, 20 тыс. тонн дизельного топлива, 2,5 тыс. тонн семян зерновых культур. Общий размер помощи - более 11,5 млн. долларов. В Узбекистан поставлено 120 тонн гуманитарной помощи для беженцев из Кыргызстана. Общий размер помощи - более 3 млн. долларов.

  • Официальная помощь развитию

      В программу развития ООН (ПРООН) в 2008-2010 гг. единовременный целевой взнос России составил 2,5 млн. долларов. Кроме того, на программу экономического восстановления в 2010 г. Россия выделила Кыргызстану ещё 1 млн. долларов. Россия участвует в финансировании проекта «Комплексное развитие Нарынской области» (2013-2015 гг.), выделив 1 млн. долларов, а также закупив швейное и поварское оборудование, методическую литературу. Идёт работа по проектам социально-экономического развития Кыргызстана:

  • по сокращению бедности- 0,477 млн. долларов США;
  • бедность и окружающая среда – 0,9 млн. долл.
  • улучшение энергоэффективности в зданиях– 0,9 млн. долл.
  • управление полихлорированными дифенилами – 1,065 млн. долл.
  • развитие малых ГЭС – 1,61 млн. долл.
  • управление климатическими рисками – 0,6 млн. долл.
  • охрана окружающей среды для устойчивого развития – 0,45 млн. долл.
  • консолидация и расширение программы ДОТС посредством обеспечения доступа к диагностике и лечению лекарственно-устойчивых форм туберкулеза – 19,51 млн. долл.
  • прекращение передачи малярии на местном уровне и переход к её искоренению – 1,17 млн. долл.
  • Поддержка правительства в ответе на ВИЧ – 0,132 млн. долл.

      Кроме того, в 2015-2017 гг. вносится за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета добровольный целевой взнос РФ в размере до 6 млн. долларов. Взнос идёт в фонд Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных наций на финансирование расходов, связанных с реализацией проектов по оказанию технической помощи. Она оказывается  правительствам Армении, Кыргызстана и Таджикистана в обеспечении продовольственной безопасности и питания, а также устойчивого развития сельского хозяйства, в т.ч. до 2 млн. долларов в 2015 г., до 2 млн. долларов в 2016 г., до 2 млн. долларов в 2017 г.

      Миллионы долларов с 2008 г. внесены Россией через Всемирную организацию здравоохранения (ВОЗ) и ЮНИСЕФ на проекты в Кыргызстане.

      Ежегодная значительная помощь Кыргызстану оказывается в рамках Всемирной продовольственной программы:

  • в 2010-2011 гг. по 5 млн. долл. выделено Кыргызстану в рамках ежегодного донорского взноса на продовольственную помощь;
  • в 2012 г. в рамках ежегодного донорского взноса выделено Кыргызстану пшеничной муки на 4 млн. долл. Также в этом году выделен единовременный целевой взнос в размере 1 млн. долл. по программе «Продовольствие в обмен на работу»;
  • в 2009-2013 гг. – 23 млн. долларов США для Кыргызстана (в рамках регулярных и дополнительных взносов);
  • в 2013-2015 гг. – 22 млн. долл., в т.ч. до 7,4 млн. долл. в 2014 г. и до 6,6 млн. долл. в 2015 г. на содействие созданию устойчивых систем школьного питания в Кыргызстане и Таджикистане;
  • в 2012-2014 гг. на проекты в Кыргызстане, в т.ч. на программу школьного питания, выделено 6,893 млн. долларов;
  • в 2014 г. – Кыргызстану в счет реализации регулярного взноса РФ в фонд ВПП ООН (4 млн. долл. США) доставлено 3 013 тонн пшеничной витаминизированной муки;
  • в 2015 г. – 4 млн. долл. - единовременный целевой взнос РФ в фонд Всемирной продовольственной программы ООН на финансирование расходов, связанных с оказанием продовольственной помощи Кыргызстану;
  • в 2015 г. осуществлена поставка 1552,5тонн витаминизированной пшеничной муки в Кыргызстан; в этом же году доставлена продовольственная помощь на 3 млн. долларов.

      Постоянно оказывается помощь через Организацию Объединённых Наций по промышленному развитию (ЮНИДО):

  • в 2009-2013 гг.
  • в  2015 г. - 198, 58 тыс. долларов - на развитие производства экономически эффективных строительных материалов в Кыргызстане  с целью создания рабочих мест и поддержки предпринимательской деятельности.

       Россия участвует в оказании помощи странам Центральной Азии по различным программам международных организаций, где Кыргызстану уделяется значительное внимание. Среди них:

  • Объединённая программа ООН по ВИЧ/СПИД (ЮНЭЙДС). За последние 2 года из 16,5 млн. долларов на страны Центральной Азии и Восточной Европы, 1,14 млн. долларов выделено Кыргызстану.
  • Управление ООН по борьбе с наркотиками и преступностью (УНП ООН). В
  • с 2011 г. выделен 31 млн. долларов. Целевое назначение: оказание содействие по борьбе с наркотиками в Кыргызстане и Таджикистане.

      Выделяются средства в рамках многих других международных организаций, таких как «Всемирный Банк», ОБСЕ, «Совет Россия – НАТО», так и отдельных программ, где реализуются целевые взносы России для Кыргызстана и других стран Центральной Азии. Особенно впечатляющей была помощь через механизм Антикризисного фонда (ЕврАзЭс):

  • в
  • в 2013 г. – 20 млн. долларов. Предоставление инвестиционного кредита из средств АКФ для проекта «Финансирование поставок сельскохозяйственной техники в Кыргызскую Республику»;
  • в 2013 г. – предоставление инвестиционного кредита в размере
    60 млн. долларов на проект «Реконструкция участка автомобильной дороги Бишкек-Ош, фаза IV»;
  • в 2012 г. – 38,3 млн. долларов на реализацию программы ЕврАзЭС по рекультивации хвостохранилищ в Центральной Азии (получатель средств – Кыргызстан); с 2013 г. – 24 млн. долларов на эти цели;
  • В целом на программы по возведению транспортной инфраструктуры стран Центральной Азии выделено около 300 млн. долларов.

      Евразийский фонд стабилизации и развития (ЕФСР) – основной акционер – РФ (88% доля России в капитале ЕФСР) реализует 5 инвестиционных проектов (по состоянию на сентябрь 2015 г.) на общую сумму 285 млн. долларов. В июле прошлого года одобрено выделение Кыргызстану 
 100 млн. долларов на финансирование реконструкции Токтогульской ГЭС. Существенно то, что на уровне государственного партнёрства Россия продолжает оказывать основную помощь в сфере поддержания энергетики Кыргызстана.

      Таким образом, представляется важным не умалять роли и вклада различных стран в развитие Центральной Азии. И уж, конечно, никто не собирается сомневаться в роли Китая в экономическом развитии Кыргызстана, и всей Центральной Азии. Однако, каждый непредвзятый исследователь, каждый ответственный общественный деятель в Кыргызстане не может не учитывать реальную картину международного содействия развитию страны, в котором роль России – ключевая.

      Хотя, пора уже отходить от невольного противопоставления стран друг другу на большом континентальном пространстве, привычка, сложившаяся в 90-е годы. Самым главным фактором является то, что страны региона и Россия вместе принадлежат к единой Евразийской цивилизации (не пантюркистской или панславянской), или сверхцивилизации, если так угодно некоторым профессорам. И вот эту историческую реальность трудно опровергнуть.  


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение